Семинар-практикум на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
консультация по психологии

Ермолаева Татьяна Анатольевна

Тема семинара:

«Создание психологического комфорта в группах детского сада».

Цель семинара:

- Повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Задачи:

сширение представлений об эмоциональных состояниях ребенка, формирование умения различать и понимать их;

- Обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния;

 - Совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;

- Закрепление материала и новых навыков работы по созданию психологического комфорта в группах детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 11 «Малышка»

Семинар-практикум

на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Подготовила:

Педагог-психолог

Ермолаева Т.А.

г. Элиста 2023

Тема семинара:

«Создание психологического комфорта в группах детского сада».

Цель семинара:

- Повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Задачи:

- Расширение представлений об эмоциональных состояниях ребенка, формирование умения различать и понимать их;

- Обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния;

- Совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;

- Закрепление материала и новых навыков работы по созданию психологического комфорта в группах детского сада.

Ход семинара

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас интересная тема семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада». Мне очень хочется, чтобы вы сегодня получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.

Для начала давайте проведем небольшое упражнение, которое называется «Разогревки - самооценки».

Это упражнение поможет нам снять напряжение и поможет создать атмосферу психологического и коммуникативного комфорта.

Я попрошу вас встать в небольшой круг.

Итак, сейчас я буду называть задания, а вы будете выполнять соответствующие действия, если посчитаете это нужным

(участвуют все педагоги).

Задания: (выполняется стоя в кругу)

  • если вы считаете, что ваше положительное эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
  • если вы умеете слышать хорошее, независимо от того, какие слова произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
  • если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
  • если вы знаете, что при обучении детей эмоции очень важны, кивните головой;
  • если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
  • если вы полагаете, что ваши эмоций зависят только от внешних обстоятельств, подмигните;
  • если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
  • если вы можете удивить знакомых необычным поступком, помашите рукой;
  • если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
  • если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, покачайте головой;
  • если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников в детском саду зависят от Вашего состояния и настроя, потанцуйте.

Спасибо большое, присядьте, пожалуйста, на свои места.

Итак, что мы узнали из этого упражнения, что очень важен в повседневной жизни положительный эмоциональный настрой!, хорошо,

  • А подскажите, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (безопасность, спокойствие).

Психологический комфорт - это условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Вот такую среду мы с вами должны создать для наших детей в детском саду.

Проблемы психологического здоровья на современном этапе.

Как мы знаем, здоровье человека это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье имеет огромное влияние на физическое состояние и зависит от огромного количества факторов.

Почему же столь важно сохранять психическое здоровье детей, и каким образом проявляются последствия (на Ваш взгляд) психологического дискомфорта для ребенка?:

  • появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
  • также психологические переживания часто переходят в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
  • также психологические травмы, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде проявляются в виде: замкнутости, суицидальных наклонностей, проявления агрессивных поведенческих реакций зависимостей и др.

В настоящее время в связи с дефицитом культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, избыточная возбудимость.

В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоционально неустойчивым поведением.

Воспитатели часто жалуются на таких детей: «что ребенок не слушается, говоришь родителям, а они тоже как будто не слышат, не видят».

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость.

Эмоции это своеобразное личностное отношение не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых.

Давайте сейчас обозначим основные эмоции (участники предлагают названия эмоций).

  1. радость (счастье, воодушевление, веселье, удовольствие)
  2. злость (ярость, бешенство, негодование)
  3. страх (боязнь, испуг, ужас, паника)
  4. удивление (изумление, интерес)
  5. грусть (печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия)
  6. спокойствие (умиротворение, смирение и т.п.)

И это еще не полный спектр эмоций. Теперь мы видим, как многогранен мир эмоций.

А теперь далее давайте разберем интонации (упр. «Интонации»)

Знаете ли вы, что произнеся слово «здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Давайте попробуем произнести слово «здравствуйте» в разных интонациях:

  • Радостно
  • Грустно
  • Удивлённо
  • Раздражённо
  • Ласково
  • Высокомерно
  • Испуганно
  • Хитро
  • Обиженно
  • С чувством радостного облегчения

Ну как у всех получилось передать эмоции?), Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем другое задание произнести один и тот же текст, но с разной силой голоса (произносится текст, те кто еще не говорил).

Упражнение «Произнесите текст».

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

  1. Шепотом.
  2. Волнообразно (громко, тихо).
  3. Как будто вы страшно замерзли.
  4. Как будто у вас во рту горячая картошка.
  5. Как маленькая девочка.
  6. С максимальной громкостью.

Отлично, что из этого следует?, что даже тональность голоса определяет настроение, поэтому так важно уметь управлять своим голосом, следить за интонацией (обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом).

Как вы думаете, что еще помогает человеку и в первую очередь педагогу в общении и передаче своих эмоций? (конечно же это взгляд).

Взгляд - один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.

Взгляд может выражать и вызывать эмоции и психическое состояние. Как вы думаете, каким может быть взгляд? Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищённым, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Упражнение «Взгляд» (продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка):

*с доверием,

*с призрением,

восхищением,

высокомерием,

*с гневом,

*с радостью.

Как бы Вы хотели, чтобы на вас чаще смотрели?, конечно же когда, от человека идет теплый настрой (обсуждается значение взгляда в технике общения).

Дошкольный возраст - благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию.

Ребенок - дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Именно от педагогов - зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, которое во многом зависит от создания психологического комфорта в группах, а создать благоприятную комфортную обстановку может только тот педагог, который очень бережно относиться, в том числе, к своему собственному психологическому состоянию.

Эмоционально - комфортное состояние ребенка в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий. И чтобы эмоциональное состояние педагогов гармонично балансировало, рекомендую некоторые упражнения – минутки для восстановления самочувствия (их я раздам в памятках):

Комплекс упражнений - минуток: “Как улучшить самочувствие” (выполняем по возможности).

  1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение затаите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее (5-6 раз).
  2. Минутная релаксация. Присядьте, закройте глаза, расслабьте уголки рта, улыбнитесь. Расслабьте плечи и сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела, максимально расслабляя его (немного отдохнув, около 1 мин.), делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза, обнимаем себя за плечи.
  3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Сосредоточьтесь на каждом отдельном предмете, этим вы отвлечетесь от стрессового напряжения.
  4. Покиньте помещение, выйдите на улицу (если это возможно).
  5. Займитесь какой-нибудь деятельностью (побегайте, попойте, покричите).
  6. Включите успокаивающую музыку, ту которую вы любите.
  7. Потянитесь. Растягивание мышц в определённой степени уменьшает ощущение стрессового “нажима”.
  8. Чаще смотрите в зеркало и говорите себе “Люблю! ”

Рекомендации по созданию условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду:

  • Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть нехватка внимания заботы и любви, в первую очередь от родителей.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть вместе с ним, а не делать за него.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:

  • В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего хочет ребёнок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учётом его состояния.
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
  • Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей помощи.

Психологические речевые настройки и игры.

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет» (да- хлопаем в ладоши, нет- машем руками)

Сильные руки бросаться в драку? (Нет-нет-нет!)

Добрые руки погладят собаку? (Да-да-да!)

Умные руки умеют играть? (Да-да-да!)

Добрые руки будут обижать? (Нет-нет-нет!)

Ласковые руки умеют лечить? (Да-да-да!)

Сильные руки будут дразнить? (Нет-нет-нет!)

Будем крепко мы дружить (Да-да-да!)

Игра «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (Дети поднимают руки вверх).

А также порадуемся улыбчивым лицам. (Улыбаются друг другу).

И всем, кто живет на этой планете, (Разводят руками).

«Доброе утро!» скажем мы вместе.(Берутся за руки).

«Доброе утро!»— маме и папе.(Выполняют махи сцепленными руками вперед-назад).

«Доброе утро!» — останется с нами (хлопаем в ладоши ).

Игра «Узел дружбы»

Дети встают в круг. Педагог предлагает завязать узел дружбы: протягивает ладонь, дети кладут на нее свои ладошки, педагог накрывает их своей ладонью и говорит: « Вот какой крепкий узел получился. Он поможет нам дружить и помогать друг другу!»

Заключение:

И в заключении нашей встречи я хочу рассказать вам одну короткую притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

Уважаемые коллеги, в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, хорошо и спокойно и радостно.

Спасибо за внимание!

Памятка - Рекомендации по созданию условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду:

  • Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть нехватка внимания заботы и любви, в первую очередь от родителей.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть вместе с ним, а не делать за него.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:

  • В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего хочет ребёнок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учётом его состояния.
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
  • Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей помощи.

Психологические речевые настройки и игры.

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет» (да- хлопаем в ладоши, нет- машем руками)

Сильные руки бросаться в драку? (Нет-нет-нет!)

Добрые руки погладят собаку? (Да-да-да!)

Умные руки умеют играть? (Да-да-да!)

Добрые руки будут обижать? (Нет-нет-нет!)

Ласковые руки умеют лечить? (Да-да-да!)

Сильные руки будут дразнить? (Нет-нет-нет!)

Будем крепко мы дружить (Да-да-да!)

Игра «Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам, (Дети поднимают руки вверх).

А также порадуемся улыбчивым лицам. (Улыбаются друг другу).

И всем, кто живет на этой планете, (Разводят руками).

«Доброе утро!» скажем мы вместе.(Берутся за руки).

«Доброе утро!»— маме и папе.(Выполняют махи сцепленными руками вперед-назад).

«Доброе утро!» — останется с нами (хлопаем в ладоши ).

Игра «Узел дружбы»

Дети встают в круг. Педагог предлагает завязать узел дружбы: протягивает ладонь, дети кладут на нее свои ладошки, педагог накрывает их своей ладонью и говорит: « Вот какой крепкий узел получился. Он поможет нам дружить и помогать друг другу!»

Комплекс упражнений – минуток (для педагога): “Как улучшить самочувствие”:

- Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение затаите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее (5-6 раз).

- Минутная релаксация. Присядьте, закройте глаза, расслабьте уголки рта, улыбнитесь. Расслабьте плечи и сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела, максимально расслабляя его (немного отдохнув), делаем глубокий вдох, выдох, открываем глаза, обнимаем себя за плечи.

- Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Сосредоточьтесь на каждом отдельном предмете, этим вы отвлечетесь от стрессового напряжения.

- Покиньте помещение, выйдите на улицу (если это возможно).

- Займитесь какой-нибудь деятельностью (побегайте, попойте, покричите).

- Включите успокаивающую музыку, ту которую вы любите.

- Потянитесь. Растягивание мышц в определённой степени уменьшает ощущение стрессового «нажима».

- Чаще смотрите в зеркало и говорите себе «Люблю!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"

Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....

Создание психологического комфорта в группах детского сада (семинар – практикум)

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Задачи:1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.2. Способствовать эффектному примене...

Семинар - практикум Создание психологического комфорта в группах детского сада

Семинар - практикумСоздание психологического комфорта в группах детского сада...

Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин для этого множество, сюда можно отнести и неблагоприятную семейную ситуацию, индивидуальные особенности ребёнка. Таки...

Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада» презентация

Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных...

Создание психологического комфорта в группах детского сада (семинар – практикум для педагогов).

Обучение педагогов способам создания психологического комфорта в группах детского сада....

Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

Практикум для педагогов на тему:«Создание психологического комфорта в группах детского сада»...