Психологическое сопровождение детей 2-3 лет в период адаптации.
консультация по психологии (младшая группа)

Формы работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в период адаптации в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение детей 2-3 лет в период адаптации.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям детского сада. Малыш, разлучаясь с мамой и оказываясь в группе, безутешно плачут. Родители тоже тяжело переживают расставание со своим ребенком, наблюдая негативные изменения в поведении и настроении своего чада. Нелегко и персоналу группы: дети плачут, заражая своими отрицательными эмоциями других, нужно хоть на время успокоить плачущих, чтобы дать передохнуть остальным.

Период перехода от семейного общения в мир социальных контактов дошкольного учреждения сказывается на физическом и эмоциональном состоянии всех детей, а особенно - воспитанников раннего возраста. Возрастная незрелость адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, беспокойству, заторможенности в период адаптации; в результате нарушаются сон, аппетит, появляются страхи, малыш отказывается играть со сверстниками, бывает конфликтным, плаксивым, часто болеет и др.

В процессе адаптации детей раннего возраста можно отметить и еще некоторые закономерности.

Ребенок 2-3 лет не испытывает потребности общения со сверстниками – она пока не сформировалась, они могут играть рядом, наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом подчас оставаться равнодушными к другому ребенку. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворения потребностей малыша в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Чтобы облегчить адаптационный процесс, необходимо создать для малыша особый, психологический комфортный климат в группе, правильно организовать деятельность, направленную на формирование позитивных эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», обязательно включающую игры и упражнения.

Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:

  1. Наблюдение за адаптационным процессом;
  2. Организация игровых ситуаций в течении недели. Необходимо ежедневно заходить к детям в группу в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к психологу.
  3. Индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете у психолога (если ребенок согласен пойти), так и в групповом помещении. В индивидуальной помощи нуждаются дети, которые подолгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребенка на любой вид деятельности. Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями.
  4. Контроль за нервно – психическим развитием, заполнение карт нервно-психического развития.

При помощи методики определения нервно-психического развития детей раннего возраста, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В.Пантюхиной. Эта методика позволяет – своевременно выявить отклонения в развитии и поведении ребенка для организации необходимой коррекции. Диагностика предполагает эмоционально – деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной обстановке. Одномоментно проверяется развитие ребенка по двум – трем показателям. Поведение ребенка, состояние возбудимости нервной системы, выносливость, подвижность, уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности могут быть определены путем наблюдения за ним.

  1. Подгрупповые занятия.

Психологическая работа с детьми по снижению напряженности периода адаптации и по развитию коммуникативных умений рассчитана на 1 год – с середины сентября по май, 1 раз в неделю. Первые две недели сентября, психолог включается в режимные моменты вместе с воспитателями, организует предметную деятельность малышей.

Занятия по программе Е.И. Пазухиной «Психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации к условиям ДОУ» строятся в интересной и необычной для детей форме – игротренинга.

Игротренинг – это комплексная форма общения, в процессе которой дети овладевают навыками самовыражения и самообучения, а также расширяют поведенческий репертуар в ходе организованной игровой деятельности.

Две составляющие данной формы – «игра» и «тренинг», решая свои задачи, во взаимодействии дают возможность малышу почувствовать себя более уверенно и защищенно и развивать свои коммуникативные качества, проживая определенные ситуации вместе со сказочным героем и своими ровесниками.

Игра дает возможность детям находиться в естественной для дошкольного возраста среде, позволяющей творчески осмыслять и отображать окружающий мир.

Используя тренинг как активный метод групповой психологической работы, взрослый усиливает решение задач по адаптации детей к дошкольному учреждению. Тренинговая система формирует и развивает такие качества, как усидчивость, организация внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности, умение слушать, отвечать на вопросы и дополнять друг друга.

Структура занятий.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  • Загадки.
  • Рассматривание предмета.
  1. Основное содержание занятия
  • Игры с правилами, ролевые, подвижные, развивающие с речевым сопровождением.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с предметами.
  • Разыгрывание этюдов.
  • Релаксационные упражнения.
  1. Итог занятия. Ритуал прощания.

Целью занятий является обеспечение условий для успешной адаптации детей посредством формирования и развития у них навыков общения и взаимодействия. В соответствии с этой целью формулируются следующие задачи.

  1. Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы.
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  3. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
  4. Обучение игровым навыкам взаимодействия детей друг с другом.
  5. Формирование произвольного поведения, умения действовать по сигналу и соответственно правилам игры.
  6. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
  7. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Тема занятий

Теоретические часы

Практические часы

Всего

часов

Сентябрь

  1. «Мячик»
  2. «Листики осенние»

3 минут на каждом занятии

12 минут на каждом занятии

15 минут каждое занятие

Октябрь

  1. «Ежик»
  2. «Мышка»
  3. «Мишка»
  4. «Зайка»

Ноябрь

  1. «Паровозик»
  2. «Пирамидка»
  3. «Матрешка»
  4. «Машинка»

Декабрь

  1. «Кукла»
  2. «Зайка беленький»
  3. «Новогодняя елочка»
  4. «Дед Мороз»

Январь

  1. «Снежинка»
  2. «Снеговик»
  3. «Рыбка»

Февраль

  1. «Собачка»
  2. «Котик»
  3. «Обезьянка»
  4. «Курочка»

Март

  1. «Солнышко»
  2. «Кораблик»
  3. «Мишка весной»
  4. «Лошадка»

Апрель

  1. «Коровка»
  2. «Колобок»
  3. «Петрушка»
  4. «Мыльные пузыри»

Май

  1. «Бабочка»
  2. «Лягушка»
  3. «Божья коровка»

Всего

32 темы

1ч.36 мин.

6 час.24 мин.

8 час.

Реализация данной программы будет способствовать:

  • Снижению у детей тревожных переживаний при поступлении в детский сад, тем самым обеспечению более успешной и менее болезненной адаптации воспитанников к условиям дошкольного учреждения;
  • Оптимизации самооценки воспитанников, укреплению позитивного Я-образа детсадовца;
  • Обучению положительно относиться к детскому саду, взрослым педагогам и сверстникам;
  • Формированию коммуникативных навыков и развитию игровых мотивов;
  • Обучению внимательно слушать взрослого и детей в процессе совместной игровой деятельности;
  • Развитию положительных качеств (доброты, сочувствия, оптимизма, аккуратности, самостоятельности, дружелюбия);
  • Снижению импульсивности, негативизма, агрессивности;
  • Формированию моно- и диалогической речи как средства общения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей третьего года жизни в период адаптации к условиям ДОУ

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температу...

Программа психологического сопровождения детей в период адаптации к условиям ДОУ

Данная программа определяет содержание и организацию деятельности педагога – психолога ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в период адаптации....

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...

Календарно-тематическое планирование психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации к условиям ДОУ

Календарно-тематическое планирование психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации к условиям ДОУ...