Программа "Адаптация детей раннего возраста к ДГ "СШ № 13"
рабочая программа по психологии (средняя группа)

Шаповалова Людмила Александровна

Программа "Адаптация детей раннего возраста к ДГ "СШ № 13"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adoptatsii_ranniy_vozrast.docx11.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольные группы муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя школа №13» п.Новый

Согласованно:                                                                    Утверждено:    
Зам. Директора по ДО                                                   Директор МБОУ  
МБОУ «СШ № 13» п. Новый                                      "СШ № 13" п. Новый
Е. А. Абу Аль-Нади                                                          С. Ю. Побегайло

___________________                                           ________________

        

Программа педагога-психолога по сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ

                                                                       

                                                             

 Подготовила: педагог-психолог  Шаповалова Л.А.

2023

                                                 

 Программа педагога-психолога по сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ

1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с образовательной программой ФОП ДО  ДГ  МБДОУ «СШ № 13» п. Новый. Отражает организацию психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса в группах раннего возраста.

2. Цели и задачи реализации программы

 Цель: создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

- коррекция тревожности у детей и снятие эмоционального напряжения, связанного с расставанием с близким взрослым;

- развитие навыков взаимодействия со взрослыми (воспитатель, психолог);

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие игровых навыков в соответствии с возрастом.

- обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДГ  МБДОУ «СШ № 13» п. Новый .

3. Возрастные особенности детей раннего возраста (1,5 – 3х лет)

На втором году жизни  начинает развиваться самостоятельность детей раннего возраста, качественные преобразования происходят в предметно-игровой деятельности, появляются элементы сюжетной игры. Общение ребенка со взрослым ещё носит ситуативно-игровой характер, начиная эпизодично переходить в стадию делового сотрудничества. Совершенствуются все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

В раннем возрасте приоритетным является обогащение сенсорного опыта детей в разных видах деятельности. Начинается усвоение сенсорных эталонов, закрепление в речи основных понятий. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит и запоминает их название форм (кубик, шарик, маленький-большой и т.д.), одновременно воспринимая различными анализаторами (разглядывает, ощупывает предмет, стучит им, бросает и т.п.) и уточняя физические качества. С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющие одинаковые названия (например, машинка – это и грузовая и легковая и др., основные её признаки – 4 колеса, кузов и т.д.).

Дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разбирают и собирают пирамидки, матрешки, действуют со строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти игровые действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Второй год жизни – это период интенсивного формирования речи. Усваиваются связи между предметом, действием и лексическим значением слов. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Пассивный словарь увеличивается на столько, что ребенок способен понять взрослого на бытовом уровне без подкрепления речи показом. Активный словарь на протяжении года интенсивно увеличивается. К полутора годам он равен примерно от 20-30 слов до 100-150. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.п.), а так же предлоги. Слова часто заменяются упрощенными не совершенными в фонетическом отношении. Однако, благодаря интенсивному развитию речи организация деятельности и поведение ребенка можно вербально контролировать, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

Ребенок физически и психически развит на столько, что уже имеет возможность к  самостоятельной предметно-игровой деятельности и самообслуживанию. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть, умываться, одеваться, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

Ориентируется в ближайшем окружении дома и в группе, может выполнять несложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение со взрослым носит не только ситуативно-игровой, а и деловой, объектно-направленный характер.

Речь постепенно становится основным средством общения с взрослым. С другими детьми сохраняется и развивается тип эмоционального общения. Физически ребенок становится более ловким, совершенствуются основные движения, особенно ходьба, возрастает подвижность.

Основной формой мышления является наглядно-действенное. К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.  Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушение общения со  взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

4. Планируемые результаты освоения программы 

По результатам успешной адаптации к ДОУ у ребенка формируются такие качества:

- доброжелательность, общительность, эмоциональная удовлетворенность от сотрудничества  в процессе пребывания в группе с другими детьми;

- соответствующие возрасту формы общения со взрослыми и со сверстниками, доверчивость;

- совместная игровая деятельность.

5. Оценка результатов освоения программы

- комфортно чувствует себя в детском саду на протяжении всего времени пребывания в группе;

- не плачет при расставании с родными, спит во время дневного сна, самостоятельно ест;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым;

 - проявляет интерес к сверстникам и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками; проявляет интерес к совместным играм с детьми;

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

- владеет активной речью, включенной в общение; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

 - проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

6.Методики, технологии, средства воспитания.

Работа с детьми раннего возраста заключается в наблюдении за деятельностью и поведением детей, а так же проведении совместных игр.

Необходимо придерживаться следующим правилам:

- одни и те же игры повторяются в течение дня несколько раз;

- при введении новой игры знакомые игры продолжают повторяться;

- следует проводить приёмы торможения отрицательных эмоций.

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей: 

1.Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент первого посещения ДОУ. Проводится анкетирование, где выясняются трудности и готовность ребенка к посещению ДОУ, а так же индивидуальные особенности ребенка.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно время пребывания увеличивается. 

3. Консультирование. По необходимости с родителями проводятся индивидуальные консультации по интересующим вопросам адаптации, воспитания и развития ребенка.

.

 Лёгкая адаптация -  за 2 — 4 недели привыкает к садику:

- без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;

- при обращении глядит в глаза педагогам;

- способен обратиться за помощью;

- идёт на контакт с ровесниками;

- может занять себя игрой на некоторое время;

- подстраивается под дневной распорядок;

- адекватно реагирует на замечания и поощрения;

- хочет в детский сад.

Привыкание средней тяжести - не менее 1,5 месяцев. При этом:

- с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;

- при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;

- общается со сверстниками и воспитателем;

- придерживается распорядка;

- адекватно реагирует на замечания;

- редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация - продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения:

- проявляют открытую агрессию при посещении садика;

- уходит в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего;

-  нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;

- слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;

- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;

- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;

- агрессивность либо замкнутость;

- неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптации каждого ребенка.

7. Содержание деятельности психолога

 Деятельность психолога заключается в консультировании родителей и воспитателей, а так же игры с детьми адаптационной группы. Основная задача игр проводимых психологом – формирование эмоционального контакта, доверия детей к друг другу, воспитателю, психологу. Эмоциональное общение возникает на основе совместных игровых действий, сопровождаемых улыбкой, доброжелательной интонацией.

Вначале игры должны быть фронтальными. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места и времени их проведения.

 Взаимодействие педагога-психолога с семьями воспитанников

Взаимодействие  с родителями производится через наглядно – информационную пропаганду, индивидуальные и групповые консультации и носит  характер сотрудничества. Принцип взаимодействия с родителями носит целенаправленный, систематичный, плановый характер, дифференцировано с учетом специфики каждой семьи,  с соблюдением доброжелательности и открытости.

Литература

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Издат, 2014.- 189с.
  2. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - СПб.: Феникс, 2004. - 342с.
  3. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. / Н.Д.Ватутина - М.: Сфера, 2013. - 158с
  4. Веракса А.Н., Гуторова Н.Ф. «Практический психолог в детском саду»
  5. Лебединская К.С. Место адаптации в процессе социализации. - М.: Учитель, 2009. - 218с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"

Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».

     В современном образовании  оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...