Опыт работы по теме: «Использование нейрогимнастики для детей с ОВЗ»
методическая разработка по психологии

Цой Наталья Николаевна

     Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, ТНР и другие. Также  нейрогимнастика полезна нейротипичным  детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyrouprazhneniya_dlya_detey_s_ovz.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 "Искорка"

 

 

                                            Опыт работы по теме:

«Использование нейрогимнастики для детей с ОВЗ»

Подготовила: педагог-психолог

                                     Цой Н.Н.

декабрь 2022 г.

        К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. И этот неутешительный факт ставит перед педагогами задачу поиска эффективных технологий, методов, приёмов и форм профилактики и укрепления здоровья и эмоционального состояния детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

      Одной из современных технологий, применяемых сегодня в работе с детьми с ОВЗ, является нейрогимнастика.

     Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, ТНР и другие. Также  нейрогимнастика полезна нейротипичным  детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейл Деннисон была разработана программа нейрогимнастики.  «Гимнастика мозга» -  это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.  Сам доктор Деннисон до 9 лет практически не разговаривал. Позже он заметил  непосредственное влияние специфических двигательных упражнений на развитие своего организма и посвятил этой методике всю жизнь.

Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов. Формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если же какой-то из процессов был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляция родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждая из подобных ситуаций может отразиться на развитии мозга.

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости  развития  мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т. д., общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям).

    Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. Нейрогимнастика помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте и в любое время.

      Для понимания механизма работы этой гимнастики нам необходимо вспомнить, как работает наш мозг. Мозг состоит из двух полушарий:

Правое - отвечает за действие левой половины тела, регулирует координацию движений, креативное развития и восприятие пространства.

Левое – отвечает за абстрактно - логическое мышление, развитие логики, речь и математические способности.

    При работе нашего мозга происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.

Чем же полезны упражнения для мозга?

Польза заключена в тесной взаимосвязи мышления и движения. Это даёт следующие результаты:

  • повышение работоспособности;
  • снижение утомляемости ребёнка; развитие памяти и активизация мыслительных процессов;
  • развитие мелкой и общей моторики, координации, положительно влияет на процессы письма и обучения чтению;
  • формирует уверенность при выступлениях перед публикой.

Когда лучше начать заниматься?

Считается, что благоприятный возраст для выполнения нейрогимнастики для детей – это  4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения.

Чтобы эффективность занятий была максимально высокой, следует соблюдать несколько правил:

  • Продолжительность занятий – 5-7 минут.
  • Регулярность – каждый день.
  • Заинтересованность ребёнка.
  • Постепенно усложнять задания и увеличивать темп.
  • Следить за правильностью.
  • Не перегружать ребёнка: 5-6 упражнений вполне достаточно.

Когда и где можно применить нейрогимнастику в режиме детского сада?

В утренней гимнастике, во время физкультминуток,  во время образовательной деятельности, на прогулке, перед чтением литературы, для заполнения любых пауз. Занятия могут быть как групповые, так и подгрупповые и индивидуальные.  Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке и начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются. Важно точное выполнение каждого упражнения.

    1. Упражнение «Двойной рисунок». Берем в каждую руку карандаш и рисуем в воздухе что угодно, двигая руками одновременно: вверх-вниз, навстречу друг другу и т.д.

  1. Упражнение «Горизонтальная восьмёрка» -  нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
  2.  «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Постепенно увеличивайте скорость.
  3. «Кулак – ребро – ладонь» На плоскости стола три положения руки, сменяющие друг друга. Кулак – сжатые пальцы собраны в кулак, ребро – ладонь на ребре, пальцы сомкнуты и сжаты друг с другом, ладонь - лежит на плоскости. Сначала правой рукой, затем левой, потом двумя вместе. Повторять по 8-10 раз. Если ребёнок затрудняется – давайте себе команды (кулак – ребро-ладонь) проговаривая их вслух или про себя.
  4. «Колечко». Быстро и поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем в кольцо. Выполнять можно как от указательного пальца, от мизинца и в разные стороны (одна рука от указательного к мизинцу, другая от мизинца к указательному).
  5. «Ухо – нос». Левой рукой берёмся за нос, а правой рукой берёмся за противоположное ухо. Одновременно отпускаем нос и ухо и меняем положение рук с точностью до наоборот. Можно усложнить перемена с хлопком.
  6. «Мизинчик и указательный». Хлопок и на правой руке мы показываем мизинец, а на левой указательный палец, остальные сжаты в кулак, хлопок меняем – на левой указательный , на правой – мизинчик.
  7. «Яблочко - червячок». Пальцы сжаты в кулачок - яблоко, большой палец спрятан внутри – червячок. Сначала правая рука – яблочко, большой палец левой руки – червячок, спрятался в яблочко,  затем меняем руки. Увеличиваем скорость перемены положений и, когда уже легко, усложняем сменой через хлопок.
  8. «Блинчик с начинкой». На плоскости стола одна рука ладонью вниз, другая ладонью вверх и не спеша меняем положение (блинчик должен прожариться, но не сгореть). Потом в каждый третий блинчик заворачиваем начинку – сжимаем руку в кулак.
  9.  «Кошка» Подушечки пальцев правой руки прижаты к верхней части ладони, пальцы левой выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Затем по очереди меняем положения рук – выпускаем «коготки».

Для хорошей координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое необходимо межполушарное взаимодействие. И чем лучше и разнообразней будут развиты у ребёнка межполушарные связи, тем выше будет у него интеллектуальное развитие, внимание, память речь, воображение, восприятие и мышление. Такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».

Целью опыта  работы является оптимизация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста при проведении различных мероприятий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что испол...

Опыт работы по теме "Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР"

В данном материале прдставлен опыт работы при формировании элементарных математических представлений с детьми с ОНР, с использованием занимательных игр и развивающих технологий....

Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".

Использование театрализованных игр по сказкам  в развитии воображения, памяти и речи детей  младшего         дошкольного возраста...

Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".

"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего  дошкольного возраста".  Сказка является наиболее доступным материалом для развития п...

Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков  на пр...

Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...

Опыт работы на тему: «Использование приема «Кластер» в работе по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем».

Прием «Кластер» я  использую,  как на этапе изучения нового. Например: знакомство с элементами башкирского орнамента. Так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. ...