Мастер-класс «Использование камней «Марблс» в работе педагога с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии

Казакова Анна Юрьевна

      У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы, которые мы используем в своей работе. Сегодня я хочу поделиться с Вами одним из нетрадиционных методов работы с детьми – камешками «Марблс».

     Немного из истории….

     Стеклянный камешек  «Марблс»– далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Камни получили свое название от английского «Марблс» (то есть мраморные). Камни «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

    Современные «Марблс» делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.

  

       Этот материал является для детей привлекательным и вызывает у них большой интерес. Применение данной технологии позволяет развивать мелкую моторику, воображение, память, внимание, восприятие и мышление, формирует умение анализировать и сравнивать, формирует познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в таких понятиях, как цвет, величина, количество, форма. Эти камни можно использовать – с 2-3 лет и старше. Форма работы: индивидуальная и  малыми группами (3-5 человек). Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное упреждение

детский сад «Сказка» п. Магдагачи

Мастер-класс

«Использование камней «Марблс»

 в работе педагога с детьми

дошкольного возраста»

                                                        Составила: педагог-психолог высшей  

                                                                                  квалификационной категории

                                                                         Казакова Анна Юрьевна

2023 год

Мастер-класс

«Использование камней «Марблс» в работе педагога

 с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в работе с

          детьми.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с технологией использования камешков Марблс в работе с детьми.

2. Способствовать появлению интереса у педагогов к внедрению камней Марблс в работу с детьми.

3. Закрепить на практике полученные знания.

Оборудование: камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера,

картинки для работы, буквы и цифры, мандалы, сухой бассейн, муфта, музыка для релаксации.

Ход мероприятия:

    Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада Вас приветствовать на моём

мастер-классе, тема которого «Использование камней «Марблс» в работе педагога с детьми дошкольного возраста».

    У каждого педагога есть своя «Педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приёмы, которые мы используем в своей работе. Сегодня я хочу поделиться с Вами одним из нетрадиционных методов работы с детьми – камешками «Марблс».

     Немного из истории….

   Стеклянный камешек  «Марблс»– далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Камни получили свое название от английского «Марблс» (то есть мраморные). Камни «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

    Современные «Марблс» делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.

   

    Этот материал является для детей привлекательным и вызывает у них большой интерес. Применение данной технологии позволяет развивать мелкую моторику, воображение, память, внимание, восприятие и мышление, формирует умение анализировать и сравнивать, формирует познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в таких понятиях, как цвет, величина, количество, форма. Эти камни можно использовать – с 2-3 лет и старше. Форма работы: индивидуальная и  малыми группами (3-5 человек). Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

     Внедряя данную технологию в работу с детьми большое внимание стоит уделить технике безопасности. Дети должны быть под постоянным контролем взрослого и им необходимо озвучить следующие правила:

1. Камни нельзя брать в рот, засовывать в нос и уши. Это может быть опасно.

2. Камни нельзя кидать. Они стеклянные и могут разбиться.

       Ну, а теперь мы перейдём к практической части нашего мероприятия.

  Я предлагаю вам вспомнить любимую детскую игру «Колечко».

- Колечко, колечко выйди на крылечко! (выбираю  группу из 3 человек.)

   Я предлагаю вам сесть за один большой стол. Перед вами вазы с камнями Марблс, закройте глаза, опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые, прозрачные, полупрозрачные и т.д)

- Откройте глаза и посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

   Какие эмоции у вас появляются, когда вы видите такое многообразие разноцветных камней? Что хочется сделать с ними? (педагоги дают ответы на эти вопросы).    Камни притягивают и завораживают не только детей, но и взрослых, они

вызывают восторг, поднимают настроение и желание поиграть с ними,  по перекладывать их с места на место. Вот мы с вами сейчас и займёмся игрой.

Первая игра, которую я хотела бы вам предложить называется «Чудесный мешочек».

Игра на формирование грамматического строя речи.

Ребёнок достает камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

Зелёный камешек – зелёный огурец, зелёная лягушка, зелёный крокодил и т.д.

Синий камешек – синий кит, синие колокольчики, синий шарик и т.д.

Жёлтый камешек – жёлтые бананы, жёлтая коляска, жёлтое солнце и т.д.

   С детьми младшего дошкольного возраста можно провести игру «Разноцветные заплатки».

2. Игра «Разноцветные заплатки»

Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.

Оборудование: камни марблс разных цветов; шаблоны.

Описание: психолог просит участников выбрать себе шаблон и закрыть белые отверстия на шаблоне с помощью камней марблс, подбирая их по цвету.

-« Продолжи узор».

Продолжить узор или ряд.  Это упражнение развивать память, умение воспроизводить последовательность элементов.

-«Дорожка»

Продолжить ряд  по образцу соотнося камушек с заданным цветом.

3.«Знакомство с буквой»

  «Знакомство с цифрой»

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы/ цифры, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки «Марблс», карточки с образцами букв/ цифр для наложения камушков.

Задание: Педагог уточняет название букв/цифр  и закрепляет их образ путем наложения камушков на их контур.

    Если вы знакомите ребенка с буквами/ цифрами, то можно предложить выложить данную буку/цифру из камешков разных цветов, либо использовать камешки одного цвета.

   Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

- «Обучение счету».

 Соотношения числа и количества, выложи число.

Далее игра-упражнение на развитие пространственных представлений:

4. «Положи правильно». Педагог дает устные задания типа: Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

5. «Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх, налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.

Камни марблс также можно использовать  на занятиях по изобразительной деятельности. Здесь нам на помощь приходят мандалы. Давайте с вами тоже попробуем выполнить это задание.

6. Задание «Создание узора»

Цель: развитие творческого воображения, снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: камни марблс, мандалы.

Описание: Психолог предлагает участникам создать свою мандалу. Для этого они берут круг и украшают его с помощью камней.

     На начальных этапах можно использовать готовые мандалы, задача детей только украсить её. После выполнения заданий можно сфотографировать получившиеся работы и сделать фотовыставку.

7. Игра «Корректурная проба»

Цель: развитие внимания.

Оборудование: камни марблс разных цветов; шаблоны.

Описание: педагог предлагает ребёнку закрыть на шаблоне определённую картинку (например: мячик). Задачу можно усложнить и предложить ребёнку закрывать мячики красным камнем, а машинки — синим камнем.

- «Художники».

 Выложить картинку по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.

8. Релаксационное упражнения

- «Сухой бассейн»

Цель: развивать умение выбирать предметы. (Например, мелкие игрушки, природный материал- бобы, фасоль и т.д.)

Оборудование: ёмкость, шарики марблс

Задание: педагог предлагает найти камешки среди бобов сначала одной рукой, затем другой. Усложнение: поиск камней с закрытыми глазами.

Муфта»

Приятное релаксационное воздействие шариков Марблс на рецепторы пальцев.

«Мы насыпали шары и пальцы запустили…

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили!»

- «Подводный мир»

Предлагается выложить рисунок на заданную тему – «Подводный

мир» без образца на чистом листе А4.

9. Рефлексия

     Игр и заданий, где можно использовать камни Марблс большое количество. Я вам сегодня показала лишь некоторые из них. Разноцветные камешки успешно применяются и для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации.

    А если подключить свою фантазию и желание удивить детей, доставить им истинную радость, то получиться много - много всего интересного!

 В завершение своего мастер-класса хочу поблагодарить вас за активное участие. И хотелось бы, узнать вашу оценку.

      Если вам понравилось, и вы будете использовать эту технологию игры с камешками марблс, то выложите из камешек улыбку, если вы считаете, что это не интересно – печальную улыбку.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи Мастер-класс «Использование камней « Марблс » в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Подготовила: педагог-психолог высшей квалификационной категории Казакова Анна Юрьевна 2023 год

Слайд 2

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев…» В. А. Сухомлинский « Рука — это инструмент всех инструментов »,- заключал еще Аристотель « Рука — это своего рода внешний мозг», — писал Кант

Слайд 3

Немного из истории … Стеклянный камешек « Марблс » - далекий потомок глиняных камешков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей . Камешки получили свое название от английского « Марблс », то есть мраморные

Слайд 4

Использование камешков « Марблс » на практике решает следующие задачи: 1. Повышение мотивационной и познавательной активности. 2. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения, речи. 3. Формирование положительного эмоционального настроя. 4. Развитие сенсорного восприятия. 5. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. Формирование правильного захвата камешка кистью руки. 6. Развитие тактильных ощущений. 7. Развитие навыков ориентировки в микропространстве (на плоскости).

Слайд 5

Форма работы с камешками « Марблс »: индивидуальная Требования к организации проведения упражнений с камешками « Марблс » Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук П одбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей групповая

Слайд 6

Особое внимание уделяем правилам безопасности 1. Объясните ребенку , что камешки « Марблс » несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот 2. Не оставляйте наборы в доступном для детей месте 3. Даже если ребенок старше трех лет, играть он должен только в присутствии взрослых

Слайд 7

ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ !

Слайд 8

Использование камешков « Марблс » на практике «Помоги мышке»

Слайд 9

Использование камешков « Марблс » на практике «Знакомство с буквой» «Знакомство с ц ифрой» «Обучение счёту»

Слайд 10

Игра –упражнение на развитие пространственных представлений «Положи правильно» «Разноцветные дорожки»

Слайд 11

Камни Марблс можно использовать на занятиях по изобразительной деятельности «Создание узора»

Слайд 12

Игры на развитие внимания «Корректурная проба» «Трафареты»

Слайд 13

Релаксационные упражнения «Сухой бассейн» «Муфта»

Слайд 14

Игра в « Марблс » признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Мастер- класс «Использование интерактивных игр в физкультурно- оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Ни для кого, ни секрет, что с каждым годом возрастает количество детей, не имеющих устойчивой мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья; у ребёнка с малых лет нет правильного отношения к сво...