Особенности работы с ребёнком - левшой
статья по психологии

Советы для родителей леворуких детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_rebenkom.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ - ЛЕВШОЙ

С.Н. Поротикова  

ГБДОУ детский сад № 63

 Адмиралтейского района

 Санкт-Петербурга

«Индивидом рождаются

Личностью становятся

Индивидуальность отстаивают»

А.Г. Асмолов

В настоящее время в связи с большими изменениями в сфере образования большое внимание уделяется развитию индивидуальности и воспитанию полноценной личности. Все нововведения и психолого-педагогические подходы стремятся внести в свои программы такие условия, в которых одинаково комфортно было бы всем воспитанникам.

Проблема адаптации ребенка к жизни всегда волнует родителей. Любое отклонение от общепринятых норм, даже не обязательно патологическое, вызывает у них опасение. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить ребенка под общие стандарты для его же удобства. Очень часто родители хотят переучить своего леворукого ребенка, считая, что это неправильно. Но так ли это на самом деле?

Актуальность данной статьи обусловлена большим количеством вопросов, связанных с данной проблемой и очень небольшой степенью ее разработанности. В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости: одни считают это серьезным недостатком, другие – проявлением гениальности. Существуют легенды о фантастических способностях и даже одаренности леворуких, но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказываются, при тщательном анализе, и сведения о леворукости как паталогии. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – правши, левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран – от 5 до 30%. Отмечается, что есть люди наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры – люди одинаково хорошо владеющие и той, и другой рукой. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе: просто социальная среда заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

Существует два определения: «левшество» и «леворукость». По мнению известного российского нейропсихолога , профессора МГППУ А.В. Семенович, леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у ребенка межполушарных взаимодействий, и , по мере наращивания функционального потенциала левого полушария, может произойти «превращение» левши в правшу, но это происходит далеко не всегда.

Что касается понятия «левшество», по словам А.В.Семенович, это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может сопровождаться доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.

Малоизученность этого вопроса во многом связано с тем, что отечественные педагоги и родители активно и долгое время переучивали левшей, хотя во многих странах мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, это не является никакой «отрицательной особенностью». В таких странах есть возможность приобрести  все для комфорта леворукого человека: ножи, ножницы, спортивные принадлежности, швейные машины, компьютерную клавиатуру и т.д. У нас, к сожалению, созданы такие условия, что ограниченность выбора в той же профессии толкает родителей на переучивание. Переучивание грозит ребенку развитием неврозов, так как леворукость – это не просто противоположность праворукости, а принципиально иной характер функционирования мозга. Есть методики – тесты, предложенные Ф.Кречмером для выявления леворукости: детям предлагается полить цветы, пересыпать песок лопаткой, толкнуть шарик палкой, достать книгу с полки, открыть замок – молнию. . М.М.Безруких предложил тестирование в ненавязчивой, игровой форме: «переплетение пальцев рук», «поза Наполеона», «одновременные действия обеих рук» и т.д. Также изучением леворукости занимались А. С. Чуприков, Т.А. Доброхотова, Г.Г. Аракелов

Особенности леворуких детей ведут за собой и особенную предметно-развивающую среду, специализированные программы, рекомендации родителям и педагогам по обучению и воспитанию леворуких детей, но, к сожалению, в отечественной науке нет такого методического сопровождения, которое можно было бы реализовать в общеобразовательных учреждениях.

Многих родителей беспокоит, как особенность детей – левшей скажется на их успеваемости в ходе обучения в школе. Именно поэтому определенная обучающая работа должна быть проведена еще на подготовительном этапе, то есть именно в детском саду. В противном случае в школе будет сильно заметно их отличие от правшей, что грозит им стрессами и неуспеваемостью. Это связано со специфичностью переработки их мозгом информации .Важно отметить, что по данным некоторых исследователей, левшей становится все больше.

Изучив материалы и рекомендации по данной проблеме, можно изложить общедоступные советы  для воспитателей и родителей:

- не проявлять негативного отношения к леворукости ребенка;

- во время занятий леворуких детей рекомендуется сажать слева за столом, чтобы ребенок не мешал соседу, тем самым не чувствовал себя неуверенно и некомфортно;

- левшам при усвоении материала не подходит метод заучивания путем автоматического повторения, необходимо использовать другие техники: представлять материал в виде зрительных образов, подробные объяснения, образные сравнения, ассоциативный ряд. Необходимо это учитывать при составлении плана работы;

- во время продуктивной работы желательно использовать специальную продукцию: ножницы, ручки и т.д.;

- организовать ребенку индивидуальный режим без перегрузок, так как леворукие дети возбудимы, легко утомляются;

- выполнять специальные упражнения, игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию (ежедневно не менее 15-2о минут);

- начинать и заканчивать занятия нужно такими заданиями, с которыми дети легко справляются;

- активно использовать игры и упражнения, направленные на взаимодействия полушарий.

Следуя этим несложным советам, мы можем значительно упростить жизнь этих особенных детей, заложить условия для развития чувства достоинства и уверенности в себе, что необходимо для воспитания всесторонне развитой личности ребенка.

Список литературы:

  1. Семенович А.В. «Эти невероятные левши» - М., - 2007.
  2. Безруких М.М. «Леворукий ребенок» - М., - 2001.
  3. Николаева Е.И. «Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция»  - С.-Петербург, - 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если ребёнок левша…..»

Замечая, что ваш ребенок все чаще берет ручку, карандаш или ложку левой рукой, вы начинаете переживать, не левша ли ваш ребенок. Ведь, сложилось мнение, что левша имеет постоянные проблемы с изл...

Консультация для родителей "Ваш ребёнок - левша"

В материале содержатся методические рекомендации,, которые помогут определить ведущую руку у ребёнка, и советы родителям, имеющих леворукого ребёнка....

Если ваш ребёнок - левша

Консультация для родителей леворуких детей. Методы определения ведущей руки....

Консультация для родителей "Ребёнок-левша"

Как вести себя с ребёнком "левшой"? В каком возрасте и какими методами можно определить ведущую руку?...

Родителям ребёнка левши на заметку

Эта консультация поможет родителям леворуких детей узнать причины происхождения леворукости, что леворукий ребёнок – это ещё не левша, как помочь леворукому ребёнку и как правильно научить держать реб...

Статья «У вас особенный ребенок: правша или левша?»

Многие родители стараются переучивать свои леворуких детей, заставляя их писать и пользоваться преимущественно правой. Однако, такой подход к ребенку является неверным и может загубить способности реб...