Родительское собрание
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Прохоренко Надежда Викторовна

Родительское собрание в старшей группе детского сада "Знаете ли вы своего ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?»

ЦЕЛИ: формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями; развитие самосознания родителей и педагогов; развитие конструктивных представлений о детях (у родителей), о воспитанниках (у педагогов).

ЗАДАЧИ: обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста, использовать их в процессе семейного воспитания; способствовать формированию правильного отношения  родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: традиционная (с элементами тренинга).

УЧАСТНИКИ: родители, воспитатели, педагог-психолог.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
  1. Родителям незадолго до собрания предлагается выполнить задания.

А. На листе нужно нарисовать солнце. На лучах солнца написать роли, которые играет ребенок в жизни. Например, любимый(ая) сын(дочь), мальчик, внук, дошкольник, наследник, продолжатель рода, артист, певец и т.д. На обратной стороне листа нужно написать полное имя своего ребенка, рядом с каждой буквой имени – слово, характеризующее его характер, особенности личности, способности.

Например,, О –остроумная, Л-ласковая, Ь-загадочная, Г-гордая, А-аккуратная.

1.2. Детям предлагается нарисовать рисунок «Познакомьтесь, это Я».

1.3. Оформление плаката с цитатой: «Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора – так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда еще не следует, что мы боимся больших дел» (Виктор Гюго).

1.4. Оформление индивидуальных и общего приглашений родителям на собрание.

1.5. Подготовка фоновой музыки.

1.6. Подготовка раздаточного материала (бланки тестов, памятки, смайлики ).

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

2.1. Оформление помещения для проведения родительского собрания.

2.2. Подготовка оборудования и инвентаря.

На мольберте расставлены рисунки детей (подписи детей стоят на обратной стороне рисунка, чтобы родители не имели возможности их увидеть) и «Солнышки» родителей лицевой стороной.

У каждого родителя ручка, бланк с тестом «Какой я родитель?»

3.ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Воспитатель: Вступительное слово.

Знаете ли вы своего ребенка? «Конечно!»-ответят почти все родители. Вот как сказала польский педагог Галина Филипчук: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней их жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у их постели во время болезни. Может ли кто- нибудь знать ребенка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?»

Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем  меньше ваш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10 – 12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца.

Тема нашего собрания «Знаете ли вы своего ребенка» (с программой собрания родители были ознакомлены заранее).

 Психолог:В качестве приветствия используется прием «Огонек добра»: родители в кругу передают друг другу «огонек добра» (свеча).

Для установления теплых и доверительных отношений, для создания хорошего настроения. Почувствуйте, как она согревает вас, ваши руки.

4. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЬСКИХ РИСУНКОВ «СОЛНЦЕ».

Психолог: На мольберте вы видите работы ваших детей на тему «Знакомьтесь, это Я», они не подписаны. Снимать работы нельзя, немного позже мы продолжим работу с ними. Рассмотрите их внимательно. Как вы думаете, о чем рассказывают рисунки ваших детей? (Родители рассуждают, делятся впечатлениями).

Психолог: Перед собранием вы определяли роли своих детей, которые они играют в жизни. (зачитывает роли)

 5. ЭТАП БЕСЕДЫ.

Психолог: Так что же еще нужно знать о своем ребенке? И для чего это нужно знать? (Предлагается родителям высказать свое мнение).

Психолог: Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть «ближе» к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справиться, во что он верит, и в чем сомневается.

Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое главное. Нужно знать состояние его здоровья, темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), эмоциональную стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость), замкнутость (повадки интроверта) или общительность (повадки экстраверта), направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

Итак, допустим, вы знаете, что ваш сын практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интроверт, его преобладающая направленность – личностная, мальчику 5 лет. Скажите, как это будет проявляться в его поведении, деятельности и общении с окружающими? (Мнения родителей).

Наверное, вы будите радоваться степенности, основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не любит шумные компании, интересуется книгами, мастерит, конструирует.

Но у вас есть и повод для беспокойства. У него мало друзей, он болезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, упрямым, не любит когда его вовлекают в общественную работу и т.д.

Что вы предпримете? Начнете перевоспитывать? Этого делать не стоит. Те психофизиологические особенности, которыми обладает ваш сын, способствуют именно проявлению тех личностных свойств, которые были названы выше. Зная особенности типа темперамента, его свойств и учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании своих детей.

Проведение теста «На определение темперамента».

Презентация «Темперамент».

6.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБРУЧ «ЧТО НАДО ЗНАТЬ О СВОЕМ РЕБЕНКЕ?»

Воспитатель делает доклад.

7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

Психолог: Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка? Давайте попробуем их определить. (Делается на бланках и бланки остаются у родителей)

А сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу на бланках.

Достоинства

моего ребенка

Недостатки

моего ребенка

Каким бы я хотел(а)

видеть моего ребенка

-Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?

Психолог: (обобщение) В жизни нет ни одного человека, у  которого были бы только одни достоинства или недостатки, как нет и человека без достоинств и недостатков.

Мудрость родителей заключается в том, что видя то и другое, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются какие-то положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив, это означает, что в семье его не приучили к труду, если он агрессивен, то он не познал доброго отношения. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного.  Попробуйте взглянуть на своего ребенка такими глазами.

8. Тест «Какой вы родитель?»

Воспитатель: Кому не хочется получить ответ на этот вопрос? Именно поэтому вам предлагается тест игра. Желающие могут выполнить тест на бланках. (Выполнение теста)

Психолог: Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка. Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о самом себе?

На мольберте вы видите работы ваших детей на тему «Знакомьтесь, это Я», они не подписаны.

Рассмотрите их внимательно. Как вы думаете, о чем рассказывают рисунки ваших детей? (Родители рассуждают,  делятся впечатлениями).

 Давайте попробуем узнать рисунки своих детей.

 На что следует обратить внимание. (Рассказывает психолог).

9. Подведение итогов.

Родители делятся впечатлениями. Что мне понравилось?  Что не понравилось? (Смайлики с настроением).

В качестве решения собрания предлагается памятка для родителей «Чтобы воспитать человека» и «Какие родители – такие и дети».

10. Вопросы администрации «Волшебная почта».

Достоинства

моего ребенка

Недостатки

моего ребенка

Каким бы я хотел(а)

видеть моего ребенка

1.Что мне нравится в моем ребенке? Какой опыт семейного воспитания мне удался?

Ответ:

2.Что меня  тревожит в моем ребенке, в чем  недостатки семейного воспитания?

Ответ:

Достоинства

моего ребенка

Недостатки

моего ребенка

Каким бы я хотел(а)

видеть моего ребенка

1.Что мне нравится в моем ребенке? Какой опыт семейного воспитания мне удался?

Ответ:

2.Что меня  тревожит в моем ребенке, в чем  недостатки семейного воспитания?

Ответ:

Тест «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»

Отметься, пожалуйста , те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

1

Сколько раз тебе повторять?

2

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

1

3

Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4

И в кого ты только такой уродился?!

2

5

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6

Ну на кого ты похож(а)?

2

7

Я в твои годы……

2

8

Ты моя опора и помощник(ца).

1

9

Ну что за друзья у тебя?

2

10

О чем ты только думаешь?!

2

11

Какой(какая) ты у меня умница!

1

12

А как ты считаешь, сынок(доченька)?

1

13

У всех дети, как дети, а ты…..

2

14

Какой ты у меня сообразительный (ая)!

1

Ключ к тесту: Теперь подсчитайте общее количество баллов.

От 5 до 7 баллов:Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуютстановлению его личности.

От 8 до 10 баллов: Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас , хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конечно, вы понимаете, что это лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

Тест «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»

Отметься, пожалуйста , те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Вопросы

Баллы

1

Сколько раз тебе повторять?

2

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

1

3

Не знаю, что бы я без тебя делала.

1

4

И в кого ты только такой уродился?!

2

5

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6

Ну на кого ты похож(а)?

2

7

Я в твои годы……

2

8

Ты моя опора и помощник(ца).

1

9

Ну что за друзья у тебя?

2

10

О чем ты только думаешь?!

2

11

Какой(какая) ты у меня умница!

1

12

А как ты считаешь, сынок(доченька)?

1

13

У всех дети, как дети, а ты…..

2

14

Какой ты у меня сообразительный (ая)!

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...