Развитие технического образования детей в детском саду, посредством проектной деятельности
статья
В статье описывается опыт реализации инновационных проектов технической направленности в детском саду.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие технического образования детей в детском саду, посредством проектной деятельности
Коротких Александра Владимировна,
заместитель заведующего по ВМР
МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка», г.Лесосибирск;
Ковырдюлина Александра Викторовна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»,
г.Лесосибирск
Аннотация: в статье описывается опыт реализации инновационных проектов технической направленности.
Ключевые слова: Роботариум, конструирование, техническое развитие дошкольников.
Согласно Концепции дошкольного образования до 2025 года, одной из ключевых задач является развитие технического образования детей. В нашем детском саду данное направление и задача концепции осуществляется через следующие составляющие: с 2022 работа в рамках ФИП НИИ «Воспитатели России по реализации проекта «Техномир развитие без границ», с 2023 года работа детского технопарка «Гик и Фрик», с 2023 г работа в рамках сетевого методического объединения по теме: «Современные практики развития начал технического образования в ДОО» и реализация проектов технической направленности различного уровня. Проекты технической направленности в детском важны по нескольким причинам. Формируется мотивация к обучению. Техническое направление востребовано детьми и их родителями, которые заинтересованы в саморазвитии, об этом свидетельствуют данные мониторинговых исследований, проводимые в нашем учреждении. Занятия технической направленности помогают поднять познавательную активность дошкольников на более высокий уровень, что важно для успешного обучения в школе. Проекты технической направленности способствуют выявлению и дальнейшему развитию у дошкольников элементарных способностей и талантов. В условиях быстрого развития науки, техники и производственных технологий важно заложить основы инженерного мышления в детском саду. В детском коллективе формируется умение работать в команде, что важно для многих инженерно-технических профессий. Таким образом, проекты технической направленности в ДОУ помогают воспитывать одарённых, креативных и образованных детей, которые в будущем могут стать специалистами технического профиля.
Проектная деятельность в ДОУ – это, прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод, всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникает желание решить её. Из опыта работы нашего детского сада, приведем несколько примеров уже реализованных проектов технической направленности.
Проект «Технобум» технической направленности, ориентирован на реализацию интересов детей и взрослых в сфере конструирования и экспериментирования. Соответствует уровню дошкольного и начального образования, направлен на формирование познавательной мотивации у детей к научно-техническому и творческому потенциалу через игровую познавательную деятельность в рамках организации площадки «Технобум». На день города удалось для жителей города организовать умную площадку, где каждый житель мог найти себе занятие: конструировать, собирать будильник и лампочку с помощью электронного конструктора знаток, экспериментировать. Площадка Технобум состояла из двух блоков. В первом блоке «Эксперименты и опыты»: «Мыльное шоу», «Цветной вулкан», «Невидимые чернила». Второй блок "Конструирование": напольный конструктор серии Полидрон «Транспорт» и электронный конструктор «Знаток». Продуктом деятельности участников стали собранные постройки и проведенные эксперименты.
Проект «Удивительный речной порт» был реализован в рамках ФИП НИИ Техномир. Развитие без границ. В 2023 году мы реализовали проект Предприятие. Как же это происходило? Воспитанники знакомились с предприятием, в этом нам помогали партнеры: библиотека, музей леса с персональной выставкой «Речные просторы». Как только ребята заочно познакомились с предприятием, мы в сотрудничестве с родителями отправились на экскурсию в Лесосибирский речной порт. Для ребят это был впечатляющий опыт. После того, как вся ознакомительная часть первого этапа проекта была завершена, мы перешли к реализации строительства макета. Были разработаны и проведены ряд тематических занятий, на которых ребята конструировали здание речного порта, грузовой транспорт, корабли, краны. Работали, применяя технологию инженерная книга. Итоговым мероприятием в рамках проекта стал инженерный марафон, на котором ребята представили свои объекты и в итоге собрали макет предприятия. Продолжением проекта стала организация Городского инженерного марафона. Наши воспитанники представили макет предприятия Речной порт на городском марафоне и стали победителями в номинации лучшее представление макета. Детские сады строили наш город , городские объекты, используя при этом бросовый материал, конструкторы, 3D моделирование. Все объекты были оценены по достоинству и отданы в дар музею Леса. Используя эти постройки в музее была организована экспозиция под названием «Архитектура глазами детей».
МАДОУ «Детский сад №43 Журавушка» реализует дополнительные программы технического развития со своими воспитанниками, но мы можем предложить пространство для реализации своих возможностей не только нашим воспитанникам, но и детским садам микрорайона, которые желают принимать участие в нашем проекте. В связи с этим нами был разработан проект по созданию центра систематического развития технического образования детей Роботариум» на базе МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка» для поддержки детей 6-7 лет, имеющих предпосылки к техническому творчеству. В рамках реализации проекта используются совместные игры детей и родителей "Техночас"- это час технического творчества. С целью развития алгоритмического мышления, творческих способностей дошкольников, приобщения родителей к совместному с детьми техническому творчеству в нашей группе прошли робототехнические соревнования детей и их родителей под названием "Инженерный батл". На этом мероприятии у родителей и детей появилась возможность показать свои знания по робототехнике в Блиц-турнире, изучить основы алгоритмики, ознакомиться с робо-мышью, и презентовать своего робота-помощника, сделанного совместно с родителями дома. Деятельность «Роботариума» регламентируется дополнительной программой «Приключения Робоботика».
Благодаря реализации проектов технической направленности в нашем детском саду создано единое образовательное пространство для реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ и современных образовательных технологий дошкольного образования, происходят качественные изменения предметно-пространственной среды, воспитанники являются участниками научно-практических конференций, акций, проектов, что позволяет им реализовывать свой потенциал.
Список литературы
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации
- Простые эксперименты / Р.Битти, С.Питт; пер. с англ. В.Б.Минеева. – М.: РОСМЭН, 2021
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Концепция развития дошкольного образования в Красноярском крае на период 2022-2025 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
из опыта работы музыкального руководителя Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредство проектной деятельности "Удивительные крышки"
Данный проект направлен на выполнение задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольном образова...

Консультация «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада через проектную деятельность»
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Кружковая работа на 2021-2022 учебный год в младшей группе "Математическое образование детей в детском саду посредством игр в шахматы".
Математическое развитие детей посредством игр в шахматы....
План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...

Психолого-педагогические условия вовлечения родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности
В педагогике при изучении условий придерживаются близкой к психологической позиции, рассматривая условие как совокупность переменных, природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, которые в...
