Игры на концетрацию внимания
методическая разработка по психологии

Патутина Анна Алексеевна

Волшебный

воздушный шарик

Описание. В этой игре дети учатся управлять сво­им телом, развивают чувство формы и пропорции. Одновре­менно они расслабляются и концентрируют внимание. Кроме того, ребята задействуют фантазию и развивают воображение.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Давайте вместе поколдуем и пре­вратимся в воздушные шарики. Каждый скажет мне, какого цвета он хочет быть...

Теперь ложитесь на пол. Сейчас вы — ненадутые шарики, вы совсем без воздуха. Я хочу, чтобы по мере того, как я буду вас надувать, вы меняли свою форму и все больше становились похожими на надутые воздушные шарики. Приступаю немед­ленно: я вдохну в вас немного воздуха, так что вы сразу ста­нете больше и красивее. Каждый раз, когда я вдуваю в вас воздух, чуть-чуть приподнимайтесь. (Выдохните воздух с чет­ким звуком. Дети должны слегка приподняться над полом.) Ста­райтесь оставаться в этом положении до тех пор, пока я не наполню вас новой порцией воздуха.

Я задую в вас немного воздуха, а вы еще чуть-чуть припод­нимитесь, чтобы стать побольше. (Громко выдохните.) Сохра­няйте и эту новую форму, пока я не выдохну еще раз...

Теперь я вас опять немного увеличу. (Снова выдохните.)

Сейчас я вдохну в вас последнюю порцию воздуха, а вы встаньте прямо. (Снова выдохните.) Теперь вы совсем большие шары. Старайтесь сохранить свою форму, не двигайтесь. Кому-

нибудь нужен еще воздух? Я буду обходить вас и наполнять ваши руки дополнительным воздухом до тех пор, пока не уви­жу красивые, тугие шары. (Обойдите детей.) И тебе я даю еще воздуха... и тебе...

Теперь мы можем уменьшить шарики. Слушайте шум воз­духа, выдувающегося из шарика. Когда вы услышите этот звук, станьте чуть меньше. Но только когда услышите шум! Если шум прекратится, замрите и не двигайтесь.

(Издавайте легкое «с-с-с...», чтобы дети поняли, что из них выходит воздух.)

С-с-с... теперь вы стали чуть меньше.

С-с-с... еще немного меньше.

С-с-с... и еще меньше.

С-с-с... и еще меньше.

Теперь ложитесь на пол. В вас больше не осталось возду­ха... Я подойду к каждому из вас и проверю, действительно ли весь воздух из вас вышел.

(Переходите от ребенка к ребенку, и если вы видите, что у кого-то остались напряженными плечи или коленки, обратитесь к нему.) Я помогу тебе выпустить отсюда воздух, чтобы ты смог лежать на полу более расслабленно и легко. (Нежно прикосни­тесь к нужной части его тела, произнося «с-с-с,..».)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мороженое

Описание. Это красивая игра-фантазия для летнего времени, которая нравится всем любящим мороженое детям. Играя в нее, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он — вафельный стаканчик со своим люби­мым мороженым. Какого вы вкуса?.. А цвета?..

Вы очень вкусные; представьте, что кто-то начал вас мед­ленно есть.

Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят!

Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце кон­цов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть.

Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы по­казать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик цели­ком и полностью съеден...

И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам снова встать.

 

 

 

  Я рядом с тобой

Описание. Это оригинальное упражнение очень хоро­шо помогает детям сконцентрировать внимание. Не беспокой­тесь, если дети лишь иногда будут правильно угадывать ваше приближение. Этот навык требует некоторой тренировки. Время от времени повторяйте игру, пока ваше терпение не будет воз­награждено. Дети могут обнаружить ваше присутствие множе­ством способов: слыша шелест вашей одежды, различая тень, ощущая вибрацию пола, волнение воздуха, запах ваших духов и иным образом, через те чувства, для которых даже нет названий. Лучшие результаты получаются, если к началу игры ребята уже находятся в расслабленном состоянии, а также после рас­слабляющей сказки или сразу после обеда.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Ложитесь на пол там, где вы чувствуете себя хорошо и уютно, и закройте глаза. (Если нет ковра или коврового покрытия, дети могут лечь на шерстяные одеяла или небольшие матрацы.)

Пока вы лежите с закрытыми глазами, я буду ходить по комнате — так тихо, как только смогу.

Я буду подходить к кому-нибудь из вас вплотную, а потом отходить. Когда я перестану говорить, в комнате станет совсем тихо. Попробуйте почувствовать, когда я подхожу к вам близ­ко. Если вы почувствуете, что я очень близко к вам, подни­мите вверх одну руку. А когда вам покажется, что я опять от­даляюсь, опустите руку вниз. Не открывайте глаз!

(Очень медленно ходите по комнате и подходите к детям. Приближайтесь к одним и тем же ребятам с разных сторон.)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волшебный

воздушный шарик

Описание. В этой игре дети учатся управлять своим телом, развивают чувство формы и пропорции. Одновременно они расслабляются и концентрируют внимание. Кроме того, ребята задействуют фантазию и развивают воображение.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Давайте вместе поколдуем и превратимся в воздушные шарики. Каждый скажет мне, какого цвета он хочет быть...

Теперь ложитесь на пол. Сейчас вы — ненадутые шарики, вы совсем без воздуха. Я хочу, чтобы по мере того, как я буду вас надувать, вы меняли свою форму и все больше становились похожими на надутые воздушные шарики. Приступаю немедленно: я вдохну в вас немного воздуха, так что вы сразу станете больше и красивее. Каждый раз, когда я вдуваю в вас воздух, чуть-чуть приподнимайтесь. (Выдохните воздух с четким звуком. Дети должны слегка приподняться над полом.) Старайтесь оставаться в этом положении до тех пор, пока я не наполню вас новой порцией воздуха.

Я задую в вас немного воздуха, а вы еще чуть-чуть приподнимитесь, чтобы стать побольше. (Громко выдохните.) Сохраняйте и эту новую форму, пока я не выдохну еще раз...

Теперь я вас опять немного увеличу. (Снова выдохните.)

Сейчас я вдохну в вас последнюю порцию воздуха, а вы встаньте прямо. (Снова выдохните.) Теперь вы совсем большие шары. Старайтесь сохранить свою форму, не двигайтесь. Кому-

нибудь нужен еще воздух? Я буду обходить вас и наполнять ваши руки дополнительным воздухом до тех пор, пока не увижу красивые, тугие шары. (Обойдите детей.) И тебе я даю еще воздуха... и тебе...

Теперь мы можем уменьшить шарики. Слушайте шум воздуха, выдувающегося из шарика. Когда вы услышите этот звук, станьте чуть меньше. Но только когда услышите шум! Если шум прекратится, замрите и не двигайтесь.

(Издавайте легкое «с-с-с...», чтобы дети поняли, что из них выходит воздух.)

С-с-с... теперь вы стали чуть меньше.

С-с-с... еще немного меньше.

С-с-с... и еще меньше.

С-с-с... и еще меньше.

Теперь ложитесь на пол. В вас больше не осталось воздуха... Я подойду к каждому из вас и проверю, действительно ли весь воздух из вас вышел.

(Переходите от ребенка к ребенку, и если вы видите, что у кого-то остались напряженными плечи или коленки, обратитесь к нему.) Я помогу тебе выпустить отсюда воздух, чтобы ты смог лежать на полу более расслабленно и легко. (Нежно прикоснитесь к нужной части его тела, произнося «с-с-с,..».)

Мороженое

Описание. Это красивая игра-фантазия для летнего времени, которая нравится всем любящим мороженое детям. Играя в нее, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он — вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?.. А цвета?..

Вы очень вкусные; представьте, что кто-то начал вас медленно есть.

Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят!

Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть.

Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден...

И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам снова встать.

  Я рядом с тобой

Описание. Это оригинальное упражнение очень хорошо помогает детям сконцентрировать внимание. Не беспокойтесь, если дети лишь иногда будут правильно угадывать ваше приближение. Этот навык требует некоторой тренировки. Время от времени повторяйте игру, пока ваше терпение не будет вознаграждено. Дети могут обнаружить ваше присутствие множеством способов: слыша шелест вашей одежды, различая тень, ощущая вибрацию пола, волнение воздуха, запах ваших духов и иным образом, через те чувства, для которых даже нет названий. Лучшие результаты получаются, если к началу игры ребята уже находятся в расслабленном состоянии, а также после расслабляющей сказки или сразу после обеда.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Ложитесь на пол там, где вы чувствуете себя хорошо и уютно, и закройте глаза. (Если нет ковра или коврового покрытия, дети могут лечь на шерстяные одеяла или небольшие матрацы.)

Пока вы лежите с закрытыми глазами, я буду ходить по комнате — так тихо, как только смогу.

Я буду подходить к кому-нибудь из вас вплотную, а потом отходить. Когда я перестану говорить, в комнате станет совсем тихо. Попробуйте почувствовать, когда я подхожу к вам близко. Если вы почувствуете, что я очень близко к вам, поднимите вверх одну руку. А когда вам покажется, что я опять отдаляюсь, опустите руку вниз. Не открывайте глаз!

(Очень медленно ходите по комнате и подходите к детям. Приближайтесь к одним и тем же ребятам с разных сторон.)

Медведь после спячки

Описание. В этой подвижной игре дети могут сосредоточиться и расслабиться, постепенно растягивая все мышцы.

Материалы: для первой части игры (медведь в зимней спячке) поставьте мелодичную музыку, например, «Колыбельную» Брамса и «Мечтания» Шумана.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Вы уже знаете, что медведи впадают в зимнюю спячку. Они сворачиваются калачиком в своей берлоге, и когда начинает падать снег и в лесу дует ледяной ветер, им снятся спелые ягоды, которые они найдут летом.

Представьте, что каждый из вас — медведь. Ложитесь на пол и свернитесь калачиком, пока вам не станет достаточно тепло. Вы можете спать всю зиму вплоть до весны. Чтобы медведи смогли мечтать во сне, я включу подходящую музыку.

(Когда колыбельная закончится, продолжите рассказ о медведях.)

Наступила весна. Солнце светит ярче, и снег начал таять. Первые весенние цветы протягивают свои лепестки к солнцу. Медведи медленно просыпаются. Они ложатся на спину. Вы еще совсем-совсем сонные и усталые. Очень медленно вытяните вперед одну руку. Протяните ее в сторону... А теперь назад...

Поднимите другую руку и протяните ее вперед... в сторону... назад...

Медленно, очень медленно, как медвежата, встаньте на четвереньки. Надавите обеими руками на пол и почувствуйте, как он устойчив.

Покачайтесь назад и вперед; сделайте это четыре раза...

Упираясь руками в пол, качнитесь назад так далеко, как только сможете. Растяните спину. Вы почувствовали, как растягиваются ваши пальцы?

Проснуться вам помогут движения ногами. Пусть обе руки упираются в пол, поднимите вверх одно колено и медленно потяните ногу назад... Растяните таким же образом вторую ногу... Теперь ложитесь на живот. Вытяните обе руки далеко вперед, а ноги — назад... Продержитесь так как можно дольше, а я тем временем буду считать: раз... два... три... четыре...

Теперь вы можете расслабиться. Радуйтесь пришедшей весне, а я тем временем включу вам какую-нибудь красивую музыку... (Включите «Мечтания» Шумана.)

Воздушный шар

Описание. Чтобы построить один большой воздушный шар, дети должны включить свое воображение. В ходе игры они начинают глубже дышать, расслабляются и получают приятное чувство свободы и единения со всеми.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Станьте в круг и возьмитесь за руки. Не размыкая рук, все одновременно ложитесь на спину на пол. Спокойно лежа на полу, представьте, что вы — большой красивый воздушный шар. В шаре совсем мало воздуха. Вы можете лежать совершенно расслабленно?

Если вы услышите звук «шшш...», это значит, что шар начинает медленно наполняться воздухом. (Произнесите: «Шшш...»)

Каждый из вас немного наполнился воздухом: воздух проникает всюду — в ступни, ноги, живот, руки...

Я буду вдувать в шар еще воздух, а вы постепенно поднимайтесь. Мне хочется увидеть, как все больше детей встают и шар все больше наполняется воздухом. Старайтесь не размыкать рук.

(Не спеша идите вперед и дайте детям возможность представить, что они медленно наполняются воздухом.)

Шар надувается все больше. Теперь уже видны красивые пестрые кольца, украшающие шар: желтые, красные и зеленые...

А теперь все дети встают. Продолжайте держаться за руки и дайте шару еще немного надуться. Сделайте круг шире и почувствуйте, как велик шар. Глубоко дышите, наполняйте

воздухом живот, спокойно вдыхайте и выдыхайте... вдыхайте и выдыхайте...

Теперь представьте, что шар медленно-медленно взлетает в небо. Легкий ветерок уносит его за собой. Шар легко парит в воздухе. Его цвета сверкают на солнце, а внизу на земле стоят дети и говорят: «Смотрите, вот летит красивый разноцветный воздушный шар».

А теперь пришло время опять опустить шар на землю. Это совсем не сложно: надо выпустить немного воздуха из шара. Это сделаете вы, все одновременно издавая звук: «Сссссс... сссссс... ссссс...»

Почувствуйте, как в шаре остается все меньше воздуха. Держитесь за руки и пройдите немного вперед. Выпустите еще воздух из шара и почувствуйте, как он становится тяжелее. Ваша голова становится тяжелее, ваши руки и ваши ладони становятся тяжелее, ваши ноги становятся тяжелее. Выпустите еще воздуха и вместе медленно-медленно опуститесь на пол и останьтесь там лежать очень расслабленными. Когда окажетесь на полу, вы можете разомкнуть руки. Я пройду мимо каждого из вас и посмотрю, где в шаре остался воздух.

(Переходите от ребенка к ребенку и «расслабляйте» части тела, которые еще выглядят напряженными.) Возможно, ты сможешь еще отсюда выпустить воздух. (Издавайте вместе с ребенком звук «сссс...».)

Круг, начертанный мелом

Описание. Игра помогает детям расслабить мышцы ног и ступней.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Ложитесь на пол...

Поднимите одну ногу вверх и представьте, что большой палец ноги — это кусок мела. Какого цвета ваш мел: белый, красный, зеленый или желтый?

Нарисуйте мелом большой круг...

Теперь начертите совсем маленький круг...

Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг... и еще один маленький...

То же самое сделайте с другой ногой. Поднимите ногу вверх и представьте, что большой палец ноги — это кусок мела. Какого цвета этот мел?.. Начертите им большой круг в воздухе...

Теперь нарисуйте маленький круг...

Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг... и еще один маленький...

А теперь снова встаньте.

Плакучая ива

Описание. Это красивое поэтическое действо, укрепляющее и расслабляющее все тело. Дети выполняют упражнения, сосредотачиваясь попеременно на правой и левой сторонах тела.

Возраст участников: с 4 лет.

Материалы: каждому ребенку потребуются два шифоновых платка. Музыкальное сопровождение: «Песня индийского гостя» Н.А. Римского-Корсакова.

Инструкция детям. Какие деревья вы знаете?.. А вы знаете плакучую иву?.. Кто-нибудь может описать это дерево?..

Я приглашаю вас поиграть в игру, где каждый превратится в красивую плакучую иву. Возьмите, пожалуйста, по два платка того цвета, который вам нравится. Станьте в удобном для вас месте и расставьте ноги достаточно широко, чтобы другие дети смогли проползти между ними.

Прочно упирайтесь ногами в пол, ваши ноги — это корни дерева, уходящие глубоко-глубоко в землю... Тело — ствол дерева, руки — ветки, а платки — листья. Поднимите руки высоко над головой... Теперь вы — великолепные ивы. Я включу музыку и скажу вам, что ива должна делать.

Все время смотрите вперед. Наклонитесь в одну сторону. Представьте, что сильный ветер клонит вас. Наклонитесь так низко, как только можете... И снова встаньте в полный рост...

А теперь наклонитесь в другую сторону... Дует сильный ветер, и ваши ветви низко-низко пригибаются к земле. Наклонитесь так низко, как только можете... И снова выпрямитесь. Станьте совсем-совсем стройными...

(Проделайте это упражнение один раз, не более. Сразу после этого дайте детям постоять прямо, опустив «ветви», и медленно подвигаться под музыку.)

  Оттаивание и замерзание

Описание. В этой игре дети постарше получают замечательную возможность сосредоточиться и потренировать разные части тела. Малышам не очень просто выполнить предлагаемые задания, но со временем они улучшают свои результаты и достигают успеха.

Музыка придает детям бодрости и уравновешивает их эмоции.

Возраст участников: с 4 лет.

Материалы: инструментальное соло, наше предложение — «Ария» и «Пассакалья» Генделя.

Инструкция детям. Игра, в которую мы будем играть, очень сложная. Возможно, вам предстоит немного потренироваться, чтобы выполнить задания.

Разойдитесь, пожалуйста, равномерно по комнате. Представьте, что все ваше тело ледяное. Музыка, которую я сейчас включу, будет медленно размораживать его, часть за частью. Оттаявшими частями вы можете шевелить под музыку. Все остальные части должны оставаться недвижимыми.

Представьте, что ваши пальцы оттаяли и шевелятся... Сейчас вы можете двигать также и ладонями... Теперь вы можете шевелить пальцами, ладонями и руками до локтей...

Вот вы можете двигать всей рукой от пальцев до плеча...

(Продолжайте в том же духе, пока не задействуете все тело. Тогда вы можете предложить обратное «замораживать» части тела одни за другими, так чтобы к концу лишь пальцы двигались под музыку.) В завершение игры хорошенько встряхните руками и ногами.

Заводная кукла

Описание. Дети тренируются управлять мышцами, расслабляя их.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Представьте, что вы — заводные куклы. На спине у вас ключ, натягивающий пружину, которая запускает маленький моторчик.

Когда пружина натянута, вы можете широко шагать по комнате и двигать руками вверх и вниз. Со временем напряжение пружины ослабевает, и ваши движения становятся все медленнее и медленнее, пока вы не замираете совсем. В таком случае вы должны подождать, пока пружина снова будет заведена. Я буду переходить от ребенка к ребенку и заводить вас.

После этого вы можете начать двигаться, как маленькие заводные куклы.

(Дайте каждому ребенку возможность дважды возобновить движение.)

Зоопарк

Описание. Воображая себя различными животными, дети двигаются всем телом и одновременно расслабляются занимательным способом. Упражнение способствует снятию напряжения, агрессии, тревожности.

Возраст участников: с 5  лет.

Инструкция детям. Давайте устроим зоопарк в нашей комнате. Сейчас вы должны превратиться в разных зверей и птиц и показать мне, как они ведут себя.

Станьте птицам. Машите руками, как птица, когда она хочет взлететь...

А теперь расставьте руки, как красивая птица, парящая в небе...

Широко взмахивайте крыльями так, как это делает гигантская птица: альбатрос, кондор или орел...

Теперь машите крылышками очень быстро и часто, как совсем маленькая птичка, к примеру, колибри или королек... У вас хорошо получается!

А сейчас изобразите мне, как выглядит черепаха, когда она опрокинута на спину... Ложитесь на спину, поднимите руки и ноги вверх и быстро притяните их к себе. Повторите это пару раз... У вас хорошо получается!

А как ведет себя кошка? Станьте на четвереньки и покажите мне, как она изгибает спину, когда ссорится с другой кошкой или хочет напугать собаку. Теперь расслабьтесь и опустите спину вниз, чтобы ваш кошачий «горб» исчез. Два раза выгните и выпрямите спину по-кошачьи. Делайте это очень медленно и мягко, как только что проснувшаяся кошка... У вас замечательно получается!

Изобразите мне очень высокого жирафа. Станьте, широко расставив ноги, и вытяните шею. Откройте свои красивые огромные глаза и вытяните шею вперед, вниз, в одну сторону, в другую... У вас получается великолепно!

А сейчас изобразите молодого кенгуру. Я знаю, что этот зверь очень хороший прыгун. Прыгайте на месте вверх и покажите мне, какой высоты может быть прыжок.... У вас хорошо получается!

Покажите мне, как ведет себя змея. Ложитесь на пол и вытяните руки, ноги, растяните все тело как можно сильнее... А теперь покатайтесь по полу... Свернитесь в клубок... Снова немного вытянитесь... Еще чуть-чуть покатайтесь и снова свернитесь. У вас хорошо получается!

Встаньте и встряхните руками и ногами.

Рекомендую:        

  • Песочная терапия
  • Пуговичная терапия
  • Игра «Попади в цель»; «Силачи-боксёры»; «Удержи равновесие» и т.п.    Совместные с ребёнком игры (всей семьёй);
  • Чтение сказок, решение проблемных ситуаций.

Разноцветные змеи

Описание. Это хорошее упражнение, укрепляющее мышцы ног, спины и рук. При его выполнении необходимо, чтобы дети лежали на матраце или ковре.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Ложитесь, пожалуйста, на живот. Удобно расположитесь на ковре, руки вытяните вдоль тела. Теперь протяните их вперед перед собой.

Представьте, что вы — змея. Какого цвета вы хотите быть? Пусть каждый выберет для себя тот цвет, который ему нравится. Хотите быть золотистой змеей, а может быть, черной или зеленой, или змеей с красивым узором на спине?..

Каждый знает, что у змей нет ног. Поэтому осмотритесь вокруг себя и поищите свой хвост. Сначала поищите его за одним плечом, а потом за другим.

Не опуская голову, посмотрите вперед. Издайте тихий шипящий звук, чтобы было понятно, что вы — змеи.

А теперь пошевелите змеиным хвостом. Немного поднимите ноги и мягко проползите по полу. Пусть хвост змеи пару раз поднимется и опустится.

Неудобное положение

Описание. Мы используем классическую игру в «салки», чтобы сосредоточить внимание детей на определенных частях тела.

Лучше всего играть на открытом пространстве, где поле для игры ничем не ограничено.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Сегодня мы можем поиграть в «салки». Но играть мы будем не совсем обычным способом.

Я распределю вас по игровому полю. Один ребенок может начать игру — он будет водящим. Когда я крикну: «Начинай!», водящий должен догнать другого ребенка и прикоснуться к * нему. Можно дотронуться до спины, плеча, локтя, колена, ступни, головы либо какой-нибудь другой части тела.

Ребенок, которого коснулся водящий, становится следующим водящим. Но перед тем как побежать, он кладет руку на место, которого коснулся предыдущий водящий. На этом месте он держит руку даже во время погони. Если коснулись, к примеру, его головы, он должен держать руку на голове.

Какого места лучше всего коснуться, чтобы ребенку удобнее было бежать?

Представь и покажи

Описание. Дети получают небольшие задания на воображение, фиксирующие их внимание на отдельных частях тела. Ребята должны показать, какими на ощупь будут их части тела, «выполненные» из необычных материалов.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Разойдитесь по комнате и спокойно стойте. Сейчас я буду описывать разные части вашего тела, а вы должны мне показать, какими они будут на ощупь.

Представьте, что ваши ладони из свинца. Почувствуйте их. Покажите мне, какими они будут...

Представьте, что все ваше тело из резины. Ощутите свое тело. Покажите мне, каким оно будет...

Представьте, что ваша правая рука — надутый воздушный шарик. Покажите мне, какой она будет...

Представьте, что ваш живот — пруд, полный воды. Покажите мне, каким он будет...

Представьте, что все ваше тело — огромное пламя. Покажите мне, каким оно будет...

Представьте, что ваши руки — птичьи крылья. Покажите мне, какими они будут...

Представьте, что ваши ноги обуты в солдатские сапоги и маршируют по дороге. Покажите мне, какими они будут...

Представьте, что у вас кошачья спина. Покажите мне, какой она будет...

Представьте, что у вас нос кролика. Покажите мне, каким он будет...

Представьте, что у вас пасть льва, который злобно рычит на посетителей зоопарка. Покажите мне, какой она будет....

Представьте, что все ваше тело — маленькое перышко, носимое ветром. Покажите мне, каким оно будет...

Представьте, что все ваше тело — капли дождя, падающие с неба на землю. Покажите мне, каким оно будет...

Вы можете...?

Описание. В этом упражнении, прикасаясь к разным частям своего тела, дети координируют движения рук, в отдельных случаях они действуют одной рукой.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Разойдитесь по комнате и выберете место, которое вам нравится.

Вы можете закрыть уши руками?..

Вы можете закрыть рот руками?..

Вы можете прикрыть глаза руками?..

Вы можете коснуться пальцем подбородка?..

Вы можете коснуться ног руками?..

Вы можете коснуться рук ладонями?..        

Вы можете коснуться пальцем носа?..

Вы можете положить руки на живот?..

Вы можете поднять руки высоко над головой?..

Вы можете прикрыть руками колени?..

Вы можете коснуться пальцем пупка?..

Вы можете положить руки на плечи?..

Вы можете широко развести руки?..

Вы можете близко свести руки, но так, чтобы они не соприкасались?..

(Повторите упражнения, но теперь пусть дети закрывают глаза при выполнении каждого из заданий.)

Автопортрет во весь рост

Описание. Эта замечательная игра, в которой дети сами создают свой образ, особенно впечатляет малышей. С ее помощью они осознают, что уже большие. Игра помогает им узнавать важнейшие части тела и учит ими гордиться.

Материалы: лист упаковочной бумаги для каждого ребенка и пастельные мелки.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Давайте сегодня сделаем что-то особенное — изобразим каждого из вас. И пусть эти изображения будут такой же величины, как и вы сами. Так как вы уже большие, я дам вам очень большие листы бумаги.    

Я хочу, чтобы каждый ребенок лег на некоторое время на свой бумажный лист, а я обведу контуры его тела.

(Следите за тем, чтобы ноги и руки детей не выступали за пределы бумаги. Если в группе есть дети старшего возраста, они могут самостоятельно обводить контуры младших. Когда все рисунки будут готовы, дети смогут их дополнить.)

Теперь вы можете сами дорисовать важнейшие части своего тела, например, глаза, уши, рот, нос, пальцы рук и ног. Если хотите, можете нарисовать и одежду.

Используйте для этого пастельные мелки и возьмите те цвета, которые вам нравятся.

(Когда картины будут готовы, можно подписать их именами детей. После этого каждый ребенок коротко представляет

Необычный человечек

Описание. В этой игре шесть детей составляют на полу из своих тел человечка. В качестве образца вы можете показать ребятам фигурку человечка, состоящую из шести элементов: головы, туловища, рук и ног.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Я хочу узнать, сможем ли мы сделать на полу из шести детей человечка. Кто хочет быть туловищем?.. Хорошо, ложись на пол и выпрямись. Кто хочет быть головой?.. Ложись на пол над ребенком, который составляет туловище, и свернись калачиком. Кто хочет стать руками?.. Ложитесь так, чтобы руки человечка были распростерты. А кто хочет быть ногами?.. Ложитесь так, чтобы ноги человечка были немного разведены в стороны.

Теперь я хочу посмотреть, может ли наш человечек двигаться. Вы можете сделать так, чтобы человечек поднял руки над головой?.. А так, чтобы одна рука осталась поднятой, а другая коснулась бока?..

(Предлагайте человечку совершать руками и ногами движения, с которыми дети могут справиться.)

С руки на ногу

Описание. Выполняя это упражнение, дети необычным и очень интересным способом учатся узнавать части тела. Когда им еще представится случай отвечать на вопросы с помощью ног?

Материалы: нарисуйте мелом или изобразите наклейками-полосками на полу для каждого ребенка большого человечка, состоящего из пяти линий — туловища, ног и рук и пяти кружков — кистей, ступней и головы.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Я хочу посмотреть, можете ли вы показывать ногами различные части тела человечка.

Можете ли вы встать на голову, а оттуда прыгнуть на шею?..

Прыгнуть с шеи на руку?..

Прыгнуть с руки на бедро?.. С бедра на другую руку?..

Можете ли вы с этой руки перепрыгнуть на ступню, которая находится с той же стороны?.. С этой ступни перепрыгнуть на другую?..

Можете ли вы медленно пройти по ноге вверх до живота?.. А прыгнуть с живота на голову?..

Можете ли вы очень медленно пройти с головы на стопу, на которой вы еще не были?..

У вас замечательно получается! Можете ли вы сделать кое-что еще?

Станьте перед своим человечком. Я буду называть части тела, а вы показывайте их ногами, вставая или прыгая на них, так быстро, как только можете. Когда я хлопну в ладоши, возвращайтесь обратно и снова вставайте перед человечком.

Голова!..

(Когда все дети достигнут цели, хлопайте в ладоши и называйте другие части тела, например: ступня, ладонь, нога, рука, туловище, бедро, грудь, шея.)

Талисман

Описание. В этой игре дети используют свои знания о человеческом теле и его строении, чтобы сделать человечка из различных предметов, предлагаемых ведущим.

Материалы: потребуются «стройматериалы», например, мешочки с горохом, пустые коробки или картон, баночки, обручи, веревки, палки и пр.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Можете ли вы все вместе построить из материала, который лежит здесь, тело человека?..

Из чего лучше изготовить голову?.. Что идет после головы?.. Что можно использовать для шеи?.. Что идет после шеи?..

(Старшие дети не нуждаются в этой помощи и могут экспериментировать самостоятельно.

Когда тело человечка будет готово, дайте детям некоторое время, чтобы осмотреть его. Пусть ребята дадут имя получившемуся человечку, например, Александр.)

Сейчас разберите «Александра» и сложите все части в кучу. А когда я хлопну в ладоши, попытайтесь очень быстро снова собрать нашего человечка. На старт, внимание, марш...

(Со старшими детьми сразу после этого из других материалов и старой одежды вы можете сделать в три раза большую «соломенную куклу», которая какое-то время будет служить группе своего рода талисманом. Этой кукле также надо дать имя. Она может стать подругой и покровительницей группы.)

Медленно вперед

Описание. Играть с мячом руками дети привыкли, но заставлять его двигаться с помощью других частей тела — неожиданная и сложная задача для них. Это хорошее упражнение на развитие умения сосредотачиваться и управлять своим телом.

Материалы: каждому ребенку потребуется мяч. Лучше всего подойдут старые теннисные мячи, которые уже не прыгают.

Возраст участников: с 4 лет.

Инструкция детям. Встаньте на четвереньки и положите мячики на пол перед собой. Не отрывая рук от пола, покажите мне, что вы можете катить мячик лбом. Не толкайте мячик сильно, очень легко коснитесь его лбом, чтобы он покатился по полу...

А могли бы вы покатить мячик носом?.. А локтем?.. А другой частью тела?.. А коленкой?.. А другой коленкой?..

А теперь покажите мне, что можете покатить мячик коленкой не вперед, а назад. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внимание. Игры на развитие внимания.

Что такое внимание, его виды, а, главное, как  и какими играми его можно развить описано в статье....

Консультация для родителей по теме: «Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания.»

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объек...

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....

консультация для родителей "Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания"

Помочь в развитии внимания смогут специальные задания и упражнения, наиболее эффективные из которых приводятся в статье. Кроме того, они будут способствовать развитию зрительного и слухового восприяти...