Семинар-практикум «Совместная игра с ребенком - идеальное средство общения и взаимопонимания»
методическая разработка по психологии

Кудрявцева Анна Игоревна

Содержание

 

1. Формы общения ребенка со взрослым  в дошкольном возрасте.

2. Диагностика форм общения ребенка со взрослым.

3. Беседа по таблице «Актуальные игры от 0 до 7 лет в зависимости от основного игрового смысла у ребенка. (И.Ю.Захарова, Е.В.Моржина)».

4.Основные правила совместной игры с ребенком.

5. Игры и упражнения, направленные на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю.

6. Список литературы.

7. Раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ   ГОРОДА   ПСКОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 42 «ЖУРАВЛИК»

Сиреневый бульвар, д.5, г. Псков, 180019                                                      тел(8112) 538751           тел/факс (8112) 537520

ИНН 6027060304

 e-mail: org2037@pskovedu.ru                               

сайт:         o2037.pskovedu.ru              

Семинар-практикум    

«Совместная игра с ребенком - идеальное средство общения и взаимопонимания»

Подготовил:

Кудрявцева А.И.

Псков 2022 г.

Пояснительная записка.

   В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации.

   В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

Через игру можно установить взаимопонимание с детьми, развить умение общаться.

Любая совместная деятельность сближает людей, а игра считается наиболее полезным времяпрепровождением для детей и их близких взрослых. Именно в такой форме, интересной для обеих сторон, разыгрываются какие-то жизненные ситуации, укрепляются отношения, открывается безграничное поле для фантазий. На семинаре-практикуме будут раскрыты основные правила совместной игры с ребенком.

Персональные психоэмоциональные особенности ребенка, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса, благодаря чему можно увлечь ребенка, разделить с ним те смыслы и интересы, которые сейчас наиболее актуальны и затрагивают его, достичь с ним максимального взаимопонимания. На семинаре-практикуме будут разобраны варианты игр с дошкольниками соответствующие актуальным вопросам возраста.

   В психологии признанным является положение о том, что потребность в общении - одна из ведущих и наиболее важных в человеческой жизни. кроме того, общение является основным способом жизни человека. Это можно подтвердить тем, что наиболее тяжело переживается одиночество. Неизмеримо большое значение общение имеет для детей. От качества общения зависит развитие психических процессов, способностей и личностных качеств ребенка. Основные трудности и проблемы в воспитании связаны с непониманием собеседниками друг друга с недостаточной значимостью содержания для одного из них. Осознавая, что для нормального развития ребенку необходимы и взрослые, и сверстники, мы сегодня будем рассматривать ту сферу, которая в первую очередь делает человека человеком, - сферу общения со взрослым. На семинаре-практикуме будут подробно  рассмотрены формы и мотивы общения ребенка со взрослым. Также мы познакомимся с диагностикой форм общения ребенка со взрослыми,  используем различные виды взаимодействия в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения. Это нам понадобиться для определения ведущего мотива общения ребенка со взрослым, чтобы подобрать нужную игру, в которой максимально раскроется потенциал ребенка.

В конце семинара-практикума педагоги получают раздаточный материал: Таблица «Формы общения детей со взрослыми»; диагностика форм общения (по желанию);  таблицу «Актуальные игры от 0 до 7 лет в зависимости от основного игрового смысла у ребенка. (И.Ю.Захарова, Е.В.Моржина)»; игры для детей младшего и старшего возраста в адаптационный период.

Семинар-практикум сопровождается просмотром слайдов с актуальным фото и видео рядом, основными тезисами выступления.

Содержание

1. Формы общения ребенка со взрослым  в дошкольном возрасте.

2. Диагностика форм общения ребенка со взрослым.

3. Беседа по таблице «Актуальные игры от 0 до 7 лет в зависимости от основного игрового смысла у ребенка. (И.Ю.Захарова, Е.В.Моржина)».

4.Основные правила совместной игры с ребенком.

5. Игры и упражнения, направленные на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю.

6. Список литературы.

7. Раздаточный материал.

1. Формы и мотивы общения ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте.

Педагогам предоставляется раздаточный материал: «Формы и мотивы общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет. (Лисина М.И., дополнение - Захарова И.Ю.)»

На каждом возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении: что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе.

Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном детстве осуществляется переход к внеситуативным формам общения, т.е. выходящим за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Ребенок становится способным общаться по поводу различных предметов и явлений, отсутствующих в поле восприятия.

М. И. Лисиной выделены 4 формы общения у детей от рождения до 7 лет: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая,внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

Ситуативно-личностная форма общения. Для младенца особенно важно внимание взрослого. В первом полугодии жизни безразличие взрослого вызывает совершенно особенную реакцию ребенка: он встревожен, угнетен, огорчен, он чутко реагирует на различия в интенсивности внимания, но не умеет отличить их от отрицательных экспрессий взрослого. Готовность ребенка радоваться любому взрослому и всякому знаку внимания с его стороны обеспечивает ему установление контактов с любым человеком, который будет за ним ухаживать. Экспрессии составляют специальную категорию коммуникативных операций, первая форма общения тесно связана с эмоциями. Ситуативно-личностная форма общения занимает ведущий вид деятельности.

Ситуативно-деловая форма общения.

Главные поводы контактов детей со взрослыми связаны теперь с их общим делом - практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются детям именно с этой стороны - как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса. При ситуативно-деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно - ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе. Привязанность ко взрослому рождает у ребенка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших как образцу.

Внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми складывается в первой половине дошкольного возраста. Она связана не с практическим сотрудничеством со взрослым, а с "теоретическим". Дошкольники начинают задавать взрослым большое количество вопросов, что обусловлено их возрастающими познавательными потребностями. Своими вопросами "почему?", "зачем?", "как?" дошкольники стремятся выявить различные стороны явлений, установить связи между ними. Вопросы характеризуются беспорядочностью и разнообразием: "Почему деревья шумят?", "Куда течет вода в реке?", "Откуда идет дождь?", "Что такое солнце?" и т.д. Ведущим мотивом внеситуативно-познавательной формы общения является познавательный, а взрослый выступает как источник познания об окружающей действительности. Главным средством этой формы общения являются речевые операции, поскольку они позволяют выйти за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Для внеситуативно-познавательной формы общения является характерным стремление дошкольника к уважению его взрослым, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности детей к замечаниям, интенсивное эмоциональное реагирование на них.

К концу дошкольного возраста складывается высший уровень развития общения для дошкольного возраста – внеситуативноличностная форма общения. Она отличается от внеситуативно-познавательной формы тем, что ее содержанием является мир людей, находящийся вне предметов. Дети говорят о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущим мотивом является личностный. Взрослый, являющийся главным побудителем общения, выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Внеситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо другой деятельности, а представляет собой самостоятельную ценность. Для детей характерно желание заслужить доброжелательное внимание и уважение взрослого, его взаимопонимание и сопереживание. Новое содержание коммуникативной потребности выражается в том, что ребенок не настаивает теперь обязательно на похвале: гораздо важнее для него знать теперь, а как нужно. И хотя он огорчается, если действовал неверно, он охотно соглашается внести поправки в свою работу, изменить свое мнение или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей позицией с позицией старших служит для ребенка доказательством ее правильности. Ребенок ныне не спешит спорить со взрослыми - он чутко настраивается на их волну и старается сначала получше понять старших, найти причину, почему те думают так, а не иначе. Средством общения также являются речевые операции. Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым выполняет важную роль для сознательного усвоения детьми норм и правил поведения, для развития самосознания и самоконтроля, для дифференцированного выстраивания отношений со взрослыми в зависимости от их социальных ролей. Важнейшее значение внеситаутивно-личностного общения состоит в том, что благодаря ему ребенок узнает о взрослом как об учителе и постепенно усваивает представление о себе как об ученике. Дети с повышенным вниманием относятся к словам и действиям взрослого, свои ошибки видят как-бы его глазами  и поэтому реагируют на замечания без обиды, деловым образом, вносят необходимые изменения в свою деятельность. Настроенность на взрослого позволяет детям понять, что в ситуации учения он выступает в особой функции - как педагог, как учитель и значит надо себя вести надлежащим образом - как ученику: внимательно смотреть и слушать, запоминать, стараться делать все как можно лучше, исправлять допущенные промахи.

В дошкольном возрасте значительно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого ребенок реализует нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника.

В экспериментальном исследовании Л. Б. Митевой, проведенном под руководством М. И. Лисиной, доказано, что общение ребенка со взрослым опережает по уровню своего развития общение ребенка со сверстником. Возрастная динамика показывает, что чем младше ребенок, тем больше у него разрыв между уровнем общения со взрослым и со сверстником, к концу дошкольного возраста уровень общения детей в обеих сферах несколько сближается, но при этом общение со взрослым по основным параметрам опережает соответствующие показатели общения сверстников. Это свидетельствует о том, что общение со взрослым, задавая "зону ближайшего развития", ведет за собой общение сверстников.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

   Таковы основные формы общения детей со взрослыми в дошкольном возрасте. При нормальном развитии ребенка каждая из этих форм складывается в определенном возрасте.

Так, первая, ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остается единственной до шести-семи месяцев.

Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до 4 лет.

В возрасте четырех-пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение.

А в шесть лет, т.е. к концу дошкольного возраста, возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

Конечно, это лишь общая, усредненная возрастная последовательность, отражающая нормальный ход развития ребенка. Отклонения от нее на незначительные сроки (полгода или год) не должны внушать опасений. Однако в реальной жизни достаточно часто можно наблюдать значительные отклонения от указанных сроков возникновения тех или иных форм общения.

Бывает, что дети до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативно-делового общения. Достаточно часто у дошкольников вообще не формируется речевое общение на личностные темы. А в некоторых случаях у дошкольника пяти лет преобладает ситуативно-личностное общение, которое характерно для младенца первого полугодия. Разумеется, поведение дошкольника при этом совсем не похоже на младенческое, но в сущности своей отношение к взрослому и общение с ним у большого ребенка может быть таким же, как у младенца. Например, дошкольник стремится только к физическому контакту с воспитателем, обнимает - целует его, замирает от блаженства, когда взрослый гладит его по головке. При этом всякий содержательный разговор или совместная игра вызывает смущение, замкнутость и даже отказ от общения. Единственное, что нужно такому ребенку от взрослого, -это внимание и доброжелательность.

Такой тип общения нормален для малыша двух-шёсти месяцев, но если он является основным для пятилетнего дошкольника - это тревожный симптом, который свидетельствует о серьезном отставании в развитии. Обычно это отставание вызвано тем, что ребенок в раннем возрасте недополучил необходимого ему личностного, эмоционального общения со взрослым. Это явление, как правило, наблюдается в детских домах, а в нормальных условиях воспитания встречается довольно редко.

А вот «застревание» на уровне ситуативно-делового общения до конца дошкольного возраста является более типичным. Оно заключается в том, что дети хотят только играть со взрослым, их волнует только то, какие игрушки разрешит взять сегодня воспитатель, какую игру он им предложит. Они с удовольствием играют со взрослым, но избегают любого разговора на познавательные и личностные темы. Это естественно для ребенка от одного до трех лет, но такое поведение пяти-шестилетних детей должно вызывать тревогу и опасения. Если до шестилетнего возраста интересы дошкольника ограничиваются предметными действиями и играми, а его высказывания касаются только окружающих предметов и сиюминутных желаний, можно говорить о явной задержке в развитии общения ребенка со взрослым.

 В то же время в некоторых, довольно редких случаях развитие общения опережает возраст ребенка. Например, отдельные дети уже в три-четыре года проявляют интерес к личностным проблемам, человеческим отношениям, любят и могут разговаривать о том, как надо себя вести, стремятся действовать по правилу. В таких случаях можно говорить о внеситуативно-личностном общении уже в младшем дошкольном возрасте. Однако такое опережение также далеко не всегда благоприятно. В тех случаях, когда внеситуативно-личностное общение возникает сразу после ситуативно-делового, период внеситуативно-познавательного общения оказывается пропущенным, а значит, у ребенка не формируются познавательные интересы и зачатки детского мировоззрения.

Правильный ход развития заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. А каждый возраст, как было показано выше, характеризуется соответствующей ему формой общения со взрослым.

Конечно, наличие ведущей формы общения отнюдь не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший, например, внеситуативно-личностной формы общения, только и делает, что разговаривает со взрослым на личностные темы. В реальной жизни сосуществуют самые разные виды общения, которые вступают в действие в зависимости от ситуации. Умение общаться (и у ребенка, и у взрослого) как раз и заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, как широко он использует и варьирует деловые, познавательные и личностные контакты с другим человеком. Но уровень развития общения определяется по высшим достижениям ребенка в этой области. Показателем развития общения является не преобладание тех или иных контактов, а возможность и способность общаться на разные темы - в зависимости от ситуации и партнера.

Для того чтобы проводить определенную педагогическую работу с ребенком с целью развить его общение со взрослым, нужно уметь выявлять наиболее высокий уровень общения ребенка, максимальные достижения в этой области. Как же определить, на каком уровне развития общения находится ребенок?

Прежде всего, конечно же, нужно внимательно наблюдать. По каким поводам ребенок чаще всего обращается к взрослому? Требует ли оценки своих действий? Задает ли вопросы? Все это можно выяснить, наблюдая за ребенком в группе детского сада, на прогулке.

Если вы станете свидетелями пассивного, безынициативного поведения ребенка, если он часами занимается с предметами, совсем не обращаясь к воспитателю, вы должны присмотреться к такому ребенку внимательнее. Его поведение, хотя, может быть, оно и удобно для воспитателя, должно вызывать тревогу: скорее всего, это проявляются симптомы недостаточно развитой (а может быть, и отсутствующей вообще) потребности в общении.

Если ребенок, напротив, не отходит от воспитателя, ждет его ласки, но при этом не умеет играть, слушать сказки, разговаривать со взрослым, это может свидетельствовать о явной задержке в развитии общения.

Бывает, что в повседневной жизни, несмотря на частые контакты с дошкольником, трудно понять, каковы его максимальные достижения в обсуждаемой области и способен ли он к познавательному или личностному речевому общению. Для того чтобы выяснить это, нужно провести специальные диагностические занятия.

3. Диагностика форм общения ребенка со взрослым.

Педагогам предоставляется раздаточный материал: «Диагностика форм общения ребенка со взрослым».

Необходимо помнить, что общение обязательно предполагает взаимность, обоюдность. Это ни в коем случае не воздействие на другого и не подчинение ему. В общении должны быть активны оба партнера и обращение каждого направлено на ответ другого. При диагностике общения необходимо учитывать две стороны:

- активность (проявляется в стремлении обратить на себя внимание, высказать что-то свое, развить тему разговора, предложить что-то необычное).

- чувствительность к партнеру (чувствительность к партнеру выражается во внимании к нему (в интересе к его словам и действиям, во взглядах, в готовности ответить на его предложение, в способности услышать и понять другого).

 Обе стороны одинаково важны для полноценного общения, однако их выраженность может быть различной у разных детей и в разных ситуациях.

Для выявления формы общения следует использовать различные виды взаимодействия в разных ситуациях, моделирующих ту или иную форму общения. 

- для моделирования ситуативно-деловой формы общения оптимальной ситуацией является совместная игра;

- внеситуативно-познавательной - беседа по книжке;

- внеситуативно-личностной разговор по душам.

Остановимся на конкретном описании данных ситуаций.

Предложите ребенку на выбор разные формы взаимодействия. Спросите его, что он больше хочет делать вместе с вами: играть с игрушками, читать новую книжку или просто поговорить о чем-нибудь. Если ребенок уверенно и однозначно выбирает совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение со взрослым. Выбор новой книжки означает интерес к познавательному общению, а предпочтение разговора может свидетельствовать о стремлении ребенка к личностному общению. Однако сознательный выбор, хотя и является весьма показательным, не может быть единственным основанием для определения формы общения. Например, если ребенок выбирает совместную игру, это еще не означает его неспособности к личностному общению. Некоторые дети сразу не могут осуществить такой выбор или выбирают все три формы взаимодействия, поскольку они в равной мере являются для них привлекательными. Поэтому для более точного определения формы общения важно провести все три вида взаимодействия с одним ребенком.

На данном этапе семинара-практикума педагоги участвуют в моделировании действий воспитателя и ребенка при осуществлении диагностики. Действие комментируется ведущим. Раздаются примеры игры с дошкольниками в зависимости от уровня развития общения ребенка со взрослым.

Ситуативно-деловое общение, т.е. с совместная игра. Для этого подходят любые игрушки - кубики, куклы, машинки, конструктор. Играя с ребенком, нужно обращать внимание не на саму его способность играть с предметами, а на способность играть вместе со взрослым. Важно отмечать, умеет ли ребенок ориентироваться на партнера, учитывает ли его интересы, увлечен ли он совместной деятельностью или предпочитает играть в одиночку. Как правило, стремление и способность к ситуативно-деловому общению проявляют все дошкольники. Но важно, выяснить, не является ли этот вид общения единственным доступным ребенку, способен ли он к вне ситуативным контактам со взрослым.

Внеситуативно-познавательное общение.

Для выяснения способности ребенка к познавательному общению подходит беседа по поводу прочитанной книжки, в которой содержатся новые для ребенка знания - о машинах, животных, птицах, явлениях природы. Эта беседа должна строиться не как пересказ того, что запомнил ребенок или что он понял, а как обсуждение прочитанного или рассказанного воспитателем. В беседе в равной мере должны участвовать и взрослый, и его младший собеседник. При этом взрослый должен отмечать, насколько увлечен ребенок, задает ли он вопросы (и если задает, то какие), рассказывает ли о своих познаниях, как долго он может разговаривать со взрослым, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторонние действия. Бывает, что ребенок в этой ситуации не проявляет никакого интереса к содержанию книжки и новым знаниям - смотрит по сторонам, перескакивает с одной темы на другую, стремится поскорее закончить скучный для него разговор и заняться более интересной игрой. Это может свидетельствовать о том, что он еще не владеет познавательным общением со взрослым, что его познавательные интересы еще не развиты. Вместе с тем многие дети, достаточно хорошо умея общаться со взрослым на познавательные темы, до конца дошкольного возраста проявляют неспособность к личностному общению. Они не могут рассказать о себе, не проявляют интереса к другим людям, не могут сказать, что они любят, а что им не нравится. Взрослый остается для них только источником новых знаний и партнером по игре.

Внеситуативно-личностное общение.

Для выяснения способности к внеситуативно-личностному общению можно начать простой разговор с ребенком о его отношениях с друзьями. Например, спросить у него, кто из его сверстников ему больше нравится и почему, с кем он чаще всего ссорится, с кем хотел бы дружить. Можно спросить, есть ли у него любимая сказка (или книжка), кто из ее героев обладает какими-либо положительными или отрицательными качествами. Важно, чтобы взрослый не только спрашивал, но и сам высказывал свое отношение к тем или иным персонажам, рассказывал о себе, о других людях, словом, был равноправным участником разговора.

Темы личностного общения могут быть самыми разными. Желательно, чтобы они были связаны с реальными событиями из жизни ребенка, с его личными интересами и опытом общения с другими людьми. Главное - чтобы разговор шел не о предметах или животных (как при познавательном общении), а о людях, об их качествах, поступках, отношениях. При этом нужно выяснить, интересуется ли ребенок мнением взрослого, важно ли ему, чтобы его оценки совпадали с оценками старшего партнера.

Еще одно отличие личностного общения от познавательного заключается в том, что первое происходит без всякого наглядного материала. Здесь ребенок должен говорить о таких вещах, которые невозможно увидеть, потрогать, нарисовать (например, о хороших и дурных качествах, настроениях человека). Именно это делает речевое личностное общение самым сложным и трудным для дошкольников. Но способность к чисто речевому общению, без опоры на наглядный материал, очень важна для дальнейшей жизни и подготовки к школе. Разговаривая с ребенком на личностные темы, важно также следить за тем, насколько он способен слышать партнера, не перебивать его, не отвлекаться на посторонние действия.

Далее педагоги сопоставляют поведение «ребенка» (замещающего его взрослого) в разных формах общения.

Итак, вы осуществили с ребенком все три вида общения. У вас сложилось определенное впечатление о нем -что ему больше нравится делать с вами, что - меньше. Для того чтобы выявить уровень развития общения ребенка, нужно сравнить его активность и заинтересованность в разных ситуациях взаимодействия: когда он чаще всего обращался ко взрослому, когда проявлял максимальную для себя сосредоточенность, в какой ситуации чувствовал себя наиболее свободно и раскованно.

Часто бывает так, что дети очень активно и эмоционально ведут себя во время игры, увлеченно рассматривают и обсуждают книжки, но, когда взрослый начинает с ними разговор о событиях из их жизни, о том, что они любят и чего хотят, они смущаются, отводят глаза в сторону и стремятся избежать такого общения. Это может свидетельствовать о несформированности наиболее сложной для дошкольников внеситуативно-личностной формы общения. Если же ребенок одинаково активен во всех ситуациях и с удовольствием принимает все формы взаимодействия, можно говорить о том, что он овладел всеми доступными для дошкольника формами общения.

Важным показателем может быть также продолжительность того или иного взаимодействия, которую должен регулировать сам ребенок. Чем дольше ему хочется общаться со взрослым той или иной ситуации, тем больше эта ситуация соответствует его потребностям. Конечно, продолжать разговор на личностную тему в течение долгого времени слишком трудно даже для шестилетнего ребенка. Но если он может хотя бы в течение 10 минут поддерживать такой разговор, не отвлекаясь на посторонние действия, это свидетельствует о его способности к личностному общению.

Таким образом, сопоставляя поведение ребенка в разных ситуациях, нужно иметь в виду следующие показатели:

1)выбор ситуации общения;

2)активность ребенка в разных ситуациях: его разговорчивость, способность проявить инициативу и развивать тему общения;

3)чувствительность к словам и действиям партнера, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;

4)общий интерес и настроение ребенка: его сосредоточенность на теме общения, раскованность, эмоциональный комфорт;

5)время, в течение которого ребенок может (хочет) общаться.

Для удобства сравнения ряд показателей (активность, чувствительность, интерес) можно оценивать по следующей шкале:

0- полное отсутствие данного качества;

1- слабая выраженность качества (отдельные проявления);

2- средняя выраженность качества;

3- сильная выраженность качества (яркие и частые проявления инициативы или повышенное внимание к собеседнику).

Сравнивая эти показатели в трех ситуациях общения, можно выяснить, какая из них является наиболее привлекательной для ребенка и, следовательно, какой уровень общения доступен для него. Напомним, что уровень развития общения определяется по высшим достижениям. Так, если ребенок одинаково активно принимает все предложенные ситуации, можно зафиксировать наиболее высокую форму общения со взрослым - внеситуативно-личностную.

Ориентируясь на данные диагностики педагог может самостоятельно выбрать для себя соответствующие игры и темы для разговора с детьми, которые будут отвечать  их потребностям (для осуществления наилучшего взаимопонимания и общения с ребятами). Если речь идет о групповых занятиях, то ориентация должна осуществляться на возрастную норму.

Что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в четыре года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в пять-шесть лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить его по-новому общаться со взрослым?

Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия. Характер этих занятий должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Индивидуальная работа с ребенком - необходимое условие развития общения. Однако, несмотря на бесконечное разнообразие индивидуальных занятий с детьми по развитию их общения, можно выделить общий принцип организации таких занятий. Этот принцип - опережающая инициатива взрослого.

Взрослый должен давать ребенку образцы общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно самому уметь общаться. Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения - познавательного и личностного, а вести ребенка за собой, включать его в это общение.

Это возможно только в том случае, если воспитатель знает и понимает уже существующие интересы и представления дошкольника и опирается на достигнутый им уровень развития. Поэтому занятия лучше начинать с того уровня общения, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно.

Теперь мы можем перейти к играм и упражнениям ориентированным на ту или иную форму общения, игровой смысл ребенка.

3. Беседа по таблице «Актуальные игры от 0 до 7 лет в зависимости от основного игрового смысла у ребенка. (И.Ю.Захарова, Е.В.Моржина)».

Педагогам предоставляется раздаточный материал: таблица «Актуальные игры от 0 до 7 лет в зависимости от основного игрового смысла у ребенка. (И.Ю.Захарова, Е.В.Моржина)»

Ценность игры в развитии ребенка в настоящее время всем представляется очевидной. Большое количество статей и книг написано на эту тему: про мотивацию, про опыт, приобретаемый только через игру, про самопознание и самоосознание, приходящие к нам в игре. Но часто педагоги оказываются в тупике. так как не представляют, во что играть с ребенком, как организовать игру с теми,  кого сложно заинтересовать, как научиться поддерживать и развивать игру конкретного ребенка и сориентироваться в мире детской игры в целом. С помощью данной таблицы, в которой представлены основные этапы развития ребенка и соответствующие им игры, можно подобрать упражнения для конкретной группы детей или определенного ребенка, который находится на соответствущем этапе развития.

Процесс становления личности, процесс самопознания длиться всю жизнь с самого рождения ребенка и предполагает освоение трех областей отношений: с миром предметов и физическим пространством, с самим собой и с другими людьми (см. А.Лэнгле, 2009).  Игры представленные в таблице будут делиться по этим трем категориям. При подборе игр мы будем смотреть, через какую систему отношений нам удастся установить с ребенком эмоциональный контакт. В какие игры предпочитает играть ребенок, а в какие он еще не может играть. Внимание на таблицу.

4.Основные правила совместной игры с ребенком. 

Для осуществления наилучшей коммуникации ребенка и взрослого, стоит сказать об основных правилах совместной игры с ребенком.

Педагоги пробуют самостоятельно определить правила совместной игры, путем дискуссий, предположений.

 «Игра– арифметика социальных отношений» (Л.С.Выготский), именно здесь ребенок приобретает навыки и новые формы общения.

Исследованиям игры посвящены многие работы отечественных и зарубежных философоф, психологов, педагогов. Обратившись к определениям игровой реальности различных авторов, можно обнаружить нечто общее в их понимании игры. Обобщая различные источники можно сказать, что игра предполагает наличие:

-  мнимой ситуации, которая разворачивается в хронотоп игры. Игровое пространство имеет свои границы, которые ребенок и взрослый пересекают. А любое пространство организовано по своим правилам, да и время там течет по- особому, день и ночь сменяются в течении двух минут, и если что-то забылось, то опять может наступить ночь. О правилах можно договариваться, а можно их устанавливать и не принимать чужие правила. Для этого участники должны понимать и разделять смыслы и правила друг друга. Взрослый  полноправный игрок. Игра будет интереснее, если все будут активно играть свои роли.

- удовольствия, интереса. Если ребенок или взрослый воспринимают деятельность как тягостное задание или полезное, но неприятное дело-это не игра. Заканчивать играть прежде, чем ребенок устанет. Игра не должна надоедать, она должна приносить только радость - радость открытий новых миров, способностей и возможностей.

- свобода выбора игры, партнера, участия или не участия, но не свобода от правил. Позволить ребенку просто понаблюдать, если он не хочет участвовать.

- самодостаточности и самонацеленности игровых процессов, предполагающих поиск смыслов игры в самой игре. Игры отдельно – обучение отдельно. Не стоит смешивать обучение с игрой. На время забав нужно отключить в себе учителя и наставника хотя бы на полчаса. Не надо комментировать, какого цвета кубики складываются в башню и из каких овощей будет вариться суп для симпатичного медведя. Овощи и цвета можно выучить после, а сейчас — просто поиграть.

Во многих работах зарубежных авторов игра понимается главным образом как средство выражения и разрешения ребенком своих внутренних конфликтов. Бесспорно, это значение игры очень важно для развития саморегуляции. Но есть еще и второй пласт: при этом ребенок не только выражает, но преображает свою личность.

5. Игры и упражнения, направленные на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю.

Основная задача таких предварительных занятий - создание свободного положительного отношения к воспитателю, что необходимо для формирования более сложных видов общения.

Например игры в адаптационный период.

Педагогам предоставляется раздаточный материал: «Игры для детей младшего возраста в адаптационный период»

Задачи:

•        формирование эмоционального контакта;

•        формирование доверия детей к воспитателю;

•        развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы;

•        выработка адаптационного стиля поведения.

Приводится пример игры для младшего возраста.

Игра «Хоровод».

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,  

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Гей!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Игра «Кто в кулачке?»

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает детям несколько раз, как это сделать, и просит их повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулак. После этого воспитатель читает стишок и выполняет вместе с детьми выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

Также можно порекомендовать упражнения и игры для адаптации детей, которые пришли в группу в более старшем возрасте.

Задачи:

•        формирование доверия детей к воспитателю, к детям;

•    развитие уверенности детей;

•        повышение самооценки;

•   предоставление возможности проявлять активность пассивным детям, развитие внимания;

•        создание эмоционально положительного фона;

•        развитие умения проявлять внимание к сверстникам и к самому себе;

•   развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы;

Педагогам предоставляется раздаточный материал: «Игры для детей старшего возраста в адаптационный период»

Приводится пример игры для старшего возраста.

«Подари движение»

Укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Инвентарь: бубен.

Число участников: от десяти человек.

Участие взрослого: на первом этапе обязательно.

Рекомендации: желательно, чтобы в роли ведущего побывал каждый участник игры.

Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – либо однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается.

«Магнит» (К.Фоппель)

Развитие коммуникативных навыков, повышения личной значимости в группе.

Инвентарь: магнит, аудиокассета или диск с музыкой.

Число участников: от семи человек.

Участие взрослого: обязательно.

Рекомендации: желательно, чтобы в роли « магнита» побывали все дети.

Предварительная работа - познакомить со свойствами магнита.

Дети встают в круг и берутся за руки. Ведущий включает музыку. Пока звучит музыка, дети двигаются, не разнимая рук. Ведущий останавливает музыку и называет по имени того будет, кто «магнитом». Все должны быстро отпустить руки и встать вокруг «магнита». Можно его поприветствовать, назвать ласково и т.д….

Затем ведущий включает музыку, дети снова встают в круг, и игра продолжается.

Возможные темы для последующих мастер-классов в рамках данного семинара «Совместная игра с ребенком - идеальное средство общения и взаимопонимания»:

  • «Возрастные кризисы - невилирование игрой».
  • «Упрямство, негативизм- договориться через игру».
  • «Игры в период возрастного криса для детей 3-4 лет и 6-7 лет».

6. Список литературы.

1. Игровая педагогика И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина.

2. Детская практическая психология. Под редакцией Т.Д. Марцинковской.

3. Психология дошкольного возраста О.О. Гонина.

4. Игровая деятельность дошкольников Е.В. Чиркова.

5. Особенности общения с дошкольниками Е.О. Смирнова.

6. Формирование личности ребенка в общении М.И. Лисина.

7. Школа общения для дошкольников Г.А. Широкова.

8. 100 и 1 игра на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе Н.В. Плотникова.

9. Игры - приветствия для хорошего настроения Е. Лютова-Робертс, Г. Монина.

10. Игры для задиристых детей  Е. Лютова-Робертс, Г. Монина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Педагог и ребенок: барьеры в общении"

Цель:·         Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.·...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА С РЕБЕНКОМ В ЖИЗНИ ВАШЕЙ СЕМЬИ»

Форма проведения : семинар – практикум Участники: воспитатели, родители. Цель: Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно...

Конспект семинара-практикума для родителей «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»

Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происход...

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Семинар- практикум для педагогов "Игры в шахматы как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"...

Семинар - практикум для педагогов "Педагог и ребенок. Барьеры общения"

Интересные предлженные дидактические упражнения для пдагогов на сближение педагога и ребенка...

Семинар-практикум с элементами игры для педагогов ДОО "Психолого- педагогические аспекты общения в системе педагог- ребенок"

Расширение диапазона знаний педагогов о психолого- педагогических основах общения с детьми - дошкольниками...

Семинар-практикум для родителей «Игры с ребенком в летний период»

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит...