Сказкотерапия как форма коррекционной работы с детьми ДОУ.
статья по психологии

Горбунова Ксения Витальевна

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию, но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия как форма коррекционной работы с детьми ДОУ. Выполнила: Горбунова Ксения Витальевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 219 г. Челябинска»

Слайд 2

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение.

Слайд 3

Основные задачи сказкотерапии : - сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире; - активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций; - развить у детей умение чувствовать и понимать другого; - воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; - повышать самооценку детей, их уверенность в себе.

Слайд 4

Сказкотерапия имеет значительные преимущества перед другими методами психологии: Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт с ребёнком. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребёнка и даже поработать с проблемой. Сказкотерапия позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает ребёнок в реальной жизни, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Сказкотерапия даёт ребёнку возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность. Сказкотерапия способствует пробуждению творческих сил в самом психологе. Сказкотерапия даёт специалисту интегрировать и применять техники других направлений психологии.

Слайд 5

Художественные сказки – всё литературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (А.С. Пушкин, П.П. Бажов, Г.Х. Андерсен, Ш.Перро , др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Слайд 6

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника

Слайд 7

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, психотепевтами , педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы клиента: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи. Примером может служить книга Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…».

Слайд 8

Психотерапевтические сказки – это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о понятиях любовь, добро, гордыня, смерть.

Слайд 9

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Слайд 10

Работу со сказкой строю следующим образом: 1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Старшие дошкольники уже привыкли к тому, что они могут высказывать любое свое мнение, т. е. все , что они говорят, не осуждается. Каждый имеет права на свою точку зрения. 2) рисование по сказке; изготовление поделки-аппликации; 3) проигрывание сказки в ролях. Здесь стараюсь роль сценариста отдавать самому ребенку, тогда проблемные моменты, как правило, обязательно проигрываются. 4)рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения; 5) Групповое придумывание сказок. К сожалению, нашим детям дается это не очень легко.

Слайд 11

Структура занятия: 1.Ритуал «входа» в сказку (создаю настрой на совместную работу); 2.Повторение (вспоминаем то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились); 3.Расширение (рассказываю детям новую сказку, спрашиваю, хотят ли они помочь кому-либо из героев сказки и пр.); 4.Закрепление (обсуждаем и анализируем с детьми прочитанное); 5.Интеграция (связываем новый опыт с реальностью, говорим в каких ситуациях жизни детей мы можем его использовать); 6.Рефлексия (обобщаем приобретенный опыт, связываем его с уже имеющимся); 7.Ритуал «выхода» из сказки

Слайд 12

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают: 1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, с родителями). 2. Чувство неполноценности, ощущение собственной малозначимости и попытки способом агрессии доказать обратное. 3. Страхи и тревоги по самым различным поводам. 4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным

Слайд 13

Сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги, является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания.



Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как форма коррекционной работы с детьми ДОУ.

Выполнила: Горбунова Ксения Витальевна,

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №219 г. Челябинска»

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию, но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, оно воспитывает, развивает личность и корректирует поведение.

Основные задачи сказкотерапии:

- сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

- активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;

- развить у детей умение чувствовать и понимать другого;

- воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

- повышать самооценку детей, их уверенность в себе.

Сказкотерапия имеет значительные преимущества перед другими методами психологии:

  • Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт с ребёнком, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор.
  • Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребёнка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить открыто.
  • Сказкотерапия позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает ребёнок в реальной жизни, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.
  • Сказкотерапия даёт ребёнку возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность, ведь в сказках всё наполнено гармонией, которая передаётся малышу.
  • Сказкотерапия способствует пробуждению творческих сил в самом психологе.
  • Сказкотерапия даёт специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии.

Воздействие на ребёнка осуществляется с помощью следующих видов сказок (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

  • художественных;
  • дидактических;
  • психокоррекционных;
  • психотерапевтических;
  • медитативных.

Художественные сказки – всё литературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (А.С. Пушкин, П.П. Бажов, Г.Х. Андерсен, Ш.Перро, др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, психотепевтами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы клиента: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи. Примером может служить книга Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…».

Психотерапевтические сказки – это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о понятиях любовь, добро, гордыня, смерть.

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Как инструмент коррекции и терапии, сказка позволяет расширить поле сознания и поведения ребёнка, найти нестандартные, оптимальные выходы из различных ситуаций и, в конечном итоге, вернуть ребёнку гармоничное самоощущение.

Занятия с использованием сказкотерапии в детском саду связана с реализацией нескольких функций:

Диагностическая функция сказки помогает определить поведение ребенка в различных ситуациях. Это проявляется в том, как ребенок из множества сказок выбирает несколько любимых. Таким образом, он как бы выбирает для себя определенную жизненную модель. Анализ сказочных произведений, заинтересовавших ребенка, помогает взрослому понять особенности характера и индивидуальность восприятия окружающей действительности: например, обыгрываемый ребенком образ лисички говорит о наличии гибкого ума, лукавства и умении пользоваться своим обаянием; пристрастие к пиратским играм и образам разбойников показывает склонность к дракам, агрессии.

Прогностическая функция сказки состоит в том, что она помогает осознать влияние «сегодняшнего» поведения на «завтрашнее» состояние жизнедеятельности человека.

Развивающая направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а так же обучение и воспитание чему-либо.

Коррекционное (терапевтическое) воздействие сказок влияет на поведение и мировоззрение ребенка, преодоление его психологических проблем.

Работу со сказкой строю следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Старшие дошкольники уже привыкли к тому, что они могут высказывать любое свое мнение, т. е. все,что они говорят, не осуждается. Каждый имеет права на свою точку зрения.

2) рисование по сказке; изготовление поделки-аппликации;

3) проигрывание сказки в ролях. Здесь стараюсь роль сценариста отдавать самому ребенку, тогда проблемные моменты, как правило, обязательно проигрываются.

4)рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;

5) Групповое придумывание сказок. К сожалению, нашим детям дается это не очень легко.

Структура занятия:

#1056;итуал «входа» в сказку (создаю настрой на совместную работу);

#1055;овторение (вспоминаем то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились);

#1056;асширение (рассказываю детям новую сказку, спрашиваю, хотят ли они помочь кому-либо из героев сказки и пр.);

#1047;акрепление (обсуждаем и анализируем с детьми прочитанное);

#1048;нтеграция (связываем новый опыт с реальностью, говорим в каких ситуациях жизни детей мы можем его использовать);

#1056;ефлексия (обобщаем приобретенный опыт, связываем его с уже имеющимся);

#1056;итуал «выхода» из сказки.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, с родителями).

2. Чувство неполноценности, ощущение собственной малозначимости и попытки способом агрессии доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

Сказкотерапия отлично подходит для старших дошкольников. Взависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями,сверстниками и т. д.);

• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;

• обогащает внутренний мир ребенка духовно—нравственными ценностями;

• корректирует поведение и развитие речи;

• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Согласно этой структуре занятия можно работать со всеми видами сказок.

В своей работе использую элементы сказкотерапии практически на каждом занятии, независимо от того, индивидуальное оно или подгрупповое.

Занимаясь с ребенком, всегда спрашиваю о его любимой сказке, какую он чаще всего просит прочитать. Значит, эта сказка затрагивает очень важные для него вопросы. Еще и еще раз проговаривая, проигрывая с ребенком сюжет сказки, важно понять, что привлекает ребенка, какой из героев нравится больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие к той или иной сказке меняется, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.

В своей работе чаще использую художественные авторские сказки. Занятия провожу один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной жизни. Курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группы. При комплектации групп учитываю индивидуальные особенности детей, проблемы их воспитания и развития. Занятия провожу в кругу на ковре, в спокойной обстановке.

Через восприятия сказочного мира ребенок чувствует поддержку взрослых. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги, является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекотека - одна из форм коррекционной работы с детьми с особенностями развития

В рамках региональной программы "Точка опоры" дом ребенка приобрел дидактическое оборудование для работы с детьми с особенностями развития. Перед администрацией встал вопрос: как расместить данный сма...

Буклет "Сказкотерапия как форма психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ"

Сказкотерапия — один из приемов в арт-терапии, разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности....

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»

Теоретический доклад из опыта работы: «Сказкотерапия, как один из приемов коррекционной работы с детьми ОВЗ.»...

Использование биоэнергопластики как одой из эффективных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Внедрение технологии «биоэнергопластика» в логопедическую работу...

Лепка как форма коррекционной работы с детьми ОВЗ

Лепка как форма коррекционной работы с детьми ОВЗ...

"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".

При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...