Психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
статья по психологии

Григорьева Алена Геннадьевна

Данная тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок узнает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologcheskoe_zdorove_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье детей

дошкольного возраста

Аннотация: данная тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок узнает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая коррекция, психологическая диагностика, профилактика, консультирование.

Современные условия жизни, как взрослых, так и детей можно считать стрессогенными, поскольку они очень часто приводят к возникновению психологических, психических и физических отклонений у детей. Одним из возможных психотравмирующих факторов является быстрота трансформации социальной ситуации. Не всегда положительно влияют на здоровье ребенка и огромные нагрузки в результате очень популярного в наше время раннего обучения дошкольников.

Одной из наиболее важных задач дошкольного периода была и остаётся социализация ребёнка, которая невозможна при отклонениях его психологического здоровья. В связи с этим, в целях сохранения психологического здоровья, в современной жизни возникла крайне острая необходимость эффективной организации психологического сопровождения всего педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Как же сделать так чтобы психологическое здоровье дошкольника сохранилось?

В первую очередь родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать воздействия тех причин, после которых у ребенка может возникнуть срыв нервной деятельности. Взрослые, пытаясь добиться сдержанности малыша, умения « затормозить» свои желания зачастую применяют метод запретов. Но ребенок, по своей природе, подвижен, активен, любознателен, он стремится познать окружающее, проявить самостоятельность. И эти активные действия наталкиваются на жесткий родительский запрет: «нельзя», «не шуми», «не ерзай».   Постоянные запреты и контроль  создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошколят еще очень слабый. Само желание «действовать» - наталкивается на торможение процесса активности. Если такие перегрузки будут регулярно повторяться, с большой вероятностью у ребенка может развиться невроз. Отсюда появляются истеричность, крики, плач либо замкнутость и агрессивность.

Поэтому в детском саду создаем спокойную, жизнерадостную обстановку:

- Проявляем искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.

- Организуем жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

- В ходе обучающих занятий учитываем возрастные особенности и интересы детей.

- Создаем условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.

- Учим детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

- При организации взаимодействия стараемся чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

Конечно, без метода наказаний, при необходимости, не обойтись. Возможно, временно лишить игрушек, сладостей и т.д. Если ребенок наказан, одним родителем, лучше, чтобы наказание отменил тоже он. И второй родитель, в подобной ситуации тоже, желательно, чтобы был на стороне первого. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых. Об этом мы всегда стараемся рассказывать родителям на родительских собраниях, на совместных тренинга, на индивидуальных беседах.

Так же нельзя забывать о том, что психика физически ослабленных от рождения детей особенно ранима, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим малышам крайне необходим надежная защита от психотравмирующих ситуаций. Поэтому мы организуем раннюю диагностику:

- Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение и контроль за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.

- Включаем детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.

- Подключаем детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.

Таким образом, психологическое здоровье подрастающего поколения зависит только от нас взрослых. Каждый вправе подобрать правильный тип семейного воспитания, научиться понимать своего ребенка и сопереживать ему. Стараться меньше критиковать его, и больше хвалить. Не высмеивать неудачи и проступки своего малыша, а помочь ему их как можно меньше совершать. Довериться своим детям и во всех начинаниях поддерживать, быть честными и снисходительными.

При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

ЛИТЕРАТУРА

1. Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е, Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как     сохранить психологическое здоровье дошкольников / О.В. Хухлаева, И. М. Первушина - М.: Генезис, 2012.

2. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева- М.: Академия; Москва, 2003. С. - 172.

3. Шувалов  А.В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход. В: Вестник практической психологии образования, №1 (18) / А.В.  Шувалов, 2009. - С. 33-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.  Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь...

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) практически в этом возрасте складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Самое главное для ребенка – общения со взрослыми, мамой, папой, бабу...

Таблицы диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста

Таблицы диагностики психологического здоровья детей...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Родительское собрание на тему: Психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Родительское собрание на тему:Психологическое здоровье детей дошкольного возраста....