Картотека игр и упражнений на развитие навыков общения дошкольников
картотека по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вашему вниманию предлагается картотека игр и упражнений на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы дошкольников. В данной картотеке собраны игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать. Все игры и упражнения подобраны с учетом возраста воспитанников для облегчения использования картотеки в работе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Картотека игр и упражнений на развитие навыков общения дошкольников

г.о. Егорьевск

Младший дошкольный возраст

«До свидания – здравствуй»

Цель: развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

Возраст: 2-3 года.

Количество играющих: взрослый и ребенок.

Описание игры: взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если малыш затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словом «до свидания» он удаляется от ребенка, прощально помахивая рукой, а со словом «здравствуйте» приближается, протягивая к нему руки с повернутыми вверх раскрытыми ладонями. Малыш включается в игру, повторяя движения (и слова) вместе со взрослым.

«Ласка»

Цель: развитие навыков общения, эмоциональной сферы.

Возраст: 2-3 года.

Количество играющих: взрослый и ребенок.

Описание игры: взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: «Хорошая, хорошая». Подсказывает «Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно». Сам может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.

«Проснись»

Цель: развитие навыков общения, эмоциональной сферы.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: взрослый и ребенок.

Описание игры: нужно побудить ребенка будить спящего взрослого (ребенка), спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривать, например «Проснись, мое солнышко!»и т.п.

«Прошу – не надо»

Цель: развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: взрослый и ребенок.

Описание игры: взрослый предлагает ребенку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные слова и движения (с ласковым произнесением слова «прошу» рука выводится вперед раскрытой ладонью вверх, с твердым «не надо» кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повернута «от себя»).

«Ау!»

(автор - Хухлаева О.В.)

Цель: развитие самоуважения детей, интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: с 3 лет.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игра стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Ее можно использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

«Давай поговорим»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: с 3-4 лет.

Играющие: взрослый и ребенок.

Описание игры: Взрослый может начать игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (маленьким, котенком, поваром и др.). Как ты думаешь, почему?». Малыш высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет отвечать.

Эта игра может быть полезна для застенчивых и замкнутых детей, так как в игровой форме помогает ребенку не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. Поначалу дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Здесь важна роль взрослого и его умение заинтересовать ребенка.

Средний дошкольный возраст

«Давай дружить»

Цель: развитие навыков общения, межличностных отношений.

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: взрослый и ребенок.

Описание игры: Взрослый может предложить ребенку например такую ситуацию: встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился. Взрослый предлагает малышу стать, например, бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повернутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнеру. А взрослый «зайчонок» отвечает на это жестом согласия: кладет свою руку поверх руки друга, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками и попрощавшись.

«Найди отличие»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: с 4 лет.

Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).

Оборудование и материалы: цветные карандаши, лист бумаги.

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем они меняются -взрослый рисует, а ребенок вносит изменения. Если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

Темп игры в зависимости от особенностей детей.

В конце игры рисунки раскладываются на столе или на полу и взрослый предлагает поговорить о них: можно уточнить, нравится ли ребенку (детям) рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

«Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст: с 4 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики - добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Взрослый в игровой форме предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Игра помогает детям ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

«Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: с 4 лет.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила» и др.

«Дотронься...»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Материалы и оборудование: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр круга складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (колеса, волос, левой ноги, кузова, хвоста и т.д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций дети научатся делиться, находить общий язык.

«Интервью»

(авторы - О.Е. Хухлаев, О.В. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3 и более человек.

Материалы и оборудование: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

На первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым». Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей.

«Обзывалки»

(автор - Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Материалы и оборудование: небольшой мяч.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка—редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

«Охота на тигров»

(авторы - Е. Карпова. Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Материалы и оборудование: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

«Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Перед началом игры нужно напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

«Поварята»

(автор - Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Возраст: с 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг - это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-то еще. Ведущий - взрослый выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Будет интересней, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

«Газета»

(автор - Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Материалы и оборудование: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максимально сократится.

Игра будет интереснее, если дети будут действовать по команде, т.е. на газету они должны встать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Старший дошкольный возраст

«Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: с 5-6 лет.

Количество играющих: группа детей.

Оборудование и материалы: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся полукругом. Ведущий становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, задавая при этом вопрос (как тебя зовут, что ты любишь, чего боишься и др.). Ребенок ловит клубок, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает свой вопрос, передавая клубок следующему участнику игры. Если ребенок не может ответить, он возвращает клубок ведущему.

Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Когда все участники игры соединились ниточкой, взрослый должен сделать вывод и подвести детей к тому, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

«На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик - полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Чтобы удачно пройти по мостику, перед тем как приступить к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика - аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

«Живая картина»

(авторы - Ю. Шевченко, М. Шевченко)

Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Несмотря на то, что основная цель игры - создание «живой картины», главное в ней - развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослый - наблюдатель и вмешивается только в случае ссоры детей.

«Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Материалы и оборудование: «волшебные палочки» - карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Попрыгай (потанцуй, расскажи что-нибудь смешное)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

«Зоопарк»

(автор - Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда - зрители, гуляют по «зоопарку», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

В игре нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

«Старенькая бабушка»

(автор - Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Материалы и оборудование: платки для завязывания глаз.

Описание игры: играть лучше на улице во время прогулки. Дети разбиваются на две команды - бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза - они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки), постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Мелом или веточками на песке рисуют улицу, несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков - не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Перед началом игры имеет смысл побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям. В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

Подготовительная к школе группа

«Войди в круг - выйди из круга»

(автор - К. Фопель)

Цель: развитие эмпатии, совершенствование навыков межличностной коммуникации, отработка способов поведения в одиночестве.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: не больше 10 человек.

Описание игры: дети выбирают ведущего и становятся в круг, тесно прижимаясь друг к другу. Ведущий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг - уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если ведущему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится ведущим.

В процессе игры взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает ведущему, если ему приходится сложно. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

«Сиамские близнецы»

(автор - К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Материалы и оборудование: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование 5-6 минут. Усложнение игры - одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

«Тропинка»

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

«Небоскреб»

(автор - К. Фопель)

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 5-6 человек.

Материалы и оборудование: складной метр; 2-3 деревянных кубика на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Взрослый только наблюдатель. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

«Ладонь в ладонь»

(авторы - Н. Клюева. Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Материалы и оборудование: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся парами, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Усложнение игры: можно дать детям задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и др. Перед началом игры детям нужно напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Использованная литература

1. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль: Академия развития, 1997г.- 240 с.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Е.:У-Фактория, 2004г. - 192с.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. перевод с немецкого в 4 томах. М.: Генезис, 1998, 1999гг.

4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006. — 176 с.

5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.:Генезис, 2017г. - 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на формирование навыков общения

Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь...

Консультация для родителей"Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие навыков общения детей дошкольного возраста»Важную роль в жизни каждого человека играет общение. Необходимость раннего формирования...

«Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников»

«Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников»...

Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников"

Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников. Рекомендуется для игр с детьми 4 - 5 лет....

Картотека игр и упражнений на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация "Система игровых упражнений на развитие навыков общения у дошкольников"

Предложенная консультация поможет педагогам спланировать свою работу по формированию речевой компетентности у дошкольника....

Картотека "Игры и упражнения для развития навыков общения", младший дошкольный возраст

Данная картотека будет полезна воспитателям младшего дошкольного возраста, а так же их родителями. ...