Доклад на тему "Индивидуализация образования детей в детском саду".
консультация по теме

Будайчиева Рема Джавидовна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualizatsiya_obrazovaniya_v_dou.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация образования детей в детском саду.

В  процессе  перехода  на  федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного  образования  возникает  необходимость  в  использовании  инновационных подходов  к  организации  образовательного  процесса  в  современной  дошкольной образовательной  организации.  В  связи  с  этим  перед  дошкольными  образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования,  задача изменения  содержания  образования,  форм  и  методов  организации  образовательного процесса, роли педагога  Сегодня, можно  сказать,  что  цель  дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Индивидуальный подход и индивидуализация образования

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с  учетом  индивидуальных  особенностей  ребенка.  Выявление  проблемных  или  сильных сторон в развитии ребенка  и определение путей коррекции  или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

 Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка, как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы.

 Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в  котором  он  проявляет  себя  в  качестве  субъекта  собственной  деятельности,  свободно определяющего  и  реализующего  собственные  цели,  добровольно  возлагающего  на  себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация  –  обучение,  при  организации  которого  учитывается  вклад каждого ребенка в процесс обучения.

Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые  учатся и развиваются совершенно одинаково  – каждый  ребенок  приобретает  и  проявляет  собственные  знания,  отношение,  навыки, личностные особенности и т.д. Индивидуализация  образования  основана  на  поддержке  детей  в  развитии  их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все  дети,  в  том  числе  и  типично  развивающиеся,  обладают  индивидуальными особенностями,  которые  педагогу  следует  выявлять  и  учитывать,  чтобы  обеспечить оптимизацию  процесса  обучения  и  развития. Внимательно  наблюдая  за  детьми  и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением  общественно-исторического  опыта  (социализация)  и  субъектного  опыта ребенка  (индивидуализация).  Позитивно  реагируя  на  индивидуальные  особенности  детей  (способности,  стили обучения,  потребности  и  пр.),  педагог  демонстрирует  детям,  что  принять  другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно. Противоположный подход, предполагающий,  что все  дети  одинаково  реагируют  на  определенный  метод  обучения, что  следует  быть  «как  все»,  «не  проявлять  характер»,  «не  требовать  лишнего» часто оказывается неэффективным при обучении.

Индивидуализированное  обучение  происходит  одновременно  на  нескольких уровнях. В самом широком смысле, индивидуализация  может распространяться на целую группу  детей. Делая  свой  собственный  выбор  (содержания,  партнерства,  материалов,  места  и  способа работы),  каждый  ребенок  действует  по  своему  усмотрению  или  по  согласованию  с другими  членами  микрогруппы,  в  своем  темпе,  получая  свои  результаты  (в  том  числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом  –  это  и  есть  индивидуализация,  возникающая  естественным  образом.  Для  того чтобы  естественная  индивидуализация  могла  состояться,  от  взрослых  требуется  умение создавать  развивающую  среду,  стимулирующую  активность  детей,  время  для  игр  и самостоятельных  занятий,  охраняемое  взрослыми  и  готовность  оказать  помощь  и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

 Индивидуализацию  образования  можно  наблюдать  на  уровне  подгруппы  внутри одной  группы  детей.  Например,  в  ситуации,  когда  несколько  детей  группы  проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе.  Это  особенно  относится  к  тем  детям,  потенциал  развития  которых  находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные  особенности развития.

 Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя  наблюдение  за  детьми,  анализ  результатов  этих  наблюдений,  создание  условий, которые  помогают  детям  реализовывать  их  собственные  цели,  а  также  наблюдение  за влиянием  этих  условий  на  достижении  поставленных  детьми  целей.  Если  цели  были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей  и  т.д.)  Если  цели  не  были  достигнуты  –  пересматриваются  условия.  Иногда  этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа  в  небольших  группах  является  еще  одним  методом  индивидуализации обучения.  Любая  самостоятельно  выбираемая  детьми  или  организованная  взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей  и  одного  взрослого  являются  наиболее  эффективными  для  занятий,  связанных, например,  с  поисково-практическими  исследовательскими  действиями  или  другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть  повторен  несколько  раз  так,  чтобы  все  желающие  могли  иметь  возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

 Следующим  методом  планирования  индивидуализации  обучения  является обеспечение  гибкости  в  ходе  осуществления  деятельности.  Например,  во  время  лепки дети  планировали  вылепить  из  глины  животных.  Работа  может  быть  построена  таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из  какого  материала  (пластилин  разных цветов, цветное тесто,  глина,  бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним  он  может  помочь  словами,  других  приободрить,  третьим  окажет  физическую помощь,  если  они  в  ней  нуждаются.  Более  способные  дети  могут  сделать  много различных  животных,  причем  такой  сложности,  как  они  желают.  В ходе работы воспитатель  может  задать  вопросы  разной  направленности  и  сложности,  предлагать разные  варианты  выполнения  действий  и  идеи  по  использованию  готовых  фигурок. Вместо  того  чтобы  прямо  указывать  детям,  что  и  как  они  должны  делать,  педагог помогает  сделать  то,  что  хотят  сами  дети.  Этот  подход  обеспечивает  структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.  Пример  лепки  иллюстрирует  и  другой  элемент  обеспечения  индивидуализации: тщательный  отбор  материалов.  Большинство  используемых  материалов  должны  быть гибкими и иметь различную  степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения,  поскольку  использование  различных  материалов  предполагает  естественную индивидуализацию.  Важно,  чтобы  воспитатель  внимательно  наблюдал  за  детьми,  когда  они  делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время  каждой  небольшой  подгруппе  или  отдельным  детям,  обеспечивая  им  в  случае необходимости  поддержку  и  помощь,  подбадривая,  или  каким-либо  иным  образом взаимодействуя с ними.

 Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре творчества, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку.

В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка.


       
 Индивидуализация  образовательного  процесса  позволяет  учитывать  интересы, возможности    и  социальную    ситуацию  развития  воспитанников  дошкольной образовательной организации. 

Социально-игровой  опыт,  который  приобретает  ребенок  в  период  дошкольного детства  (при  грамотной  организации  работы  с  ним  на  основе  игровой  деятельности) оказывает  существенное  влияние  на  становление  его  эмоциональной,  нравственной  и интеллектуальной  компетентности  ребенка,  позволяя  формироваться  готовности  к обучению  в  школе  в  целом,  и  обеспечить  каждому  воспитаннику  активный  школьный старт.  Тем  самым,  решается  одна  из  важнейших  задач  ФГОС  ДО  – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Олимпийское образование детей в детском саду и в семье".

Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Приви...

Доклад «Сколиоз и плоскостопие. Профилактика в детском саду» к педсовету «Предупреждение плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социо...

Доклад на тему:Роль воспитателя в адаптации детей в детском саду

Основные принцыпы работы воспитателя в период адаптации детей в ДОУ....

Доклад "Поощрение детей в детском саду"

Не стоит использовать в качестве поощрения сладкие призы....

Доклад по теме: «Адаптация детей к детскому саду»

Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие - первое родительское собрание в Вашей жизни....