Статья "Общение детей в детском саду и в семье."
статья по психологии

Статья для ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

           МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад общеразвивающего вида»

                                                                       Нохрина Галина Фёдоровна                                

                               Общение детей в детском саду и в семье.

Общение –  одно из основных условий развития ребёнка. Общение является важнейшим фактором формирования личности, одним из главных видов деятельности человека.

В дошкольном возрасте существуют четыре формы общения ребёнка со взрослыми:

- ситуативно-личностное;

- ситуативно-деловое;

- внеситуативно-познавательное;

- внеситуативно-личностное.

У детей изменяется содержание общения, мотивы, навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе. Ребёнок постепенно начинает осознавать, как к нему относятся взрослые, чего они от него ждут и что он от них ожидает. Общение ребёнка со сверстниками отражается через нормы поведения, усвоенные в семье, так же многие качеств, приобретённые в детском саду, привносятся в семью. Интерес ребёнка к взрослым проявляется раньше, чем к детям. Общение ребёнка со сверстниками складывается в различных объединениях. Детский сад – первое социальное объединение детей. Здесь выявляются взаимоотношения детей со сверстниками. С возрастом отношения дошкольников к сверстникам меняются, они оцениваются не только по деловым качествам, но и личностным, нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали.

Отношение ребёнка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем и взрослыми. Отношения ребёнка со сверстниками, его успешность в общении зависит и то взрослых. Поэтому существует система формирования коммуникативной функции ребёнка. Важную роль в общении играет умение внешне выражать свои эмоции и правильно понимать состояние собеседника. Только в общение детей, либо со сверстниками, либо со взрослыми можно увидеть отношения в развитии личности ребёнка. Это можно увидеть в поведении ребёнка в различных ситуациях. Сложившуюся ситуацию очень трудно решить воспитателю или родителю. Для этого существует специальный курс обучения «Основы коммуникации». Материал в нём построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях. От того, в каких условиях происходит этот процесс, зависит дальнейшее становление личности ребёнка. Формирования чувств доверия у ребёнка происходит успешнее, чем взрослые относятся к нему с лаской, с любовью. Если ребёнок это не ощущает, то у него возникает недоверчивое отношение к миру. Поэтому в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание нужно уделять формированию личностных качеств ребёнка. Если ребёнок находится в мире с самим с собой, то он переносит это на взаимоотношения с окружающими. При дефиците общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, даже замедляется его психическое развитие. Для формирования положительных навыков общения необходимо начинать развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции отражают индивидуальность каждого человека, его внутреннее состояние. Доминирование определённых эмоций определяют характер ребёнка. Способность понять эмоциональное состояние человека – это высокая ступень человеческого общения. Отношение детей первых лет жизни и их родителей характеризуются полной зависимостью ребёнка. В общении со взрослыми и детьми ребёнок в основном задаёт вопрос «Почему?» Он пытается всё понять. Малыш очень радуется, когда понимает суть усвоенного. Стоит удовлетворять его интерес ко всему. Бывает, что дети становятся очень назойливыми, но не стоит никогда отмахиваться от ребёнка. Малышу очень важно чтобы его старания были оценены. Родители недооценивают свою роль в воспитании ребёнка. Там, где в семьях детей постоянно ругают, многое запрещают, дети становятся скрытными, боязливыми. Доброе, ласковое, в тоже время дисциплинированное поведение порождает в ребёнке теплоту человеческих отношений. Для малыша главное ощущение успеха, тогда он будет стремиться к большему. Но надо не забывать, что черезмерная опека делает ребёнка изнеженным, но и нельзя слишком управлять поведением малыша. Настроение взрослых членов семьи, отношение между собой складываются на формирование коммуникативных навыков ребёнка. Правила поведения взрослых в различных ситуациях усваиваются ребёнком. Важно показать ребёнку доброту мира, милосердие, гуманное отношение друг к другу, научить понимать хорошие поступки и отличать их от плохих.  

Рождаясь как личность, ребёнок стремится к общению с другими людьми. Дети не сразу вступают в общение друг с другом. Если до трёх лет ребёнку было достаточно общение с родителями, то с четвёртого года жизни ему хочется общения с детьми. Сначала дети обычно тянуться к более старшим детям, но те в сою очередь их не принимают и приходится общаться со своими сверстниками. Общаясь с детьми, ребёнок учиться считаться с мнением других, а также и постоять за себя. В этом возрасте между детьми начинает завязываться дружба. Ребёнок при расставании с друзьями уже скучает и радуется предстоящему общению. Их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие связано с тем, как складываются их отношения с друзьями.

Главную роль в процессе общения детей играет умение контролировать своё поведение, свою речь, поступки, внимание к окружающим людям. В процессе формирования личности ребёнка формируется определённая система отношений: к себе, к другим, к жизни. В игровом общении у детей устанавливается некоторая закономерность. Сначала малыш подражает взрослым, далее становится более самостоятельным, сознательным. В процессе общения с ребёнком надо постараться, чтобы он не испытывал чувство недопонимания, недоверия. Дети должны быть уверены в нашей любви и добром отношении, что бы не случилось, тогда мы вырастим настоящих людей нашего современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Олимпийское образование детей в детском саду и в семье".

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Приви...

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье

В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности...

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного...

«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»

«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»...

«Профилактика плоскостопия у детей в детском саду и в семье»

Привлечь внимание родителей к проблеме плоскостопия;познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы;вызвать у родителей осознание отношение к п...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Развитие двигательной активности детей в детском саду и в семье»

На современном этапе развития общества выявлены тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое...