Рабочая программа "Здравствуй, детский сад"
методическая разработка по психологии

Табанакова Елена Петровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога-психолога

по психологическому сопровождению

процесса адаптации детей раннего возраста

к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!»

(на основе материалов А.С. Роньжиной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdravstvuy_detskiy_sad.docx293.37 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  • цели и задачи программы
  • принципы и подходы к формированию программы
  • значимые для программы характеристики
  1. Планируемые результаты освоения программы
  1. Содержательный раздел
  1. Основные цели и задачи
  2. Содержание работы:
  • Психологическая профилактика и психологическое просвещение
  • Развивающая работа и психологическая коррекция
  • психологическое сопровождение образовательных областей
  • развивающая работа в период адаптации ребенка к ДОО
  • Психологическая диагностика
  • оценка развития детей, его динамики
  • психодиагностическая работа по запросу родителей, педагогов
  • Психологическое консультирование

Примерное комплексно-тематическое планирование работы по адаптации детей 2-3 года к условиям детского сада

  1. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
  1. Организационный раздел
  • особенности  организации  образовательного процесса
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
  • описание материально-технического обеспечения программы.

Пояснительная записка

       Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. При поступлении в детский сад все дети, как правило, переживают адаптационный стресс. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный жизненный уклад ребенка приходят многочисленные изменения: четкий распорядок дня; отсутствие родных рядом; длительный контакт со сверстниками; необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому; резкое уменьшение персонального внимания именно к нему; особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести  к различным негативным физиологическим и психологическим изменениям: преобладанию отрицательных эмоций, в том числе страха; нежеланию вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; утрате навыков самообслуживания; нарушению сна; снижению аппетита; ухудшению показателей речи; изменениям в двигательной активности; снижению иммунитета и частым заболеваниям.

Дети раннего и младшего дошкольного возраста впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными эмоциями, как положительными, так   и   отрицательными.   Окружающая   действительность   выступает   как источник стресса длительного действия, истощающий запас адаптационных возможностей.

Для снятия напряжения эффективно использовать коммуникативные игры и игры на освоение окружающей среды. Известно, что в игре осуществляется всестороннее развитие детей, создается "зона ближайшего развития".

Предлагаемая программа разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также СП 2.4.3648-20. Базовой основой данной программы являются программа Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М., 2008), программа Лапиной И.В.

«В детский сад с мамой» (Адаптация детей при поступлении в детский сад. - Волгоград, 2016), программа Афонькиной Ю.А. «Рабочая программа педагога-психолога ДОО» (Волгоград, 2015).

Программа предназначена для использования педагогами - психологами дошкольного образования.

 Цели и задачи программы

Цель – успешное прохождение адаптационного периода детьми младшего дошкольного возраста, профилактика психосоматических заболеваний.

Задачи:

  1. формировать у детей положительные эмоциональные отношения с взрослыми и сверстниками;
  2. развивать у детей навыки совместной игры, предметного взаимодействия;
  3. формировать у родителей представление о значимых факторах для облегчения периода адаптации.

 Принципы и подходы к формированию программы

Программа соответствует принципам гуманизма (отношение к  ребенку как к безусловной ценности), научной обоснованности (разработана с учётом возрастных особенностей детей раннего и младшего дошкольного возраста),

 индивидуализации  (необходимость учитывать индивидуальные особенности детей), развития (помощь ребенку в выработке нового способа жизнедеятельности в процессе игрового взаимодействия со взрослым), взаимодействия семьи и ДОУ (повышение роли родителей в развитии и воспитании ребенка, установление партнерских отношений «семья – детский сад»), практической применимости.

Программа обеспечивает взаимосвязь в решении развивающих, воспитательных и обучающих задач, а также интеграцию образовательных областей. В основе разработки - комплексно-тематический принцип построения адаптационного процесса.

В программе предусмотрено решение образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и дошкольников.

Адаптационный процесс осуществляется преимущественно в игровой форме, так как она является наиболее природосообразной для детей дошкольного возраста.

Содержание деятельности педагога-психолога направлено на обеспечение следующих условий:

  • заботливое и уважительное отношение сотрудников ДОО к детям, формирование и поддержка их позитивного эмоционального настроя,
  • использование в ходе образовательного процесса форм, методов и содержания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей,
  • психологическая поддержка педагогами доброжелательного взаимодействия детей, а также инициативы и самостоятельности воспитанников в разных видах деятельности, обеспечивающих их развитие,
  • осуществление сотрудничества с семьями воспитанников.

Планируемые результаты

Психологическая профилактика и психологическое просвещение

Психологическая профилактика является приоритетным направлением работы педагога-психолога ДОО. Психологическое просвещение может рассматриваться как средство психологической профилактики.

Целевым ориентиром в данном направлении работы педагога-психолога является повышение психологической компетентности воспитателей и родителей.

Психологическая диагностика

Диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для диагностики являются карты наблюдений детского развития, в которых фиксируется индивидуальная динамика и возможные перспективы развития ребенка.

Результаты диагностики могут использоваться только для решения образовательных задач (индивидуализации образования,  оптимизации работы с группой детей).

 Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

Цель: изучение процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ.

Результат изучения – выявление динамики уровня адаптированности детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

Развивающая работа направлена на повышение уровня адаптированности детей к условиям детского сада, на социализацию детей, формирование у воспитанников коммуникативных навыков, овладение которыми может помочь малышам стать более уверенными, уравновешенными, привести к положительным изменениям  в разных сферах их развития.

Психологическое консультирование

Целевым ориентиром психологического консультирования выступает оказание помощи родителям (законным представителям) ребенка и педагогам в разрешении проблем, касающихся вопросов адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Психологическая профилактика и психологическое просвещение

Формирование представлений о факторах и условиях охраны и укрепления психологического здоровья ребенка, причинах и признаках его нарушения

Психогигиена деятельности

Психогигиена общения

Психогигиена среды

воспитатели

родители

воспитатели

родители

воспитатели

родители

1

2

3

4

5

6

Оказание помощи в изучении ребенка.

Оказание помощи в понимании мотивов поступков ребенка, его побужде- ний, возрастных и индиви-

дуальных особеннос- тей.

Психологи- ческий анализ

педагоги- ческого общения

Психологи- ческий анализ

детско- родительс- кого взаимо- действия

Психологи- ческая экспертиза программ- ного обеспечения образователь- ного процесса

Психологи- ческий анализ условий семейного воспитания

Обучение рефлексии

своей профес- сиональной

деятельности

Обучение оценке эффектив- ности применя- емых приемов организа- ции

деятель- ности ребенка

Содействие в выработке адекватного стиля взаимодейст вия с детьми с учетом возрастных и индиви-

дуальных особеннос- тей детей

Содействие в выработке адекватного стиля взаимо-

действия с ребенком с учетом возрастных и индиви- дуальных особеннос-

тей ребенка

Создание условий в ДОО для удовлетворе- ния потребностей и развития интересов

детей

Содействие созданию условий в семье для удовлетворе- ния потребнос- тей и развития интересов ребенка

Создание условий для развития игровой

деятельности

Обучение созданию психологи- ческих условий для развития игровой

деятель- ности

Профилак- тика профессио- нальных стрессов

Формирова- ние

адекватного позитивного образа

ребенка с учетом

возраста и индиви-

дуальности

Создание условий в ДОО для профилакти- ки психоэмо- ционального напряжения, психологи- ческого

неблагопо- лучия детей

Содействие созданию условий в семье для профилакти- ки психологи- ческого

неблагопо- лучия

ребенка

Психогигиена

деятельности

Психогигиена

общения

Психогигиена

среды

воспитатели

родители

воспитатели

родители

воспитатели

родители

Формирова- ние

адекватного эмоциональ- ного отношения к детям

Формиро- вание

адекватного эмоциональ ного отношения к ребенку

Формирова- ние навыков делового общения с субъектами образова- тельного процесса

Содействие в

формирова- нии навыков делового общения с субъектами образова- тельного процесса

Содействие выполнению психологи- ческих требований к предметно- развивающей среде, к

интерьеру ДОО

Содействие созданию предметно- развиваю- щей среды в семье с учетом психологи-

ческих требований

Обучение приемам мотивирова- ния детей к выполнению требований

Обучение приемам мотивиро- вания

ребенка к выполне- нию требований

Развитие адекватных оценочных стратегий

Развитие адекватных оценочных стратегий

Психологичес кая экспертиза организации педагогом

детской

деятельности

Обучение эффектив- ным приемам организации разнообраз- ной детской деятельнос-

ти

Развивающая работа

Развивающая работа в период адаптации ребенка к ДОО

Сфера

адаптационных трудностей

Проявление адаптационных трудностей в развитии

Содержание работы

Взаимодействие с новым взрослым

  • отчужденность
  • негативное отношение к требованиям
  • отношения типа

«симбиотической связи»

  • нечувствительность

к педагогической оценке

  • амбивалентность поведения

Воспитывать доверие к новому взрослому, стремление к положительной оценке.

Содействовать осознанию необходимости и важности требований.

Формировать стремление

действовать вместе со взрослым, достигая нужных результатов.

Взаимодействие с ровесниками

  • замкнутость, застенчивость
  • конфликтность, драчливость, стремление доминировать
  • неумение взаимодействовать
  • несформированность игрового поведения

Формировать положительный образ ровесника, представления о правилах поведения в детском коллективе; развивать стремление следовать этим правилам.

Развивать интерес к ровесникам, стремление действовать сообща, навыки игрового общения с детьми с детьми

Освоение предметно- развивающей среды

  • неумение действовать самостоятельно
  • недостаточная

сформированность способов действий с предметами

  • боязнь нового пространства

Формировать самостоятельное поведение.

Расширять возможности предметных, игровых и коммуникативных действий;

активизировать интерес к предметам и действиям с ними через общение со взрослым, в том числе в игровых ситуациях; расширять сферу

доступных ребенку предметов. Создавать условия для преодоления психоэмоционального напряжения, самореализации, переживания успеха. Развивать способность гордиться своими достижениями.

Психологическое сопровождение образовательных областей

Образовательная область

Содержание работы

Физическое развитие

Формировать умения подражать движениям, которые демонстрирует взрослый; выполнять целенаправленные действия, ориентируясь на сочетание жеста и речи, на речевую инструкцию, не подкрепленную жестами.

Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

Социально- коммуникативное развитие

Развивать осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах.

Содействовать формированию чувства защищенности. Положительно подкреплять стремления детей пожалеть, успокоить, порадоваться, поделиться.

Развивать представления ребенка о себе; умения понимать возможные последствия поступков, проявлять целенаправленность, действенную самостоятельность,  называть выполняемые действия и их

последовательность.

Развивать чувствительность к педагогической оценке, стремление улучшить свои достижения, положительную самооценку.

Формировать умения ставить игровые задачи, принимать на себя роли взрослых, отражать некоторые социальные взаимоотношения, широко использовать сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители, соблюдать правила игры.

Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм; стремление участвовать в совместной со взрослым деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого, проявление положительных эмоций в общении.

Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми, ситуативно-деловую форму общения с детьми; умение уступать, ждать своей очереди; умение понимать обозначения некоторых эмоциональных состояний, называть отдельные эмоциональные состояния, пользоваться вербальными и невербальными средствами общения.

Познавательное развитие

Формировать умения использовать в деятельности собственный опыт, действовать по аналогии в сходных ситуациях, пользоваться различными приемами для решения предметно-практических задач, использовать разные перцептивные действия, выделять важные признаки предметов, сравнивать предметы, понимать жизненные ситуации; воспринимать целостные сюжеты, устанавливая элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

Стимулировать познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, желание наблюдать, радоваться новым впечатлениям и знаниям, задавать вопросы.

Формировать умение отличать положительных и отрицательных персонажей; сочувствие и стремление помогать положительным героям, негативно оценивать поступки отрицательных персонажей, выражая соответствующие эмоции.

Речевое развитие

Формировать навыки диалогического общения.

Художественно- эстетическое развитие

Вызывать положительные эмоции, интерес при восприятии произведений искусства.

Формировать умения замечать отдельные средства художественной выразительности, давать простые эмоциональные оценки.

Психологическая диагностика

 Диагностика уровня адаптированности детей к детскому саду

Диагностируемые параметры

Цель методики

Источник

1

2

3

Общий эмоциональный фон поведения

Изучить особенности

процесса адаптации каждого ребенка к детскому саду

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М., 2008.

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Реакция на изменение привычной ситуации

 Психодиагностическая работа по запросу родителей, педагогов

Сфера психического развития

Диагностируемые параметры

Методика

Источник

Психофизическое развитие

Индивидуально- типологические показатели моторной активности

Оценка моторной активности

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога- психолога в ДОУ. М., 2005

Эмоциональное развитие

Психическое напряжение

«Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (опросник для

родителей)

Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного

возраста. СПб., 2005

Эмоциональное состояние

«Эмоциональное состояние ребенка»

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских

эмоций. М., 2006.

Эмоциональное неблагополучие

«Эмоциональное неблагополучие детей» (опросник для родителей)

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в

детском саду. М., 2003

Степень позитивно- негативного психического состояния

«Паровозик»

Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного

возраста. СПб., 2005

Особенности эмоциональной стороны детско- родительского взаимодействия

Анкета

Личностное развитие

Осознание моральных норм

Сюжетные картинки

Диагностика эмоционально- личностного развития

дошкольников 3-7 лет / сост. Н.Д. Денисова.

Волгоград, 2010

Игровые навыки

Диагностика уровня сформированности игровых навыков

Калинина Р. Психолого- педагогическая диагностика в

детском саду. СПб., 2011

Представления о себе

«Фотография»

Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания

дошкольников. Минск, 2004.

Интеллектуальное развитие

Целостность образов предметов и их

адекватность

Разрезные картинки

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997

Способы ориентировки в форме предметов

«Коробка форм»

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-

диагностика в

детском саду. М., 15

Индивидуально- типологические показатели

интеллектуальной активности

Оценка интеллектуальной активности

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-

психолога в ДОУ. М., 2005

Коммуникативное развитие

Форма общения со взрослым

Изучение форм общения ребенка со взрослым

Смирнова Е.О. Особенности общения с

дошкольниками. М., 2000

Стиль

педагогического общения

Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса

Калинина Р. Психолого- педагогическая диагностика в

детском саду. СПб., 2011

Родительское отношение

Тест-опросник (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара, 2000.

Индивидуально- типологические показатели коммуникативной

активности

Оценка коммуникативной активности

Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога- психолога в ДОУ.

М., 2005

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Проблема

Примерное содержание психологической помощи

Консультирование по проблемам

адаптации детей

Психологические условия успешной адаптации.

Преодоление негативного отношения к детскому саду, страха разных видов деятельности, неуверенности.

Учет в организации взаимодействия с детьми особенностей младшего дошкольного возраста: импульсивность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, эмоциональное «заражение» и т.п. Определение

оптимальных требований к ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных

ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами семьи.

Преодоление у ребенка самоизоляции, высокой

тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм поведения,

неадекватной самооценки, негативного отношения к общению, в том числе с конкретным человеком и др.

Примерное комплексно-тематическое планирование работы по адаптации детей  раннего  и младшего дошкольного

возраста к условиям детского сада

Месяц,

неделя

Тема

Содержание работы

Литература

Сентябрь 1

Божья коровка

Игра-хоровод «Давайте познакомимся!»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Упражнение «Приветствие, знакомство с божьей коровкой» Цель: создание положительного эмоционального настроя, развитие зрительного восприятия.

Упражнение «Божья коровка, улети на небо»

Цель: развитие координации

движений, ориентации в собственном теле.

Игра «Согреем божью коровку» Цель: развитие речи, воображения.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

2

Божья коровка

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя, развитие зрительного восприятия.

Игра: «Превращение в божьих коровок»

Цель: развитие воображения, координации движений, ориентации в собственном теле.

Игра «Божьи коровки и ветер» Цель: снижение психического напряжения, развитие умения

действовать соответственно правилам игры.

Упражнение «Выбери маленькие игрушки для божьей коровки» Цель: развитие зрительного

восприятия, внимания.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

3

Листопад

Игра-хоровод «Продолжаем знакомиться!»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

Упражнение «Мы идем в осенний лес»

Цель: развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания.

Игра «Дождик и солнышко»

Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции.

Упражнение «Мы – кленовые листочки»

Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

4

Листопад

Упражнение «Приветствие»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Упражнение «Мы идем в осенний лес»

Цель: развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания.

Игра «Дождик и солнышко»

Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции.

Упражнение «Мы – кленовые листочки»

Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

Октябрь 1

Листопад

Упражнение «Приветствие»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Игра-хоровод «Мы на луг ходили…»

Цель: снятие эмоционального и

мышечного напряжения, развитие координации движений.

Игра «Дождик и солнышко»

Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции.

Упражнение «Мы – кленовые листочки»

Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

2

Мячик

Упражнение «Приветствие»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет

Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со

сверстниками.

Игра «Разноцветные мячики»

Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие быстроты реакции.

Игра «Найди мячик»

Цель: развитие тактильного восприятия, речи.

в период адаптации к дошкольному учреждению.

3

Мячик

Упражнение «Приветствие»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со

сверстниками.

Игра «Прятки»

Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие ориентации в пространстве.

Игра «Найди мячик»

Цель: развитие тактильного восприятия, речи.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

4

Прогулка в осенний лес

Упражнение «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «По ровненькой дорожке»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности.

Игра «Найди ёжика»

Цель: развитие ориентации в пространстве.

Игра «Ёжики колючие»

Цель: развитие способности быстро реагировать на меняющуюся ситуацию.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Ноябрь 1

Прогулка в осенний лес

Упражнение «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнене «По ровненькой

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

дорожке»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности.

Игра «Разноцветные листочки»

Цель: развитие способности различать цвета, соотносить предметы по цвету, развитие пространственных представлений.

Игра «Песенка для ёжика» Цель: развитие памяти, речи,

воображения.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

2

Прогулка в осенний лес

Упражнение «Погладь ладошку» Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «По ровненькой дорожке»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности.

Игра «Ёжики колючие»

Цель: развитие способности быстро реагировать на меняющуюся

ситуацию.

Игра «Песенка для ёжика» Цель: развитие памяти, речи,

воображения; развитие эмпатии.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

3

Веселый Петрушка

Упражнение «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Карусели»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности, двигательной

активности.

Игра «Где же наши ручки»

Цель: развитие умения согласовывать свои действия с ритмом

стихотворения, с действиями других.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

4

Веселый Петрушка

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Паровоз»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности.

Игра «Прыгай, прыгай веселей»

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Цель: развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом

стихотворения.

Игра «Карусели»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности, двигательной

активности.

Декабрь 1

Веселый Петрушка

Упражнение «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Карусели»

Цель: развитие слухового внимания, произвольности, двигательной

активности.

Игра «Затейники»

Цель: развитие чувства уверенности, развитие воображения, двигательной активности, умения согласовывать

свои действия  с действиями других.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

2

Новый год

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель: снижение психического напряжения, развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

Игра «Дед Мороз пришел» («В нашей группе…»)

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие памяти, внимания.

Игра «Дети по лесу гуляли» Цель: развитие способности к

целенаправленным действиям.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

3

Новый год

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «В нашей группе…»

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие памяти, внимания.

Игра «Дети по лесу гуляли» Цель: развитие способности к целенаправленным действиям.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие ориентации в

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

пространстве.

4

Новый год

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Поморозь нас, Дед Мороз» Цель: развитие способности к целенаправленным действиям.

Упражнение «Пальчики у нас попляшут»

Цель: развитие мелкой моторики, речи детей.

Игра «Подарки»

Цель: развитие выразительности

движений, двигательной активности, воображения.

Игра «Чудесный мешочек» Цель: развитие тактильного восприятия, внимания, речи,

воображения.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

Январь 2

Мячики

Упражнение «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «Большой мяч – маленький мяч»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Игра «Прыгаем, как мячики»

Цель: развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом

стиха.

Упражнение «Ветерок»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

3

Мячики

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «Друг веселый, мячик мой»

Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать

со сверстниками, развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стиха.

Игра «Вместе с мячиком» Цель: развитие умения взаимодействовать

со сверстниками.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Игра «Передай мяч»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

4

Зайка

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Мы слепили снежный ком» Цель: развитие умения подражать движениям взрослого.

Игра «Зайка беленький сидит»

Цель: снижение психического напряжения, развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

Игра «Лиса идет»

Цель: развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты

реакции.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Февраль 1

Зайка

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Лиса идет»

Цель: развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

Игра «Зайка»

Цель: развитие умения подражать движениям взрослого.

Игра «Что любит зайчик» Цель: развитие тактильного восприятия, внимания, речи.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

2

Мыльные пузыри

Игра «Отгадай загадку»

Цель: развитие внимания, мышления, речи.

Упражнение «Надуем мыльные пузыри»

Цель: снятие эмоционального напряжения и агрессии, развитие наблюдательности, речи.

Игра «Ладушки-ладошки»

Цель: развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.

Игра «Раздувайся, пузырь!»

Цель: развитие групповой сплоченности, способности

взаимодействовать со сверстниками.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

3

Мыльные пузыри

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «Надуем мыльные пузыри»

Цель: снятие эмоционального напряжения и агрессии, развитие наблюдательности, речи.

Игра «Раздувайся, пузырь!»

Цель: развитие групповой сплоченности, способности

взаимодействовать со сверстниками.

Упражнение «Полетаем на пузыре!»

Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

4

Музыканты

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Кто пришёл, что принёс»

Цель: развитие образности слухового восприятия, воображения.

Игра «Отгадай-ка»

Цель: развитие внимания, памяти, речи.

Игра «Антошка»

Цель: сплочение группы, отработка умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом

музыки и текста.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Март 1

Музыканты

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Кто пришёл, что принёс»

Цель: развитие образности слухового восприятия, воображения.

Игра «Отгадай-ка»

Цель: развитие внимания, памяти, речи.

Игра «Так музыканты играют»

Цель: отработка умения

согласовывать свои действия с ритмом текста, развитие моторики, речи.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

2

Мамин день

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «Кто нас очень любит» Цель: оптимизация детско- родительских отношений, развитие речи, восприятия.

Упражнение «Наряжаем маму» Цель: воспитание доброго,

заботливого отношения к маме.

Игра «Чей голосок»

Цель: оптимизация детско- родительских отношений.

Игра «Колокольчик»

Цель: развитие двигательных навыков.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

3

Мишка

Упражнение «Знакомство»

Цель: создание позитивного настроя.

Игра «Разбуди медвежонка»

Цель: сплочение группы, развитие эмпатии.

Упражнение «Как под горкой снег»

Цель: отработка умения

согласовывать свои действия с ритмом текста, развитие моторики, речи.

Игра «У медведя во бору»

Цель: развитие умения согласовывать свои действия с правилами игры,

быстроты реакции.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

4

Мишка

Упражнение «Ласковое имя»

Цель: развитие внимательного отношения к окружающим, интереса к сверстникам.

Упражнение «Мишка косолапый» Цель: сплочение группы, развитие эмпатии, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Чтение стихотворения А. Усачёва

«Мишка косолапый» с

рассматриванием иллюстраций и кратким обсуждением.

Цель: развитие восприятия, внимания, речи детей.

Упражнение «Угощение для мишки»

Цель: развитие эмпатии, мелкой моторики, воображения.

Адаптация детей

дошкольного возраста: проблемы и поиск

решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

Усачёв А. Чёрный – пречёрный кот. М, 2005.

Упражнение «Приветствие»

Апрель 1

Непослушные мышата

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Непослушные мышата»

Цель: преодоление возрастной

склонности к упрямству, негативизму.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: развитие внимания, мышления, речи.

Игра «Скачут мышки-шалунишки» Цель: развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в

соответствии с ролью.

Упражнение «Мышки и часы»

Цель: развитие слухового внимания, быстроты реакции, общей моторики.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

2

Непослушные мышата

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «Когда уснула мама- мышка»

Цель: развитие умения подчиняться правилам игры, произвольности.

Упражнение «Потягушечки» Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Упражнение «Мышки и часы»

Цель: развитие слухового внимания, быстроты реакции, общей моторики.

Упражнение «Я хороший!»

Цель: формирование положительной самооценки.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

3

Колобок

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание позитивного настроя.

Инсценировка сказки «Колобок» с участием детей.

Задачи: сплочение группы, развитие эмпатии, формирование навыков

сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие

моторики, координации движений; развитие восприятия,

пространственных представлений, внимания, речи, воображения.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

4

Колобок

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание позитивного настроя.Инсценировка сказки «Колобок» с участием детей.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет

в период адаптации к дошкольному

Задачи: сплочение группы, развитие эмпатии, формирование навыков

сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие

моторики, координации движений; развитие восприятия,

пространственных представлений, внимания, речи, воображения.

Игра «Выбирай, кого захочешь!»

Цель: развитие эмпатии, уверенности в себе.

учреждению.

Май 2

Колобок

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание позитивного настроя.

Инсценировка сказки «Колобок» с участием детей.

Задачи: сплочение группы, развитие эмпатии, формирование навыков

сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие

моторики, координации движений; развитие восприятия,

пространственных представлений, внимания, речи, воображения.

Игра «Выбирай, кого захочешь!»

Цель: развитие эмпатии, уверенности в себе.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

3

Котята

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «Кошка и котята»

Цель: развитие стремления сопереживать.

Игра «Котята и собака»

Цель: развитие умения подражать, действовать в соответствии с

ситуацией.

Игра «Бабочка, лети»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие моторики, речи.

Упражнение «Котята потерялись»

Цель: развитие умения выражать эмоции, воображения, уверенности.

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

4

Котята

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Упражнение «Кошка и котята» Цель: развитие стремления

Роньжина А.С.

Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации

к дошкольному

сопереживать.

Игра «Котята и собака»

Цель: развитие умения подражать, действовать в соответствии с

ситуацией.

Игра «Бабочка, лети»

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие моторики, речи.

Упражнение «Котята потерялись» Цель: развитие умения выражать эмоции, воображения, уверенности.

учреждению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа детского театрального кружка "ПО ДОРОГЕ К СКАЗКЕ"

Рабочая программа составлена и рекомендуема к работе с детьми среднего дошкольного возраста. В программе изложен комплексный подход в развитии театрализованной деятельности у дошкольного возраста с ог...

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания.  Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ детский сад №14 структурное подразделение «Солнышко»

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА Подготовительная группа Детский сад №14 структурное подразделение «Солнышко»2014 – 2015г.г. Рабочая пограмма совместной деятельности восритателей с ...

Рабочая программа детского сада подготовительной группы МБДОУ д.с №8 «Родничок»

Данная рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с основной образовательной программой детского сада, и определяет содержание и организацию образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста ) педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской области Лобасова Наталья Николаевна.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста )педагога  «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской обл...

Сценарий рабочего заседания детской телестудии «Солнышко – ТВ» на областном семинаре.

Данный сценарий поможет в работе воспитателям  и педагогам занимающимся организацией детского телевидения в ДОУ. В ходе мероприятия прописаны интересные методы и приемы руководства в рамках работ...

Рабочая программа детского творческого объединения "Мастерилка"

Программа способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения...