Главные вкладки

    Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»
    статья по теме

    Чайка Елена Анатольевна

    создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx20.64 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

    Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.             

       Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. 

    Цель психологического сопровождения в ДОУ -   

    Содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

             Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

    -предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

    -помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;

    -развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

    -психологическое обеспечение образовательных программ.

    Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.

    Педагог-психолог по профессиональному и административному профилю подчиняется руководителю ДОУ и руководителю отдела психологического сопровождения центра развития образования.

    В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.

     На протяжении деятельности психологической службы ДОУ сформировались следующие (ставшие уже традиционными) формы работы с родителями:

    1. Родительские собрания - ознакомление родителей:

    - с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;                         

    - особенностями подготовки детей к ДОУ;

    - с прохождением адаптационного периода детей младших групп;

    - особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;

    - преодоление трудностей связанных с личностным развитием и особенностей поведения воспитанников.

    2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.

    3. Выпуск памяток для родителей,  связанными с воспитанием детей.

    5. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.                                                     

       Коррекционно-развивающей работе с воспитанниками уделяется большое значение, а так же осуществляется профилактическая и диагностическая работа

    Ключевые вопросы деятельности психолога : адаптация детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, работа с детьми "группы риска", подготовка детей к школьному обучению

    Коррекционно-развивающие занятия для детей проводятся по утверждённым и изданными издательствами «Речь», «Учитель», «Сфера» программам для детей. 

    Занятия с детьми проводятся как с группой детей, так и индивидуально. Групповые занятия  по подготовке детей к школе проходят в игровой форме и включают разные варианты организации деятельности: пальчиковую гимнастику, психогимнастику, упражнения для глаз, дыхательные упражнения, которые способствуют снятию эмоционального напряжения. Используются упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение – составление рассказа по сюжетной картинке, раскладывание картинок по группам.

    Индивидуальные занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста провожу по программе «Хочу всё знать!». Разнообразные  задания, используемые на занятиях позволяют тренировать концентрацию внимания, развивать логические операции, наглядно образное мышление, зрительное и слуховое восприятие. Последовательное построение занятий позволяет развивать все психические процессы комплексно, а так же на занятиях уделяется внимание развитию мелкой моторики. Использование на каждом занятии психомышечной гимнастики позволяет укреплять психическое здоровье детей, происходит профилактика утомления на занятиях.

    На занятиях по программе «Путешествие с Гномом» дети в форме игры-путешествия знакомятся с различными эмоциональными состояниями, благоприятная психологическая атмосфера способствует снижению тревожности и агрессивности, а так же дошкольники учатся понимать состояние другого человека,  у них развивается воображение, творческие способности и навыки общения. В ходе занятий у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

    чевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Данные задачи возможно решить проводя занятия профилактической и развивающей направленности по программе «Давайте поиграем» (И.А. Пазухина).

    Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.

    Проводимые занятия по этой программе способствуют тому, что ребёнок в игре осваивает разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и повседневном общении, развивается способность подчинять свои действия правилам.

    Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры.

    Проводимые занятия в форме игры позволяют сохранять психологическое здоровье дошкольников -  дети общаются, проигрывают разные ситуаци из жизни, фантазируют, размышляют, рисуют, повышается активность, самостоятельность и доброжелательность, уверенность в себе, открытость.

    В игре, общаясь со сверстниками дошкольники учатся понимать себя, справляться с чувством агрессии, переводя негативные чувства в позитив, овладевают конструктивными способами борьбы с гневом. Работу по снижению агрессивности провожу по программе «Коррекция агрессивного поведения» (М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина).

    Под влиянием различных видов деятельности у ребенка в дошкольном возрасте развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость. Осуществляется это благодаря играм и упражнениям, которые включают в себя умственную и двигательную активность. Все дети с удовольствием посещали занятия, с нетерпением ожидали продолжения, с восторгом делились впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям. Занятия по развитию внимания с детьми старшего дошкольного возраста провожу по программе «Игровая мозайка» (Е.Бармашова).

    Однако, наиболее слабым звеном у детей речевой группы является развитие речи и познавательных процессов. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь. Для развития речи используются приемы: постановка известных сказок и сочинение своих с последующим их проигрыванием, обсуждение прочитанного, уточнение мотивов поведения главного героя, разыгрывание сценок из жизни ребенка. Тренировка спонтанной речи ребенка способствует формированию мыслительных операций, логических умозаключений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

    Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

    ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

    Программа представляет собой перспективный план работы с использованием дидактических, подвижных игр и упражнений, направленных на коррекцию внимания и гиперактивности....

    ПРОГРАММА психологического сопровождения детей «группы риска»

    Воспитанники «группы риска» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны воспитателей и других специалистов.Говоря о проблемах в эмоционально-личностном развитии, исследова...

    Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...

    Рабочая программа психологического сопровождения детей-дошкольников с ОВЗ

    Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувст...

    Рабочая программа психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»

       Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные п...

    Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"

    В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...