Методы, приёмы и формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии
консультация по коррекционной педагогике

Иванова Мария Александровна

Метод - путь, способ познания может быть определён по-разному, как:

- способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета;

- способ достижения цели, способ праткического и теоретического действия.

Классификация методов:

* методы педагогического общения;

* методы воспитания;

* методы обучения.

Приём - составная часть или отдельная сторона воспитания.

Классификация приёмов:

* приём обучения - кратковременное взаимодействие между педагогом и ребёнком, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения и навыка;

* приём воспитания - конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого, которые направлены на решение воспитательных задач.

Мотивационные действия делятся на условно позитивные:

1) делать так же, как и взрослый;

2) делать так же, как и другие;

3) быть другим - вспомнить и сделать так же, как и другие говорят;

4) быть собой - сделать и рассказать так же, но по-другому;

5) рассказать и сделать так, как-будто ты - поэт, писатель и т.д.

Уровни действий:

* 1 уровень - пассивные действия:

- "рука в руке": полный контроль со стороны взрослого, выполнение действий вместо ребёнка вместе с ними, его руками;

- "рука на руке": тактильный контроль;

- "рука за рукой": частичный, корректирующий контроль;

* 2 уровень - активные действия:

- дейтсвия со значительной помощью взрослого;

- действие с частичной помощью взрослого;

- по подражанию;

- по образцу действий, используя визуализированное расписание;

- по последовательной инструкции;

- самостоятельно с ошибками;

- самостоятельно с элементами прогноза и плана.

Сначала ребёнка с нарушением в развитии обучают действиям:

* по подражанию: "Сделай, как я...";

* по образцу: "Найди такой ...";

* по памяти: "Найди такой же по форме ..." (цвету, величине, форме);

* по аналогии: "Что бывает таким ...?" (круглым, красным и др.);

* тактильные дощечки;

* словесные мешочки М. Монтессори.

Формы работы с детьми в подгруппах будут делиться на: совместно-раздельные (совместно-индивидуальная); совместно-последовательные; совместно-распределённые (совместно-взаимодействующая).

Специфика проведения игры-занятия в инклюзивной группе: на знание в рамках межличностного интеллекта; на понимание; на применение; на анализ; на синтез; на оценку.

Кинезеологические комплексы:

- 1 комплекс - мимическая гимнастика, развитие мелкой моторики;

- 2 комплекс - развитие мелкой моторики, формирование динамического стереотипа;

- 3 комплекс - развитие мелкой моторики;

- 4 комплекс - усложнённый уровень (передвижная аппликация, сюжетно-ролевая игра).

Также важно учитывать нюансы:

1) необходимо заранее подготовить чёткие комментарии;

2) обобщение информации, выделение главного в содержании;

3) предусматривать активное включение детей в процесс работы на занятиях по различным образовательным областям;

4) нужно включать в занятия специальную глазодвигательную гимнастику.

Основные требования к коррекционным приёмам:

* приёмы оценки и учёта загруженности поля дошкольников (5-7 объектов);

* световой и цветовой насыщенности;

* влияния фона на эффективность зрительного восприятия (следует избегать тёмно-синего, тёмно-фиолетового, тёмно-зелёного фонов);

* учёта оптимального масштаба и временного фактора при выполнении заданий детьми.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР

Программа опытно-экспериментальной деятельности "Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР"...

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Лекотека - одна из форм коррекционной работы с детьми с особенностями развития

В рамках региональной программы "Точка опоры" дом ребенка приобрел дидактическое оборудование для работы с детьми с особенностями развития. Перед администрацией встал вопрос: как расместить данный сма...

Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Недоразвитие речи  у детей дошкольного возраста и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

"Логопедический досуг, как одна из форм коррекционной работы с детьми-логопатами в условиях логопункта".

При работе с детьми в условиях логопедического пункта перед логопедом стоит задача быстрой и качественной коррекции недостатков речи. Поэтому мы должны использовать любую возможность, разные формы раб...

"Испльзование приёмов имаготерапии в коррекционной работе с детьми с ТНР"

Испльзование  имаготерапии является одним из нетрадиционных приёмов в коррекционной работе с детьми с ТНР и способствует повышению эффективности коррекционного воздействия....