Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
статья по психологии

Подосичная Анна Валерьевна

Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребенок рождается для жизни в обществе. Дошкольный возраст – период формирования у ребенка потребности, а со временем и способности устанавливать и поддерживать контакты с окружающими его людьми. 

Эмоции управляют связью ребенка с окружающей средой и направляют его. Чем меньше по возрасту ребенок, тем меньшей объективной значимости приобретает для него окружающий мир. Он предстает перед ней таким, каким показывают его собственные эмоции. Ребенок любит маму и папу не по красоте и смелости, а за заботливое отношение, любовь, тепло и просто за то, что они у него есть.

Возникновение эмоций у детей дошкольного возраста связано с конкретными явлениями, событиями, людьми, его окружающими. Познавая мир, малыш переживает все, с чем сталкивается: удовольствие и разочарование, горе и радость, возмущение и восхищение.

Все, что ребенок воспринимает, наблюдает, о чем думает – у него возникает эмоциональное отношение. 

В психологическом словаре современных терминов понятие «эмоции» (лат. Emovere - возбуждать, волновать) – обозначается как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания содержания жизненных явлений и ситуаций, обусловленного одобрением их объективных свойств к потребностям субъекта.

В педагогическом словаре понятие «эмоции» трактуется как реакция человека и животного на внутренние и внешние раздражители, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувственной сферы и переживаний.

Психологи отмечают, что развитие эмоциональной сферы ребенка является частью его психического развития. При этом они подчеркивают, что существуют значительные различия в психическом развитии ребенка на разных возрастных этапах. Первые эмоции малыша, связанные с органическими потребностями, является безусловно-рефлекторными по своему происхождению (к ним относятся переживания удовольствия и неудовольствия, страха и гнева).

Они проявляются в виде плача, крика, которым ребенок реагирует на различные раздражители внешней и внутренней среды (нарушение режима кормления, болевые раздражители и т.д.). Ведущей деятельностью младенцев является эмоциональное общение со взрослыми, в процессе которого удовлетворяется их потребность в постоянных контактах с ними (например, положительное реагированию на мать, улыбка в ответ на ее улыбку).

Постепенно при появлении взрослого, у ребенка вырабатывается специфическая эмоционально-двигательная реакция – «комплекс оживления». Эмоции малыша во многом определяются и невольным подражанием. На улыбку ребенок отвечает улыбкой, плач других детей вызывает у нее также плач, ребенку передается плохое настроение, нервозность взрослого. Это явление в психологии получило название «эмоциональное заражение».

Особенно заметные изменения в эмоциональной сфере ребенка происходят на втором-третьем году жизни. Обусловленные они прежде всего расширением ее общения с людьми, овладением языковыми средствами и развитием элементов самостоятельности.

Постепенно в эмоциях уменьшается элемент самопроизвольного подражания (ребенку, увлеченному своей деятельностью, уже не так легко передается эмоциональное состояние других) расширяется сфера стимулов, вызывающих эмоции, налаживается игровой эмоциональный контакт с другими детьми (игровое общение и т.д.).

Под влиянием отношений с близкими людьми развиваются также социальные эмоции, источником которых становятся взаимоотношения между членами семьи, атмосфера семейной жизни и т.д. Важную роль в развитии эмоций детей указанного возраста играют слова-оценки взрослых. Связанные с соответствующим выражением лица, жестами, отношением к ребенку или определенной ситуации, слова «хорошо», «плохо», «хорошо», «стыдно», «можно», «нельзя» становятся сильными стимулами эмоций малыша, подкреплением его действий. Источником эстетических эмоций в этом возрасте есть яркие, блестящие, мелодичные, цветные предметы и явления окружающей среды. Особый интерес дети двух – трех лет проявляют к потешке, сказок, стишков и музыки.

Чувства и переживания ребенка дошкольного возраста становятся более сложными, однако носят преимущественно ситуативный характер. В этот период формируются такие морально – этические категории: хороший – плохой, красивый – некрасивый, добрый – злой и другие, развиваются чувство стыда, собственного достоинства, справедливости, юмора, умение поставить себя на место другого, сопереживать ему. Эмоциональные переживания все больше приобретают вербализованный характер. Таким образом, дошкольникам свойственны различные эмоциональные переживания, которые лежат, прежде всего, в сфере отношений с близкими людьми (родителями, воспитателем). В период дошкольного детства ребенок приобретает определенный эмоциональный опыт, у него формируется эмоциональный отклик на воздействие сверстников и взрослых, а на основе этого составляются соответствующие особенности эмоционального поведения.

Эмоции входят в систему невербальной коммуникации, дополняют речевую информацию в социальных контактах, являются компонентом ряда волевых качеств личности малыша, таких как доброжелательность, эгоизм, уверенность в себе, тревожность. Также эмоции открывают возможность для осуществления ребенком своеобразных выводов о том, как следует вести себя в той или иной жизненной ситуации, насколько это безопасно, к каким последствиям могут привести конкретные действия. Не существует действий или поступков без эмоций.

К старшему дошкольному возрасту эмоциональность ребенка становится богаче и разнообразнее:

1) от простых эмоций (страх, радость и др.) он переходит к более сложным чувствам: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.

2) изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций; в этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

В связи с этим, учеными выделены следующие основные направления в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:

1. В течение дошкольного детства усложняется содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств.

2. Формируется общий эмоциональный фон психики ребенка.

3. Становится другой экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка, в частности: малыш усваивает «язык» чувств, учится с помощью взглядов, мимики, улыбок, жестов, позы, движений, интонации голоса выражать свои переживания; дошкольник уже может словесно объяснить свое состояние, хотя в этом смысле его возможности ограничены. Его высказывания: «Мне больно!», «Я обиделся», «Мне приятно», «Я радуюсь», «Я скучаю», «Мне жаль», свидетельствуют о другом уровне осознания своего внутреннего мира; малыш постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств и начинает понимать, как нужно себя вести в конкретной ситуации.

Таким образом, первой формой человеческой активности являются эмоции, которые становятся своеобразным ориентиром в познании ребенком окружающего мира. Проблема формирования эмоциональной культуры дошкольника является общепризнанной, а успешность ее решения зависит от педагогической компетентности родителей и воспитателей, и их сотрудничества в этом направлении. Особое внимание необходимо обратить на углубленное ознакомление детей дошкольного возраста с различными эмоциональными состояниями, формирование у них представлений о внутренних и внешних факторах, обусловливающих определенное настроение человека и его внешние проявления – мимику, жесты, поступки; А также необходимо выяснить психолого-педагогические условия оптимизации общения со взрослыми и сверстниками, как средства воспитания эмоциональной культуры детей дошкольного возраст.

Для развития и становления личности необходимы воспитательные условия, позволяющие создать атмосферу эмоционального благополучия и психологического комфорта. К данным условиям относятся: удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослыми – родителями и воспитателями, налаживание доброжелательных отношений между детьми в ведущей игровой и других видах детской деятельности на основе развития и обогащения гуманных чувств, а также сформированность детского коллектива, основой которого является справедливость, взаимопонимание и взаимопомощь. Одна из самых сложных задач воспитания – помочь ребенку научиться понимать и чувствовать других людей. Существуют оптимальные условия воспитания гармоничной личности, при которых ребенок, взаимодействуя с окружающими взрослыми и детьми, становится субъектом гуманных переживаний и одновременно объектом положительного эмоционального отношения.

Подготовил, педагог-психолог

Подосичная А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

      Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы явля...

Консультация для родителей "Влияние музыки на психо-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

«Влияние музыки на психо-эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста»...

"Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Статья о влиянии художественной литературы на развитие эмоциональной сферы дошкольников...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИТМИКИ

Ритмика является одним из средств эмоционального развития детей, где  ритмические упражнения имеют огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоцио...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.

Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...