Проект Развитие эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста «Живые смайлики»
проект по психологии

Шарова Александра Вячеславовна

Чувства и эмоции являются важной составляющей самовыражения и проявления человека. В чувствах и эмоциях человек каждый день выражает личное отношение к окружающим, а также к предметам и явлениям мира. Несмотря на то, что эмоции и чувства имеют большое значение в нашей жизни, наши знания о них сводятся к тому, чтобы просто давать им соответствующие названия.

Эмоции выражаются жестами, мимикой, пантомимикой, изменениями тональности голоса, а также некоторыми внешними проявлениями (потоотделение, покраснение и т.п.). При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте человек не только обладает скудным набором эмоций, но и не способен определить, какие чувства испытывают окружающие его люди. Это может стать серьезной проблемой для социализации, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.

Эмоциональный интеллект — это способность к распознаванию своих, а также чужих эмоциональных реакций и состояний и умение контролировать их. Эмоциональный интеллект может быть достаточно развитым с детства. Первые интеллектуальные действия, связанные с эмоциями, появляются уже в трехлетнем возрасте, когда ребенок начинает оценивать действия окружающих или героев сказок. К 4 годам у детей появляется способность определять эмоциональный окрас речи взрослых, а также осознавать причины возникновения чувств. Наибольшее значение для качества будущего эмоционального интеллекта имеет поведение родителей, а также их отношение.

Самое главное, на что родителям стоит обратить внимание до 5 лет — развитие эмоциональной сферы, двигательной активности и речи. Потому что у современных детей наблюдается перекос: основной упор делается на развитие интеллекта, а все остальное «хромает».

Эмоциональный интеллект тесно связан с эмпатией (способностью сопереживать, понимать чувства других). Для многих эта способность малодоступна, и связано это как раз с тем, что в период развития эмоций им уделяется недостаточно внимания. Родители, зачастую неспособные справиться с собственными эмоциями и понять их, требуют этого от своего ребенка. Взрослые говорят ребенку не плакать, не злиться, не обижаться, не кричать, а сами при этом позволяют себе лишнюю агрессию, а иногда даже физическое насилие. Ребенку запрещают выражать эмоции, что в последствии может приводить к слабому выражению своих эмоций и к безразличию к чувствам окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Развитие эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста

«Живые смайлики»

Актуальность

Чувства и эмоции являются важной составляющей самовыражения и проявления человека. В чувствах и эмоциях человек каждый день выражает личное отношение к окружающим, а также к предметам и явлениям мира. Несмотря на то, что эмоции и чувства имеют большое значение в нашей жизни, наши знания о них сводятся к тому, чтобы просто давать им соответствующие названия.

Эмоции выражаются жестами, мимикой, пантомимикой, изменениями тональности голоса, а также некоторыми внешними проявлениями (потоотделение, покраснение и т.п.). При недостаточно развитом эмоциональном интеллекте человек не только обладает скудным набором эмоций, но и не способен определить, какие чувства испытывают окружающие его люди. Это может стать серьезной проблемой для социализации, что особенно актуально для детей дошкольного возраста.

Эмоциональный интеллект — это способность к распознаванию своих, а также чужих эмоциональных реакций и состояний и умение контролировать их. Эмоциональный интеллект может быть достаточно развитым с детства. Первые интеллектуальные действия, связанные с эмоциями, появляются уже в трехлетнем возрасте, когда ребенок начинает оценивать действия окружающих или героев сказок. К 4 годам у детей появляется способность определять эмоциональный окрас речи взрослых, а также осознавать причины возникновения чувств. Наибольшее значение для качества будущего эмоционального интеллекта имеет поведение родителей, а также их отношение.

Самое главное, на что родителям стоит обратить внимание до 5 лет — развитие эмоциональной сферы, двигательной активности и речи. Потому что у современных детей наблюдается перекос: основной упор делается на развитие интеллекта, а все остальное «хромает».

Эмоциональный интеллект тесно связан с эмпатией (способностью сопереживать, понимать чувства других). Для многих эта способность малодоступна, и связано это как раз с тем, что в период развития эмоций им уделяется недостаточно внимания. Родители, зачастую неспособные справиться с собственными эмоциями и понять их, требуют этого от своего ребенка. Взрослые говорят ребенку не плакать, не злиться, не обижаться, не кричать, а сами при этом позволяют себе лишнюю агрессию, а иногда даже физическое насилие. Ребенку запрещают выражать эмоции, что в последствии может приводить к слабому выражению своих эмоций и к безразличию к чувствам окружающих.

Эмоциональный интеллект обеспечивает человека важными навыками, без которых практически невозможно прожить полноценную жизнь. Среди них:

  • Взаимодействие с окружающими;
  • Понимание чувств людей;
  • Контроль своих эмоций;
  • Способность ориентироваться в сложных ситуациях;
  • Проявление лидерских качеств;
  • Быстрый поиск компромиссных решений.

Дети с развитым эмоциональным интеллектом обладают высокой стрессоустойчивостью, способны мыслить креативно, быстро находят решения, а также без проблем включаются в процессы обучения.

Цель проекта

Цель проекта – создание условий для развития эмоционального интеллекта,        повышение осознанного восприятия ребёнком своих эмоциональных проявлений, а также развитие социально – личностной компетентности.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

  • Расширять знания детей об эмоциональных реакциях;
  • Формировать        способность        распознавать        свои        эмоции        и        эмоции окружающих;
  • Формировать способность понимать причинно-следственные связи при возникновении тех или иных эмоций;
  • Помочь ребёнку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционально состояния;
  • Формировать способность детей к эмоциональной саморегуляции;
  • Формировать коммуникативные умения у детей.

         Результаты

В        результате        работы        по        формированию        эмоционального        интеллекта ожидается достигнуть следующие результаты:

  • Дети имеют представления об эмоциях разного спектра;
  • Дети способны определить свое и чужое эмоциональное состояние;
  • Дети способны определить источник эмоционального состояния;
  • Дети способны адекватно выразить свое эмоциональное состояние;
  • Дети владеют техниками стабилизации эмоционального состояния;
  • Дети эффективно взаимодействуют между собой в группе.

        Описание проекта

Работа по проекту проводится с детьми старшего и подготовительного возраста один раз в неделю. Форма работы: групповая. Занятия проходят в виде тренингов.

Тренинговый блок включает в себя следующие направления работы:

  • Научить понимать и осознавать потребности и эмоции тела (Я – не есть моя эмоция), развить мышечное внимание;
  • Формировать у дошкольников потребность и умение накапливать положительные эмоции, распознавать и справляться с неполезными эмоциями;
  • Научить позитивно (без раздражения, капризов, агрессии) реагировать на различные жизненные ситуации;
  • Заложить у дошкольников основы умения анализировать и понимать себя и собственное поведение (что происходит и почему), поведение других людей, управлять своими эмоциями, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • Формировать способствовать адекватному для дошкольников ролевому развитию, а также формированию эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения;
  • Научить дошкольников поддерживать сотрудничество;
  • Развитие способности понимать окружающих, эмоции и чувства окружающих людей, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
  • Обеспечить осознанное участие семьи.

При проведении занятий используются различные методы:

  1. Ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры.
  2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
  3. Игры, направленные на развитие воображения.
  4. Релаксационные упражнения.
  5. Развивающие упражнения.
  6. Рисуночные методы.
  7. Пальчиковые игры.
  8. Дыхательные упражнения.
  9. Телесные упражнения.

Структура занятий.

По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у детей определенного положительного эмоционального фона.

Задания для основной части занятия подбираются с учетом их направленности на развитие эмоциональной сферы: развитие у детей способности определять эмоциональное состояние, его причины и способы саморегуляции, овладение способами взаимодействия с другими детьми и другое.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы воспитанников и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Ответы детей на вопрос, чем они занимались и чему научились на данном занятии.

Принципы проведения занятий:

  1. Безопасность: создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
  2. Возрастное соответствие: предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности детей.
  3. Деятельностный принцип: задачи развития коммуникативных навыков достигаются через использование различных видов деятельности.
  4. Дифференцированный подход: учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
  5. Рефлексия: совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
  6. Конфиденциальность: адресность информации о ребенке родителям. Акцент на рекомендациях.

Этапы проекта

Содержание проектной деятельности/ мероприятия

1 этап – диагностико-организационный

(сентябрь-декабрь)

1.  Поиск информации, работа с интернет-ресурсами, изучение литературы по теме.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Психологическая диагностика:

- Карта наблюдения за поведением детей в группах (модификация методики Д. Стотта)

- Игра «Секрет» (методика «Социометрия»

Я.Л. Коломнинского в модификации Т.А. Репиной).

4. Консультации для педагогов «Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста», «Как научить ребенка управлять своими эмоциями».

5. Разработка программы курса коррекционно-развивающих занятий по теме «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей через применение телесно-ориентированных техник» для старших дошкольников.

6. Составление картотеки игр и упражнений с включением телесно-ориентированных техник по возрастам.

2 этап – организационно-практический

(октябрь)

1. Внедрение в модель организации образовательной деятельности ДОУ телесно-ориентированных форм работы, обеспечивающих приобретение каждым ребенком опыта произвольной регуляции собственных эмоций и поведения.

2. Реализация программы коррекционно-развивающих занятий по развитию навыков саморегуляции эмоций дошкольников, которые имеют определенные трудности в данной сфере (педагог-психолог).

3. Проведение психологических акций «День объятий», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Поделись улыбкою своей», «Неделя доброты»

3 этап – итоговый

(май)

Подведение итогов проектной

деятельности, составление аналитического отчёта. Учет пожеланий и рекомендаций всех участников проекта в дальнейшей организации совместной деятельности

  • Краткое описание работы над проектом.
  • В процессе работы над проектом была разработана модель применения телесно-ориентированных техник в образовательной деятельности детского сада. Реализация данной модели строится на включении разнообразных игровых телесных техник в режим дня дошкольников, начиная с младшего дошкольного возраста и на протяжении всего периода пребывания в ДОУ:

Режимный момент

Мероприятия

Утро

Игры на телесный контакт:

- игры-приветствия, эмоциональные игры «Хлопаем в ладоши!», «Дай ручку!», «Это я», «Имя и движение», «Поприветствуем друг друга», «Возьмёмся за руки, друзья», «Прикосновения», «Поделись своим теплом», «Рисунок на спине» и др.

- коммуникативные игры «Продолжи фразу и покажи», «Угадай, кто я», «Зеркало», «Тень», «Где мы были, мы не скажем», «Магазин игрушек», «Угадай, кто позвал», «Прыг - скок», «Раздувайся пузырь» и др.

Утренняя гимнастика: дыхательные упражнения, самомассаж, направленные на создание позитивного настроя, увеличение энергетического потенциала.

Организованная образовательная деятельность

Кинезиологические упражнения «Гимнастика ума»

Динамические паузы на сброс психомышечного и психоэмоционального напряжения

Релаксационные упражнения

Психогимнастические упражнения, этюды (дети выражают мимикой, жестами позами смену настроений, описываемых в стихотворении, отображают поведение в разных ситуациях)

Рефлексия – отображение своего эмоционального состояния

Прогулка

Подвижные игры различной интенсивности, самостоятельная двигательная активность.

Игры-установки «Возьмите себя в руки», «Врасти в землю», «Сбрось усталость», «Стойкий оловянный солдатик», «Ты- лев», «Просыпайся, третий глаз!», «Заряд бодрости», «Дыши и думай красиво», «Замри»  и др.

Перед обедом

«Минутки общения» - «Расскажи стихи руками», «Если нравится тебе, то делай так», «Дружный круг», «Слышу-вижу-понимаю», «Солнечный зайчик» (Развитие коммуникативных навыков, снятие напряжения).

Сон

Ритуалы засыпания и пробуждения (тихий голос, положительные установки, легкий расслабляющий массаж и поглаживания при необходимости/бодрящая гимнастика).

2 половина дня

«Минутки радости, удовольствия и пользы»: включают в себя массаж в парах, самомассаж, дыхательную гимнастику, звуковые прослушивания (аудиосказки, звуки природы), игровой стретчинг (упражнения на растяжку мышц); сочетаются с веселыми и забавными стихами, песенками.

Общение в кругу.

  • В таблице видно, какие игры, упражнения, игровые задания для детей используются воспитателями в разные режимные моменты. Данное соотнесение телесно-ориентированных техник в режимных моментах условно, и может меняться и дополняться в течение дня в зависимости от возраста детей, цели и задач, тематической направленности, разных видов деятельности.
  • Много радости и позитива приносят детям и взрослым наши совместные акции «День объятий», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Поделись улыбкою своей». Отмечено, что в дни проведения акций в группах проявляется меньше конфликтов между детьми.
  • Проводившиеся мероприятия позволили добиться того, что дети стали чаще объединяться на основе общих эмоциональных переживаний, проявлять эмпатию (берутся за руки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу, уступают место, что раньше проявлялось значительно реже).
  • Ещё одним направлением работы в рамках проекта является реализация программы курса коррекционно-развивающих занятий по теме «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей через применение телесно-ориентированных техник» для старших дошкольников. Курс занятий проводит педагог-психолог в сотрудничестве с воспитателями и родителями. Занятия посещают дети с трудностями эмоциональной сферы, нарушениями поведения и общения.
  • Целью программы является формирование основ саморегуляции эмоциональной сферы ребенка.
  • Задачи: 1. Способствовать формированию у детей положительного образа своего тела; 2. Формировать умение осознавать и отображать эмоциональные состояния свои и других людей, адекватно на них реагировать; 3.Формировать механизмы и способности произвольной психической регуляции своими психическими и эмоциональными состояниями; 3. Воспитывать у детей дружеские, доверительные отношения, умение сопереживать, сочувствовать.
  • Программа содержит следующие тематические разделы: «Я и моё тело», «Я и мои эмоции», «Я учусь владеть собой», «Я и другие». Особенностью проведения занятий является включение телесных техник в процесс познания мира чувств и эмоций.
  • Игры и этюды по теме «Я и моё тело», способствуют позитивному отношению детей к своему телу, ребята говорят о помощниках – его частях, приобретают навыки ими произвольно управлять, тренируют выразительность движений. Этому служат игровые задания с движениями, игры и упражнения на контакт с телом, например, «Солнечный зайчик», «Спина к спине», «Лодочка», «Рисунок на спине», «Тряпичная кукла», «Найди на ощупь названную часть тела», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и другие.
  • В тематическом разделе «Я и мои чувства» дети знакомятся с базовыми эмоциями человека, учатся их дифференцировать и отображать в мимике, жестах, пантомимике, в интонациях. Этому служит и рассматривание собственной мимики перед зеркалом, и работа с пиктограммами эмоций, и проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется произвольная регуляция эмоций.
  • Задача раздела «Я учусь владеть собой» – формировать у детей умения управлять некоторыми своими эмоциями и чувствами с использованием телесно-ориентированных техник. Поскольку любые эмоции так или иначе проецируются на тело, то управляя или каким-либо образом манипулируя с телом, мы учим детей контролировать эмоцию. Большинство игр и упражнений включают психогимнастику, где дети усваивают элементы техники выразительных движений, психомышечную тренировку (упражнения на расслабление мышц), самомассаж.  
  • При работе с детьми по теме «Я и другие» проводятся подвижные игры, общеукрепляющие и парные упражнения, игры на развитие навыков общения, которые помогают детям научиться действовать сообща, подчинять свои интересы интересам других, развивают навыки самоконтроля поведения в процессе межличностного взаимодействия. 
  • Одним из условий реализации программы является то, что игры и упражнения, проводившиеся на занятиях, закрепляются воспитателями с детьми в группе (передаются через тетради взаимосвязи воспитателя с педагогом-психологом). Игры на эмоции и телесный контакт также рекомендованы родителям для совместного проведения с детьми дома (в виде папок передвижек и памяток).
  • Практическое применение продукта проектной деятельности. 
  • В результате проводившейся работы были созданы и применяются в практической деятельности следующие виды методических продуктов для педагогов и родителей:
  • - Сборники игр и упражнений с включением телесно-ориентированных техник, разработанные по возрастам. Они выглядят как перекидной настенный календарь «Обнимашки каждый день».
  • - Папки-передвижки для родителей, содержащие советы по общению с ребенком, подборки игр, развлечений, занятий дома, дополненные яркими иллюстрациями. Папки-передвижки размещены в приёмных, постоянно обновляются новым материалом, в зависимости от тематического планирования группы.
  • - Электронные сборники игр и упражнений, размещенные на сайте ДОУ.
  • Динамика эмоционально-личностного развития детей выражается в следующем: наши воспитанники гораздо чаще проявляют эмпатию, лучше устанавливают более крепкие взаимоотношения с родителями и сверстниками; проявляют лидерские навыки; умеют выражать эмоции социально приемлемым способом
  • Реализация данного проекта продолжается, а многие идеи и мероприятия уже стали добрыми традициями в организации образовательного пространства детского сада.
  • Используемая литература:
  • 1.        Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И.В. Ганичева. – М.: Книголюб, 2004.        
  • 2. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1997.
  • 3. Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М. : Генезис, 2000.
  • 4. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей. – Ярославль : Академия развития, 1996.
  • 5. ФГОС дошкольного образования / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г., №1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...

Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок"

Проект "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством сказок"...