ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "УЧИМСЯ ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ"
учебно-методическое пособие по психологии

Лубинец Оксана - психолог

Обучение родителей навыкам совместной игры с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley_uchimsya_igrat_s_detmi_docx.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей

«Учимся играть с детьми»

Цель: обучить навыкам совместной игры с ребенком.

Задачи: уточнить представления родителей о важности игры для ребенка; рассказать о видах детских игр; помочь осознать типичные ошибки, которые совершают взрослые во время игры с ребенком; развивать навыки эффективного взаимодействия взрослого с ребенком в игре: внимательно наблюдать, слушать, взаимодействовать с позиции сотрудничества, поощрять, использовать описательные комментарии.

Материалы, оборудование: видеооборудование, лист бумаги (формат А3) и маркер, бумага и карандаши для записей.

Ведущие: педагог-психолог, ассистент ведущего (воспитатель, социальный педагог).

Аудитория: родители детей от 3 до 7 лет.

Продолжительность: 1,5 часа.

Правила поведения на тренинге:

– говорите только о том, что волнует вас именно сейчас;

– начинайте предложения от первого лица, например: «Я думаю, что…»;

– внимательно слушайте и не перебивайте тех, кто говорит в данный момент;

– не оценивайте личность другого участника

Ход мероприятия

1. Приветствие

Родители садятся на стулья по кругу. У каждого участника — бейджик с именем. Предложите родителям по очереди представиться: назвать свое имя и чьим родителем является, например: «Я Светлана, мама Иванова Егора».

Далее расскажите о правилах поведения на тренинге.

Игра-разминка «Поменяйтесь местами»

Педагог-психолог: Наша встреча посвящена игре, и начнем мы ее с игры-разминки. Ваша задача — меняться местами по признаку, который я назову. Поменяйтесь местами родители сыновей; родители дочерей; те, кто в детстве любил играть в машинки; в куклы; в прятки; с кем играли его родители; кто любит играть до сих пор; кто хоть иногда играет со своими детьми; кто любит своих детей.

2. Беседа о важности игры

Покажите родителям видеоролик о том, как их дети играют в группе.

Обсуждение «В чем важность детской игры?»

Педагог-психолог: Дошкольный возраст называют возрастом игры. И это не случайно. Все то, чем занимаются маленькие дети, когда предоставлены сами себе, — это игра: насыпают песок в ведерко, бросают мяч, возятся с приятелем, готовят кукольный обед.

Когда-то детская игра считалась пустым времяпровождением. Сегодня мало кто отрицает ее важность. Давайте порассуждаем, в чем польза игры для детей.

(Родители высказываются по желанию, ассистент делает записи под заголовком «В чем важность детской игры?».)

Игра — средство самореализации и самовыражения. В игре ребенок может реализовать свои желания и интересы, построить свой мир, быть таким, каким хочется.

Через игру ребенок повышает уверенность в себе, в своих силах, возможностях. Она позволяет остановить мгновение, повторить и прожить его много раз. Например, ребенок ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре.

Игра дарит ему радость и поддерживает здоровье.

Ребенок избавляется от негативных эмоций через игру. Когда ребенок играет, он познает свойства предметов, закрепляет полученные знания о мире, тренирует отдельные практические навыки. Например, девочки тренируются быть хозяйкой, как мама, а мальчики — чинить мебель в квартире, как папа.

В игре действие особое, ненастоящее, «понарошку», «как будто». Это действие в воображаемой ситуации. Поэтому в игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

Ребенок воспроизводит взаимоотношения взрослых и так осваивает правила поведения во взрослом мире. В совместной игре со сверстниками он учится учитывать мнение и действия другого, пояснять свои действия, договариваться, управлять собой, контролировать свои эмоции и сдерживать непосредственные желания.

3. Обсуждение «Польза совместной игры взрослого с ребенком»

Педагог-психолог: Как вы думаете, стоит ли включаться взрослому в игру ребенка или он должен играть самостоятельно? Какова польза от совместной игры взрослого с ребенком?

(Родители высказываются по желанию, ассистент добавляет новые пункты в список «В чем важность детской игры?»; если пункты повторяются, он обводит их номера.)

Педагог-психолог: Совместная игра помогает выстроить теплые отношения, укрепить привязанность между членами семьи и создать запас положительных эмоций и опыта, на который можно опереться в период конфликтов.

Во время игры с ребенком родители могут поднять его самооценку и повысить уверенность в собственных силах; помочь приобрести навыки решения проблем, освоить новый опыт и развить воображение; развить словарный запас; научить передавать свои мысли, чувства и потребности.

Совместная игра помогает ребенку действовать в обществе, учит играть по очереди, делиться и понимать чувства других. Если родители регулярно участвуют в игре, то ребенок проявляет креативность, уверенность в себе и имеет меньше поведенческих проблем.

Насколько часто стоит участвовать в совместных играх со своими детьми, зависит от их индивидуальных особенностей и потребностей, возраста и жизненной ситуации. Если вы видите, что у ребенка явно выражены негативные проявления в поведении, эмоциональные или познавательные трудности, задержки развития, то совместная игра пойдет ему на пользу.

4. Разминка «Я играю со своим ребенком в…»

Родители встают в круг и по очереди бросают друг другу мяч, заканчивая предложение «Я играю со своим ребенком в…».

5. Упражнение «Все наоборот»

Психолог говорит:

- Сейчас я произнесу слово и брошу мяч, а поймавший его скажет слово, противоположное тому, которое я назову. Например, горячий - холодный, ночь - день.

Примечание. Упражнение лучше проводить в быстром темпе.

6. Упражнение – разминка “Ладошки”.

А сейчас мы поиграем с нашими ладошками. Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По моей команде пусть ваши руки сначала найдут (1)друг друга, затем (2)познакомятся, (3)подружатся, (4) потанцуют, (5) подерутся, (6) помирятся, (7) попрощаются.

Что вам больше понравилось, когда ваши ручки дружили, танцевали или когда они дрались?

Педагог-психолог:

А теперь родители встают на одну сторону, а дети на другую.

7. Игра “Угадай, чьи руки”

А теперь мы посмотрим, как хорошо вы знаете своих близких. Сейчас мы по очереди завяжем глаза ребятам. Вам нужно по рукам узнать, где ваша мама.

А теперь наоборот, мамы будут угадывать, где их дети!

Вопрос родителям: «Что вы чувствовали, когда пытались определить по рукам, где ваш ребёнок?»

Эта игра проводится с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь угадать руки своей мамы. Затем родители пытаются угадать руки своего ребенка.

8. Упражнение «Обнималочки».

Родители стоят во внешнем кругу, дети во внутреннем. Под музыку все ходят противоходом. Когда ведущий произносит слова: «Раз, два, три – маму (папу) обними», ребята бегут к своим родителям и обнимают их.

9. Упражнение "Рисование живых ладошек".

Педагог-психолог:

Вы все сегодня хорошо потрудились. А теперь я хочу вам предложить поработать всем

вместе. У меня есть большой лист настроения, но он пока пустой. Чтобы он не оставался пустым я предлагаю вам оставить на нем отпечатки своих ладошек, но не просто нарисовать, а ещё и оживить их! Сначала мамы обведут ладошки своих детей, а потом свои. А ребята раскрасят их и оживят (нарисуют глазки, ротик, носик). Родители помогают своим детям.

10. Рефлексия. Заполнение коробочек «Позитива» и «Негатива».

Участники сердечек высказывают свои ощущения от встречи, положив свое сердечко в одну из коробочек.

Теперь я предлагаю всем опять вернуться на свои места и поделиться впечатлениями о сегодняшнем мероприятии. Сегодня наше мероприятие было посвящено взаимодействию родителей и детей. Родители, приятно вам было играть вместе с детьми?

Ребята, а вам понравилось играть вместе с родителями? Что вы чувствовали, играя вместе?

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Совместная игра ребёнка с взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Совместные игры очень сближают детей и родителей. Играйте дома как можно больше со своими детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг:"Эффективного взаимодействия родителей с детьми"

Тренинг: "Эффективного взаимодействия родителей с детьми"Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.- с...

Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми.

Тренинг для налаживания отношений между родителями и детьми....

Тренинг для специалистов, работающих с детьми ОВЗ «Я – профессионал»

Тренинг разработан для педагогв и специалистов, работающих с детьми ОВЗ и направлен на снятие негативных эмоциональных состояний, мышечного напряжения, формирования групповой сплочённости....

Тренинг для воспитателей «Игры с детьми СДВГ на развитие познавательных процессов»

Цель:  целью данного тренинга является формирование у воспитателей навыков работы с детьми СДВГ по развитию познавательных процессов.Задачи: 1. Познакомить педагогов с особенностями проявления си...

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Консультация-тренинг для родителей старших дошкольников «Играем с детьми дома»

Целью игровой деятельности является осуществление взятой на себя роли. В то же время удержание себя в рамках роли согласно правилам игры, вопреки желанию перейти на более привлекательную роль, формиру...

Консультация-тренинг для родителей старших дошкольников «Играем с детьми дома»

Целью игровой деятельности является осуществление взятой на себя роли. В то же время удержание себя в рамках роли согласно правилам игры, вопреки желанию перейти на более привлекательную роль, формиру...