Использование методов нейропсихологии при работе с детьми ОВЗ
консультация по психологии

Консультация для педагогов дошкольных групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Использование методов нейропсихологии при работе с детьми ОВЗ

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.

Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий.

По исследованиям физиологов, правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.

Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Одним из направлений нейропсихологической коррекции является развитие межполушарных связей. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.) и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

Упражнения следует выполнять по утрам перед любым обучающими мероприятиями. При этом обстановка должна быть спокойной, поскольку только тогда достигается наибольшее интегрирующее воздействие упражнений. Основным требованием при выполнении упражнений является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накопительный эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания могут усложняться, увеличиваться в объеме; может повышаться и их темп.

Кроме того, для достижения положительного результата важна последовательность выполнения применяемых упражнений. Все, вместе взятое, приводит к расширению зоны ближайшего развития ребенка и способствует ее переходу в зону актуального развития. Комплекс приобретает большую эффективность, если воспитатель или родители владеют им в полном объеме сами. Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку детей, путающих понятия «лево-право», например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.

Примеры нейропсихологических игр и упражнений с мячом:

Каждая игра требует от ребенка одновременного выполнения нескольких действий и задействования нескольких зон мозга, что, несомненно, вызывает трудности. В ходе игры необходимо добиваться, в первую очередь, четкости, правильности, осознанности, а потом уже скорости.

1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого (свою ассоциацию) и кидает мяч обратно. Например, взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако».

2. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц (аналогично - обобщающее слово и конкретный объект).

3. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

4. Ребенок кидает большой мяч об стену четырьмя способами

- кидает его и сразу ловит;

- кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит;

- кидает, хлопает в ладоши, ловит (при усложнении - хлопает 2 раза, 3 раза и т.д.)

- кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.

4. Предыдущие упражнения выполняются, усложняя, с мячами среднего размера, потом - малого размера (теннисный мяч).

5. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.

6. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.

7. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.

8. Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).

9. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол, то справа от линии, то слева от нее.

10. Усложнение: все вышеуказанные игры выполняются поочередно правой и левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей-логопедов дошкольных учреждений на тему «Использование метода пиктограмм в работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения»

Данная работа представляет интерес для воспитателей, учителей-логопедов, родителей. Работа посвещена методу пиктограмм,и его использованию в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи....

Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление  на  общегородском  семинаре   на  базе  МПК, посвященного   190-летию  К.Д. Ушинского...

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста....

Использование метода проекта в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию

Использование метода проекта в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитаниюСовременные исследования показывают, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые в...

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию на тему :"Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" можно использовать как педагогам так и родителям....

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...