Методическая разработка "Олимпийское образование детей в детском саду и в семье".
методическая разработка (физкультура, подготовительная группа) по теме

Якимова Елена Анатольевна

 

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом нужно с дошкольного возраста. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.

Методическая разработка будет интересна воспитателям, старшим воспитателям. В ней содержится практичекий материал, тематика значимых для детей видов деятельности, материал по работе с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakimova_e.a.olimpiyskoe_obrazovanie_doshkolnikov.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ И B CЕМЬЕ

Якимова Елена Анатольевна

Заместитель заведующего государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 81 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом нужно с дошкольного возраста. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.

Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование дошкольников  дает возможность объединить  воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста  не только системе физкультурно- оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада. Активное участие родителей в педагогическом процессе  создает необходимые условия для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни.

Исходя из этого, в своей работе мы поставили следующие задачи:

Способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, приобщать к спортивным играм и спортивным танцам.

Развивать у детей представление о своем теле, своих физических способностях.

Развивать у детей интерес к различным видам спорта.

Создать у детей представление об Олимпийских играх как международных спортивных соревнованиях

Ознакомить детей с адекватными  для дошкольного возраста сведениями из истории Олимпийского движения древности и современности.

Совершенствовать формы взаимодействия детского сада и семьи по направлению физического развития и олимпийского образования воспитанников

В ходе реализации задач мы использовали проектный метод, направленный на интеграцию образовательных областей, комплексно-тематический принцип планирования, развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Взаимосвязь познавательного и физического развития является примером такой  интеграции.

В работу по Олимпийскому образованию дошкольников были вовлечены все участники педагогического процесса: дети, педагоги, родители. Формы работы и виды детской деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1.

двигательная

игровая

Физические упражнения в зале и на прогулке.

Физминутки и динамические переменки.

Гимнастика (утренняя, профилактическая после сна, дыхательная).

Подвижные игры.

Игры с элементами спорта: футбол, хоккей, баскетбол

Игры-соревнования, эстафеты

Народные подвижные игры.

Спортивные упражнения в ДОУ: катание на санках, скольжение, катание на велосипеде. Спортивные упражнения вне ДОУ: плавание, гимнастика и другие спортивные секции

Двигательные загадки: «Кто шагает? Кто бегает? Кто скачет?», «Угадай, что я делаю, чем играю?»

Туристический слет «Весна»

Малые Олимпийские игры: лето, зима

Дни здоровья «Если хочешь быть здоров»

Спортивные досуги: «Круговая тренировка», «Мы спортсмены»

Участие в спортивных и танцевально-спортивных конкурсах и фестивалях: районный - «Весенняя капель», городские -«Праздник танца», «Восходящая звезда», «Первый шаг»

Сюжетно-ролевые игры:

«Спортивная тренировка», «Туристы», «Магазин спортивного питания», «Спорттовары»

Театрализованные игры:

игры-имитации «Лыжники», «Биатлонисты», «Футболисты», «Хоккеисты».

Инсценировки «Школа танцев», «Ледниковый период»

Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами- «Стадион», «Бассейн»;  природным материалом: песком, снегом - «Снежная горка», «Авторалли».

Дидактические игры:

с предметами, настольно-печатные, словесные - о летних и зимних видах спорта, спортивном инвентаре, здоровом образе жизни- «Что нужно спортсмену?», «Какой это вид спорта?», «Назови летние и зимние виды спорта», «Сложи картинку (биатлонист, хоккеист)», «Выбери игры …с мячом, ракеткой, сеткой», «Найди спортсмена по описанию», «Найди два одинаковых мяча», «Разрезные картинки», «Спортсмены строятся», «Чем похожи виды спорта?», «Что изменилось на спортивное арене?», «Что перепутал художник? (спортсмен и инвентарь вида спорта)», «Найди и назови Олимпийские символы».

Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки, ребусы, кроссворды на спортивную тематику

коммуникативная

познавательно-

исследовательская

Свободное общение на спортивные темы. 

Художественно-речевая деятельность: сочинение сказок,

рассказов, стихов, загадок, пословиц о спорте;  лозунгов, девизов для своей команды

Беседы «Откуда пришли Олимпийские игры?»

Специальное моделирование ситуаций общения: «Интервью у вратаря», «Спортивный комментатор» 

Придумывание этюдов для театрализации: «Зверобика», «Лесной стадион». 

Исследования:

- Почему Олимпиада является международным соревнованием?

- Почему Олимпийские игры праздник для спортсменов и зрителей?

- Как стать олимпийским чемпионом?

Рассматривание, обследование, наблюдение: «Мячи такие разные», «Ракетки, сетки, обручи», «Щитки хоккеиста и футболиста», «Маски и шлемы для спортсменов», «Спортивная одежда».

Решение проблемных ситуаций: «Капитан спортивной команды – кто он, какой?»

Создание эмблем для Олимпиады в Сочи, соревнований «Весенняя капель», схем динамических перемен с мячом, макета  будущего стадиона для футбольной команды «Зенит», алгоритмов для эстафет, мнемодорожек на стихи о спорте и здоровом образе жизни и мнемотаблиц «Здоровая пища», «Свежий воздух», «Зарядка всем нужна», «На стадионе»

Просмотр познавательных мультфильмов, видеофильмов, презентаций, детских телепередач о спорте с последующим обсуждением.

Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях о спорте и спортсменах, о древней Олимпиаде, об олимпийских чемпионах Санкт-Петербурга, о спортивных сооружениях своего района и родного города.

Создание тематических альбомов, коллажей, газет: «Моя спортивная семья», «Прогулка в любую погоду», «Спорт глазами детей», «Спорт и отдых Кавголово»

Оформление тематических выставок: «Любимая команда «Зенит», «Клюшки не только в хоккее», «Древняя Олимпиада», «Стадионы мира», «Галерея спорта», «Мой спортивный район», «Домашний стадион»

Уголок природы: газон для стадиона на окне

Создание коллекций: значков, эмблем Олимпийских игр; фотоколлекция «Знаменитые Олимпийские чемпионы России», «Мы-олимпийцы», «Вместе с папой, вместе с мамой»

Поисково-исследовательские проекты «Олимпийские игры»

продуктивная

музыкально-художественная

Рисование, аппликация:

 «Мой веселый звонкий мяч», «Мой любимый вид спорта», «Катание на санках», «Олимпийские эмблемы», «Я на утренней гимнастике», «Мой режим дня».

Раскраски, шаблоны, трафареты «Спорт и спортивные атрибуты», «Зверята на стаионе».

Лепка: «Футболисты», «Мячи», «Фигуристы».

Художественный труд (поделки  из бумаги, картона, поролона, ткани; природного, бросового материала и др.):

*украшения к спортивным праздникам, эмблемы команд

*поделки для выставок детского творчества «О спорт, ты жизнь!»,

*подарки, сувениры участникам соревнований

Конструирование: «Снежные горки», «Снежные лабиринты», «Стадион».

Слушание: спортивный марш, Олимпийский гимн, гимн России.

Шумовой оркестр: «Болельщики на стадионе»

Двигательные, пластические, танцевальные этюды на спортивные темы; Олимпийские танцы, хороводы, пляски народов мира.

Концерты: показательные выступления детей, посещающих спортивные секции

чтение

трудовая

Восприятие литературных произведений и детских энциклопедий:

*на спортивную тематику, о здоровом образе жизни, о древних Олимпийских играх, об Олимпийских символах, мифов Древней Греции

*рассматриванием иллюстраций о спорте, Олимпиаде, придумывание и рисование собственных иллюстраций,

*просмотр  мультфильмов «Шайбу, шайбу!», «Ну, погоди!», «Матч-реванш»,  детских презентаций «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Водные виды спорта».

*создание спортивных афиш

*оформление тематических выставок «Все мячи на свете», «Древний Олимп», «Мой любимый спортсмен».

Самообслуживание: спортивная форма

Хозяйственно-бытовой труд:

*помощь в уборке физкультурного уголка,

*помощь в расстановке и уборке спортивного оборудования в физкультурном  зале.

Труд в природе:

*работа на осеннем участке –  заготовка природного материала для поделок;

*работа на зимнем участке –  уборка снега со спортивной площадки;

*работа на летнем участке – полив газона для спортивных игр.

Ручной труд (поделки  из природного и бросового материала, бумаги, картона, поролона, ткани, дерева и др.):

*изготовление атрибутов для  подвижных игр, эмблем.

* книгоиздательство «История Олимпийских игр»

* изготовление книжек-малышек «Хоккей», «Футбол», «Малыши-крепыши», «Загадки о спорте в картинках».

* Коллективные работы «Спорт глазами детей»

Формы работы с педагогами и родителями по Олимпийскому образованию направлены на практическое освоение игровых технологий в образовательной  области «Физическая культура». Это технологии обучения детским спортивным играм (элементы спортивных игр во дворе своего дома), сотрудничества и работы в команде (соревнования, эстафеты), индивидуальный маршрут спортивно-одаренных детей (выбор спортивной секции), обмен родительским опытом активного семейного отдыха (пешие походы, походы в отпуске и в выходной день), семейные проекты. Реализация работы с педагогическим и родительским коллективом представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Формы работы

С педагогами

С родителями

Консультации «Игры на снежной площадке», «Школа мяча», «Летние спортивные игры с детьми», «Детям об истории олимпиады», «Организация детской олимпиады», «Проведение недели здоровья »

Информационная копилка: «Детские олимпийские игры на площадке», «Что рассказать детям об Олимпийском движении»,                 «Олимпийская символика», «Зимние спортивные упражнения с детьми», «Как выбрать коньки ребенку»,  «Выбираем спортивную секцию для ребенка», «О пользе занятий спортом»

Семинары-практикумы: «Олимпийское образование в детском саду и дома»

Викторины, игры-забавы вместе с детьми: «Веселая Олимпиада», «Знатоки спорта, «Олимпийские загадки».

Педсоветы: «Здоровье – всему голова», «Аукцион проектов «Двигательная активность дошкольников»

Проекты: «Здоровый образ жизни», «Олимпийские игры»

Проекты: «Здоровый образ жизни», «Олимпийские игры». Работа в творческих группах.

Мастер-класс: «Детские олимпийские игры на площадке», «Олимпийские детские эстафеты», «Школа мяча». «Игры с обручем», «Скакалки и прыгалки», «Парные упражнения с ребенком » - с использование спортивно-игровых технологий «Ритмопластика», «Сафи-дансе», «Фитбол-гимнастика»

Мастер-класс «Школа мяча», «Летние спортивные игры с детьми»,

Совместных творческих работ «Спорт глазами детей», «Режим дня», «Здоровое питание»

Тренинг «Игры на снежной площадке», «Подвижные игры на лужайке»

Выпуск газет: «Олимпийские чемпионы России», «Олимпийское Кавголово», «Спорт глазами детей»

Деловая игра: «Двигательные загадки», «Динамическая пауза»

Кластеры «Физминутки»

Наши спортивные достижения: семейные альбомы, медали, грамоты под девизом «Спортом все мы занимались»;

фотовыставка «Наши выпускники – победы в спорте»

фотоочет и материал на сайте ДОУ: участники спортивных соревнований

Создание методического комплекса по Олимпийскому образованию детей и их родителей:

Картотеки о спорте, спортивных атрибутах: загадки, стихи, поговорки,  пословицы, считалки, дидактические игры, мифы Древней Греции.

Конспекты совместной деятельности: Малые Олимпийские игры, спортивные досуги, спортивные праздники, беседы об истории Олимпиады, олимпийских видах спорта

Выпуск тематических журналов семейного опыта: «Наш спортивный выходной», «Наша спортивная семья», «Пешие прогулки с ребенком по району и городу», «Наши спортивные традиции»

Совместные спортивные мероприятия: досуги «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вместе весело шагать»; подвижные  игры на участке «Играем вместе с ребенком»; туристический слет «Весенний поход», Масленица –народные подвижные игры, зимние спортивные развлечения детей и родителей

Копилка родительских высказываний «Спорт это…», «Утренняя гимнастика это…», «Закаливание это…», «Режим это…»

Анкетирование «Спортивный уголок дома», «В какие игры играете с ребенком дома?», «Игры Вашего детства»

День физкультурника:

 «Спортивный марафон: Мяч- Скакалка-Ракетка…»

«Показательные спортивные выступления воспитанников»

«Олимпийские танцы» - выступление танцевального коллектива «Родничок»

Семейный клуб «Спортивные традиции »: Экскурсии к спортивным сооружениям Санкт-Петербурга и Калининского района, совместное посещение спортивных соревнований.

Подготовка фотоочета и материала на сайте ДОУ: «Участники спортивных соревнований»

Подготовка информационных материалов для родителей «Места проведения Олимпийских игр»

Подготовка портфолио детских спортивных достижений

Подготовка к выставкам творческих работ, соревнованиям, показательным выступлениям воспитанников.

В этом году мы хотим создать  в детском саду  «Музей спортивных игр», где будет представлены экспозиции: Мяч, Скакалка, Сетка, Ракетка и другие.  Надеемся, что родители, сотрудники детского сада, гости примут  активное участие в сборе экспонатов. Кроме того, мечтаем создать Музей футбольного клуба «Зенит».

Спортивные дети всегда проявляют личностные и интегративные качества: активность, успешность, самостоятельность, коммуникативность, они  просто талантливые личности. Олимпийское образование позволяет нам более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни дошкольников. Оно играет важную роль в совершенствовании физической культуры ребёнка. Кто знает, может быть, через несколько лет кто-нибудь из наших воспитанников будет прославлять наш Санкт-Петербург и  Россию на олимпийских играх

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Агуреева Т.Н. История возникновения метода проектов в педагогике. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9, 2009.-6с

Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005.- 105с

Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-120с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье

В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности...

Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и в семье

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного...

«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»

«Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду и в семье»...

«Профилактика плоскостопия у детей в детском саду и в семье»

Привлечь внимание родителей к проблеме плоскостопия;познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы;вызвать у родителей осознание отношение к п...