Главные вкладки

    Рабочая программа психологического сопровождения детей-дошкольников с ОВЗ
    рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Церах Светлана Сергеевна

    Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

    Данная программа создана на основе психолого-педагогической программы «Цветик-семицветик» (Куражева Н.Ю.) и адаптирована для детей с ОВЗ.

         На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

         Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года.

       Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования города Москвы

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    города Москвы «Школа № 329

    имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

    ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

    109456,  г. Москва,                                                                                                          Тел. /факс (495) 371-67-02

    4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                                   E-mail:  329@edu.mos.ru

    Принято на заседании

    ППк Методист___________

     Бессонова С.К.

    Протокол №1

    от  26 августа 2016г.

    Проверено

    Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.

    28.08.2016г.

    Утверждено

    Директор ГБОУ Школа № 329

    __________Н.П.Даньшина

    Приказ № 561-а

    от 29.08.2016г.

    Рабочая программа психологического сопровождения детей-дошкольников с ОВЗ

    Разработчик программы

    педагог-психолог

    Церах С.С.

    Москва, 2016г.

    Пояснительная записка.

    Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

    Данная программа создана на основе психолого-педагогической программы «Цветик-семицветик» (Куражева Н.Ю.) и адаптирована для детей с ОВЗ.

         На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

         Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года.

       Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

    Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

    Цель:

    - Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

    - коррекция эмоциональной сферы, социальное и личностное развитие.

    Задачи:        

    1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.        Коррекция эмоциональных особенностей ребенка (плаксивость, тревожность, негативизм) и формирование социально приемлемого поведения.

    2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения. Коррекция трудностей в общении со сверстниками.

    3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

    4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

    5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

    6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

    7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

    Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

        Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

         Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

         В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

         Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

         Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

    Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»

    Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3  до 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

    Групповые занятия:                

    Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

    Возраст        

    Количество детей в группе

    Время занятия

    3-4 года

    5-6 человек

    20 минут

    4-5 лет

    6-7 человек

    20 минут  

    5-6 лет

    7-8 человек

    25 минут

    6-7 лет

    8-10 человек

    25 минут

         Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

         Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

    В частности:

    3 – 4 года – восприятие;

    4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

    5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;

    6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.

         Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

         Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

    Принципы проведения занятий

    - Системность подачи материала

    - наглядность обучения;

    - цикличность построения занятия;

    - доступность;

    - проблемность;

    - развивающий и воспитательный характер учебного материала.

    Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

    Этапы:

    1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;

    упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

    2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

    3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

    задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

    мышления, воображения) и творческих способностей;

    отработка полученных навыков на практике;

    4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

    Индивидуальная работа:

         Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

    Работа с родителями детей - участников программы:

         Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

    Психологический  курс

    «Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет

         К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

         При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению.

         Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

         В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

         Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки  (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

    Задачи психологического курса для детей 5-6 лет

    1. Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
    2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
    3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
    4. Способствовать самопознанию ребенка.
    5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
    6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
    7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

    Возрастные особенности детей 5-6 лет

    Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.

    Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

    Ведущая функция — воображение.

    Особенности возраста:

    1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
    2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
    3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
    4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
    5. Половая идентификация.

    Цели и задачи для взрослых:

    1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

    1. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
    2. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
    3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
    4. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
    5. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

    Новообразования:

    1. Предвосхищение результата деятельности.
    2. Активная планирующая функция речи.
    3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

    Возрастные нормы психического развития ребенка

    к 6 годам (критерии результативности)

    Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.

    Память

    Зрительная образная: объем — 6 предметов.

    Слуховая образная: объем — 6 звуков.

    Слуховая вербальная: объем — 6 слов.

    Тактильная: объем — 6 предметов.

    Внимание

    Объем — 6 предметов.

    Устойчивость — 20–25 минут.

    Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.

    Воображение

    Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)

    Развитие интеллектуальной сферы

    Анализ

    Умение анализировать черты характера героев сказки.

    Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.

    Исключение на основе всех изученных обобщений.

    Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.

    Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.

    Обобщение

    Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:

    дикие и домашние животные;

    растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);

    вещи (головные уборы, одежда, обувь);

    рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.

    Конкретизация на основе всех изученных обобщений.

    Сериация

    по цвету — 5 оттенков;

    по величине — 7 предметов;

    по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;

    по возрасту — 4 возрастные группы;

    по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;

    серия из 5 последовательных картинок.

    Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.

    Эмоциональная сфера

    Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.

    Умение рассказать о своем настроении.

    Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

    Коммуникативная сфера

    Умение объединяться в пары для совместной работы.

    Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.

    Знание основных способов невербального общения

    Волевая сфера

    Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.

    Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.

    Личностная сфера

    Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.

    Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.

    Проявление элементов рефлексии.

    Тематическое планирование психологических занятий

    для детей от 5 до 6 лет

    Месяц

    Темя занятия

    Кол-во часов

    Сентябрь

    1

    2

    3

    4

    Знакомство.

    Наша группа. Что мы умеем.

    Правила поведения на занятиях.

    Страна «ПСИХОЛОГиЯ»

    1

    1

    1

    1

    Октябрь

    1

    2

    3

    4

    Радость, грусть.

    Гнев.

    Удивление.

    Испуг.

    1

    1

    1

    1

    Ноябрь

    1

    2

    3

    4

    Спокойствие.

    Словарик эмоций.

    Праздник Осени.

    Страна Вообразилия

    1

    1

    1

    1

    Декабрь

    1

    2

    3

    4

    В гостях у сказки

    Диагностика.

    Диагностика.

    Новогодний праздник.

    1

    1

    1

    1

    Январь

    1

    2

    3

    Этикет. Внешний вид.

    Этикет. Правила поведения в общественных местах.

    Столовый этикет.

    1

    1

    1

    Февраль

    1

    2

    3

    4

    Подарочный этикет.

    Гостевой этикет.

    Волшебные средства понимания.

    Защитники отечества.

    1

    1

    1

    1

    Март

    1

    2

    3

    4

    Мамины помощники.

    Я и моя семья.

    Я и мои друзья.

    Я и мое имя.

    1

    1

    1

    1

    Апрель

    1

    2

    3

    4

    Страна «Я». Черты характера (добрый-злой, ленивый-трудолюбивый, щедрый-жадный и т.д.)

    Я особенный.

    Итоговая диагностика

    Итоговая диагностика

    1

    1

    1

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".

    В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...

    Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

    создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

    Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога-психолога

    В программе отраженны сфера деятельности педагога-психолога ДОУ...

    Рабочая программа психологического сопровождения детей раннего возраста в ГКП

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...

    Рабочая программа психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»

       Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные п...

    Рабочая программа психологического сопровождения и развития детей дошкольного возраста.

    Рабочая программа  психологического сопровождения  и развития детей дошкольного возраста....