Главные вкладки

    Опыт работы на тему: «Использование приема «Кластер» в работе по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем».
    консультация (подготовительная группа)

    Кучмина Екатерина Валерьевна

    Прием «Кластер» я  использую,  как на этапе изучения нового. Например: знакомство с элементами башкирского орнамента. Так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. Прием способен интегрировать работу по различным образовательным областям, объединяя различные виды деятельности единой темой. На этапе рефлексии по теме «Республика Башкортостан » мы составили кластер.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klaster_rb.docx176.5 КБ

    Предварительный просмотр:

          Опыт работы на тему: «Использование   приема «Кластер» в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем».

          Год от года знания, представления о родном крае у детей обогащаются, расширяются, совершенствуются. Помочь детям дошкольного возраста шире познакомиться с родным краем, понять взаимосвязь истории, культуры с окружающими предметами и объектами действительности, жизнью общества, воспитывать в них чувство гордости, любовь к Родине – это актуальная, важная задача каждого воспитателя.

          На мой взгляд, решение столь важной задачи не может быть реализовано без условия, чтоб дети, воспринимая материал, активно думали, конструировали свое знание, которое рождается в процессе деятельности. Что бы увеличить интерес к познанию у детей старшего дошкольного возраста я использую  в  своей работе прием «Кластер» технологии развития критического мышления. Благодаря использованию его в процессе познания  повышается образовательная мотивация. 

         «Кластер» в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

    1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

    2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

    3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

    4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

    Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

        Прием «Кластер» помогает добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

         Прием «Кластер» я  использую,  как на этапе изучения нового. Например: знакомство с элементами башкирского орнамента.

    C:\Users\джон\Pictures\Сканы\fbec0e6a-fda5-41e9-9214-92a98f818d2b.jpg

         Так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. Прием способен интегрировать работу по различным образовательным областям, объединяя различные виды деятельности единой темой.

     На этапе рефлексии по теме «Республика Башкортостан » мы составили кластер.

                         C:\Users\джон\Pictures\Сканы\178f6ecb-914e-4b54-a2df-1f976b34c28b.jpg                   

          Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди.  Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема (Республика Башкортостан). От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы (Символика, быт древних башкир, башкирская одежда, народные муз. инструменты, традиции, национальные блюда, герои, известные люди, города РБ, достопримечательности, производственная деятельность РБ, природные заповедники), а от них соответствующие термины, понятия ( флаг, герб, гимн, конституция; быт, жилище т.п.).

        Так как не все дети умеют читать, то я в своей работе использовала иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы использовали картинки, фотографии, рисунки, схемы.

         В процессе составления «кластера» практически все воспитанники были  вовлечены в работу: одни имели  возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, другие пополняли свои  познания.  Эта совместная деятельность детей в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.    

       По составленному  Кластеру на тему «Республика Башкортостан» со всей группой, ее использовала в индивидуальной работе: беседа, перечисление понятий, относящихся к кластерам и составление рассказа, опираясь на составленную схему.                

        На опыте я выяснила эффективность и целесообразность применения этой  интерактивной методики, я наблюдаю, что использование приема «Кластеры» дает положительные результаты в познание и закрепление учебного материала. Помогает формировать у детей умение высказать свое мнение и отстоять его, вызывает  активность и желание участвовать в работе; раскованность во время ответа, уверенность в себе.

        В своей работе я намерена и дальше расширять  применение этого приема для систематизации материала  и развития познавательных процессов у детей:

                -  Выделение смысловых единиц (ключевых понятий)

                - Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных       связей;

                -Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;

                -Самостоятельная работа поиск;

                            -Рассказ, опираясь на схему «Кластеры». 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

    Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

    Тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

    Помесячное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем:"Кимры - город, в которм мы живём""Герб и другие символы Тверской области и городо Кимры""Памятные места на...

    Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Родным краем

    Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патр...

    Консультация для педагогов на тему:«Технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем»

    Цель: познакомить педагогов с технологией ознакомления детей с родным краем....

    «Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

    В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

    Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

    формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...