«Хеппенинг - технология обогащения чувственного опыта детей раннего дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии

Знакомство с техноогией - хеппининг. Способы ее применения в раннем дошкольном возрасте. Готовый конспект мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа села Подстепки

муниципального района Ставропольский Самарской области.

Структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»

План-конспект мастер - класса  с педагогами на тему:

 «Хеппенинг - технология обогащения чувственного опыта детей раннего дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

                                                                          педагог-психолог Шикина С.Л.

 

445 143, Российская Федерация, Самарская область, муниципальный район

Ставропольский, сельское поселение Подстепки, село Подстепки, ул. Юбилейная,

дом 9, ул. 40 лет Победы, д.  14 -А

тел. / факс (8482) 23 – 11 – 95 ; сайт: podstepki-sch.cuso.ru

e-mail:  zolotoikluchikpodstepki@samara.edu.ru

Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования интерактивной технологии - хэппининг, направленной на  обогащение чувственного опыта детей раннего возраста через познание предметов и их свойств (хэппининг)

Требования к результатам:

Реализация поставленной цели мастер-класса позволит его участникам

Получить:

  • Представления:

- о технологии хэппининг, как  средства обогащения чувственного опыта детей раннего дошкольного возраста;

- о создании условий в групповом помещении детей раннего возраста с использованием материалов хэппининга;

  • Практический опыт:

- овладение приемами  использования инновационной технологии хэппининг и ее материалами в развитии детей раннего возраста

Задачи:

  • Познакомить педагогов с условиями для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности.
  • Показать педагогам, как формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).

Материал для проведения: сенсорная коробка (цветные камешки, крупная мозаика, мелкие игрушки...), поднос, контейнер с цветным песком, гуашь, бумага, вода.

Содержание.

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Хеппенинг - технология обогащения чувственного опыта детей раннего дошкольного возраста»

Целью нашей работы в ходе мастер-класса является  знакомство и практическое использование  дидактического материала, направленного на   обогащение чувственного опыта детей раннего возраста через познание предметов и их свойств. Нам предстоит решить следующие задачи:

1. Расширить представления педагогов об инновационной технологии: «хеппенинг»;

2. Вызвать интерес педагогов к творчеству и дальнейшему использованию данного метода в своей работе с детьми;

Информационная часть.

Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии взрослых или детей, но не контролируемые им полностью.

Для детей же, Хэппенинг – это  игровая манипуляция , обычно включающая в себя импровизацию и не имеющая чёткого сценария.

При использовании хэппининга неизвестно, какой получится результат, но он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к деятельности, особенно в раннем возрасте.

Данную технологию можно отнести к  современным личностно-ориентированным образовательным технологиям, направленным на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам попробовать технологию хэппенинг в действии. Приглашаю пройти за стол 5 участников.

  1. Первое и самое распространенное использование хэппининга – изобразительная деятельность.

Творчество оказывает положительный эффект на полноценное, гармоничное развитие ребенка. Этот процесс связан с массой положительных эмоций: радостью и восторгом от познания и реализации себя.

 Главное для детей раннего возраста – это сам процесс, а не результат их деятельности.

С детьми раннего возраста можно использовать различные виды хэппининга: рисование пальчиками, кулачками, ладошками, смятой бумагой, печатками, ватными тычками, рисование на подносе. Воспитатель может дополнить рисунок детей некоторыми деталями (глазки, ручки, лапки..) для создания более выразительного полного образа, вызвав у детей эмоции радости, удовольствия, восторга,  чувство уверенности в себе.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга, как рисование  на песке. У вас на подносах насыпан слой цветного песка. Проводя пальцем по песку, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. Происходит развитие психических процессов, моторики (мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей, формируются положительные эмоции от действия и результатов.

  1. Второе – сенсорное развитие, развитие мелкой моторики рук с использованием сенсорных коробочек.

Сенсорные коробочки – универсальная развивающая игрушка. По сути это просто емкость с наполнением, главное назначение которой, дать детям возможность трогать, пересыпать, переставлять, изучать то, что внутри нее.

Они позволяют развивать у детей мелкую моторику рук, тактильное восприятие, пространственную ориентировку, зрительное, эстетическое восприятие, внимание и усидчивость, изобразительные навыки и умения, координацию движений, наблюдательность, любопытство, эмоциональную отзывчивость.

Состав сенсорных коробочек может быть распределен по:  цвету, по  темам недели, по материалу, …В этом случае они будут прозрачные. Бывают сенсорные коробочки с сюрпризом, тогда  они не прозрачные. Перед Вами некоторые из них…

 Давайте сейчас попробуем нарисовать «Солнышко» на песке.  Но некоторые дети могут выбрать крышечку и нарисовать  Солнышко с ее  помощью. Некоторые могут просто положить крышечку и дорисовать только лучики к солнышку.

Выберите для себя сами материал (камешки, крышечки, элементы мозаики, мелкие животные, ракушки, ..) и выложите «Солнышко».

Пригрело теплое солнышко и все насекомые, животные решили погреться после холодов. Возьмите те фигурки, которые вам хочется… Работа с тактильным материалом затягивает, увлекает детей, думаю, что и вам будет интересно проявить фантазию.

Заключительная часть.

Хэппенинг – это  действенно-зрелищная форма взаимодействия ребенка с предметами окружающей действительности и людьми, развивается не как организованное, а как спровоцированное, импровизированное, непредсказуемое действо.  Целью хэппенинга является вовлечение публики, зрителей, сторонних наблюдателей в действо, провокация неожиданных подсознательных реакций, развитие непосредственности восприятия.

Как итог мастер – класса, я хочу предложить Вам - отправить мне цветовую «телеграмму», подумав над вопросами: Полезен ли для вас мастер-класс? Будете  ли использовать в своей работе?  Или нет? Напишите мне, пожалуйста, на желтом листочке те, кому понравилась и полезна информация, на красном – кому информация была хорошо знакома и неинтересна в данный момент, и на зеленом – кто хотел бы получить расширенную информацию по данной теме. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Спасибо. Раздача буклетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физических занятий в обогащении двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста

Рекомендации по правильной  организации двигательной активности в детском саду и семье....

Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.

В публикации представлены приемы работы по обогащению двигательного опыта детей, которые могут использовать воспитатели при организации самостоятельной деятельности малышей....

Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность детей в детском саду составляет большую часть времени. Не менее 2/3 объема общей двигательной активности детей всех возрастов, поскольку она является наименее утомительной...

Обогащение двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности

В статье рассматривается проблема создания условий для развития самостоятельной двигательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста....

Создание физкультурно-игровой среды для обогащения двигательного опыта детей младшего дошкольного возраста

В статье представлены особенности построения физкультурно-игровой среды в младшей группе десткого сада...

Методическая разработка. Технология обогащения словаря у детей среднего дошкольного возраста с использованием стихотворений современных петербургских поэтов.

Одна из образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования («Речевое развитие») включает в себя обогащение активного словаря детей. С...

«Роль экскурсий в природу для обогащения социального опыта детей младшего дошкольного возраста»

В данном материале показана важность экскурсий в природу для детей домов ребенка. А также советы для родителей и воспитателей ДОУ....