"Применение гендерного подхода в различных видах детской деятельности"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Круглянина Елена Павловна

 

Ребенок дошкольного возраста уже начинает осознавать себя представителем конкретного пола, может найти различия как внешние, так и проявляющиеся в социальном поведении взрослых мужчин и женщин. Но все же   проблемы социализации личности ребенка с учетом гендерного подхода, включающие в себя вопросы формирования психического пола ребёнка, психических половых различий - одна из важнейших и актуальных проблем. Поэтому тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время.

Проблемы, которые отрицательно влияют на развитие гендерного развития детей, это изменение традиционных стереотипов мужского и женского поведения, воспитание девочки и мальчики  в одной возрастной группе, деятельность которых организуется по единому режиму, недостаточное внимание со стороны родителей данному вопросу в воспитании, учитывая тот факт, что многие семьи имеют статус не полной семьи, как следствие, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Наша работа началась с создания в группе развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей.

        Свою работу с детьми в группе строю с учётом гендерного подхода, для достижения результатов работы в данном направлении начала с создания оптимальных условий, тесть создания предметно-пространственной среды. Считаю, что именно предметное окружение ребенка, дающее возможность проявить свои интересы, а где-то направить на применение тех или иных объектов с учетом гендерной принадлежности, является одним из основополагающих факторов учитывающих уникальность различия в развитии мальчиков и девочек.

        Для того чтобы дети непринуждённо учились индифицировать себя по полоролевому признаку, стараюсь использовать понятные для детей маркировки, так например в туалетной комнате карманы для расчесок разделены цветовой гаммой общепринятых женских и мужских тонов, на секциях туалета разместили картинки мальчика и девочки, подсказывающие кому каким туалетом пользоваться.  Продолжая воспитывать социально-трудовые умения и навыки в режимных моментах, во время дежурства дети также ориентируются на маркировку одежды, которая различается внешне – для мальчиков колпаки и фартуки синего цвета, а для девочек розовые косынки и фартуки.  

В игровой зоне группы применяю индикаторы для мальчиков и девочек, например в центре сюжетно ролевой игры сконцентрировала разные наборы атрибутов для организации игр: космонавты, моряки, строители, водители – для мальчиков, медицинская сестра, парикмахер, повар, продавец и т.д.- для девочек.

         В группах  игрушки подобраны с учетом полового признака, организованы места для совместной деятельности.

Оформлены «гендерный уголок» и уголки для мальчиков и девочек. Уголок «гендерного воспитания» содержит куклы девочку и мальчика, соответствующую одежду для них, собраны картинки с изображением поведения характерного для мальчиков и девочек, созданы картотеки игр «гендерной» направленности, атрибуты для игр девочек и мальчиков. Для обогащения детей знаниями, проводим беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы, продумываем проблемные ситуации с этическим содержанием. Очень интересно проходили дидактические игры: «Кто, чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку». В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группе были созданы условия для игр «Военные», «Моряки», «Шоферы», «Строители» и т.д. Для девочек оборудован «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Мальчики совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей». Народные игры носят опережающий характер в плане проигрывании самых разнообразных сторон жизни. В их подборе нам помогал музыкальный руководитель. Использую игры «Во - кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы». Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе много разнообразных конструкторов, а в старшей группе были приобретены конструкторы с мелкими деталями. Для девочек приобретено много различных мозаик. Внедрение гендерных технологий в группе происходит посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора. Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и д.р. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, учат почитать родителей, быть добрым, справедливым. Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Создана картотека пословиц и поговорок. Охотно использую в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Прогнозирование заключается в том, что детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?» Например: Таня и Катя не поделили коляску. - Что может произойти, если никто не уступит? - Как исправить такое положение? Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора. Например: У Кристины день рождения. Ты: - даришь ей свой рисунок; - поздравляешь её; - не обращаешь внимания; В своей работе активно пользуемся информационно – коммуникативными технологиями. Самостоятельно разрабатываем и создаем электронные игры для детей. Серия электронных игр гендерной направленности развивает умение детей различать детей разного пола по определенным признакам; развивать связную речь, внимание, логическое мышление; воспитывает чувство удовлетворения от правильных вариантов ответов. Познавательная электронная игра является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить и индивидуализировать процесс развития и обучения детей. Внедрение дидактических игр с применением цифровых образовательных ресурсов в образовательную деятельность, даёт возможность повысить не только уровень познавательного интереса, но и уровень познавательной активности и самостоятельности мышления. Данные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками. Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников: • Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем); • Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5); • Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам); • Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки); • Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как) • Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта. В нашей группе ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек, стараемся максимально учесть их интересы. Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации. Организацию познавательной деятельности, используя по преимуществу: зрительные стимулы для мальчиков и слуховые - для девочек; более подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности. В продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный аспект. Наши дети и в средней и в старшей группе рисуют свою семью, по этим рисункам можно определить, кто в семье – главный. Какие роли в семье у мамы и у папы. Также дети рисовали портреты своих мам. На все праздники дети изготавливают подарки для мам, пап, бабушек и дедушек. Очень дети любят аппликацию, девочки любят вырезать цветы, а мальчики – кораблики. Для реализации задач по гендерному воспитанию детей разработано тематическое планирование по разделам: 1.«Мужчина и женщина - какие они? » Цели: сформировать представления о роли и занятости мужчин и женщин в семье, об их взаимоотношениях; рассказать о мужских и женских профессиях, о характерных чертах характера. 2. «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина». Цели: сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей. 3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы». Цели: способствовать представлению о различиях между мальчиками и девочками - как во внешнем облике, так ив характере и поведении; воспитывать культуру общения. Методами и приемами формирования гендерных представлений у дошкольников являются: беседы (тематические о семье, о профессиях-мужских и женских; с мальчиками, с девочками, по художественной литературе); игры (словесные: «Пожелания», «Вежливые слова»; дидактические: «Профессии. Ассоциации», «Веселый гараж», «Собери чемодан», «Половинка к половинке»; подвижные: «Сороконожка», «Карусель»; игры-упражнения: «Схемы-действия», «Кто живет в твоем сердце?»; сюжетно-ролевые: «Поликлиника», «Семья», «Кафе»); организация совместной деятельности (познавательная деятельность, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка, праздники и развлечения). В рамках проектной деятельности был реализован познавательно-творческий проект: «Мальчики и девочки, мы разные, но мы похожи». Цель проекта – создание условий для естественного развития детей дошкольного возраста в ДОО и в семье с учетом гендерных представлений. Итогами реализации проекта стал музыкальный праздник «Девчата да хлопцы, казаки да казачки…», творческие работы детей «Папин портрет» и «Портрет моей мамы», «Букет для мамочки», фотовыставка. Уделяется внимание работе родителям по данному вопросу: Создан информационный уголок по гендерному воспитанию, куда выставляются методические рекомендации «Мальчики и девочки», папки-передвижки «Будущая женщина, или как правильно воспитывать девочку» и «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика», советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело серьезное». Проводятся совместные мероприятия с родителями, праздники «День семьи, любви и верности», «А ну-ка мамы!», «Мама, папа, я – дружная семья», презентации проектов «Герои былых времен». Главное цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания воспитания их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать пересмотру своей воспитательной позиции. Для определения результативности работы проводилась диагностика уровня знаний и представлений по всем задачам гендерного развития детей, которая показала, что уровень развития девочек выше, чем мальчиков. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины; выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными к мальчикам. Основываясь на результатах нашей практической деятельности по использованию гендерного подхода в воспитании и развитии детей 5-7 лет, можно сделать вывод, что данная проблема решается не только на специально организованной деятельности, но и в повседневной жизни, и зависит от методов, средств и приемов воздействия на детей. Повышение уровня знаний детей об адекватной полу модели поведения возможно, если используется системный подход, применяются секционные и кружковые формы работы, различные инновационные методы и приемы. Используя новые технологии в организации работы по полоролевому воспитанию старших дошкольников, можно добиться положительных результатов. Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей. Организация жизни детей в детском саду с учетом гендерных различий очень заинтересовала детей. Они с большим удовольствием включались в разные виды деятельности, принимали на себя соответствующие роли. В результате проведённой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Список литературы 1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. Учебное пособие. М.: Наука, 2011. – 336с. 2. Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников.// Дошкольная педагогика- 2012. - № 3.- С. 7- 11. 3. Окулова Л.П. Гендер в системе отечественного образования //Педагогическое обозрение – 2013. - №1-2. – С. 42- 46.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Полякова А. А., Первышева Л. В. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 236–240. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56855.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Материал к ММО  «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности»...

Доклад на тему: «Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»

laquo;Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»...