Презентация "Стратегия поведения в конфликте"
презентация по психологии

Данный материал может быть полезен воспитателям.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Стратегия поведения в конфликте» Выполнила воспитатель : Охлопкова О. В . МБДОУ «Детский сад №20» Иваново

Слайд 2

Цель : Изучение конфликта, как особого социального явления. Задачи : - рассмотреть сущность понятия «конфликт»; - изучит ь признаки, классификацию, структуру , функции и виды конфликтов; - выявить причины их возникновения; - изучить стратегии поведения в конфликте . Стратегия поведения в конфликте

Слайд 3

Понятие конфликта Конфликт- это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более люд людей .

Слайд 4

Классификация конфликтов Межличностные (столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, противодействуют и мешают друг другу). Межгрупповые (противоборство групп в коллективе, социуме). Внутриличностные (столкновение противоположно-направленных мотивов, потребностей, интересов у 1-го человека).

Слайд 5

Признаки конфликта Конфликт – свойство человеческих взаимоотношений, его нельзя отождествлять с конфликтами у животных. Конфликт – психическое внутреннее состояние души человека. Конфликт – внешне выраженная форма человеческого поведения, действий на вербальном и невербальном уровне. Конфликт – не просто состояние психической напряженности, а особое состояние, которое отличается от спортивных ситуаций, от трудовых соревнований, от честной конкуренции.

Слайд 6

С труктура конфликта Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реальных противоречий в интересах и потребностях сторон. Инцидент (повод) - активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. Субъекты (участники) конфликта – личность или организация. Объект конфликта - становится то, чем пытается завладеть каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора. Микро и макросреда – условия в которых действуют участники конфликта. Субъективное восприятие ( образ) конфликта- создается у действующих субъектов конфликта в конфликтной ситуации. Характер конфликта зависит как от субъективных так объективных причин.

Слайд 8

Причины возникновения конфликтов Факторы отношений (различия в образовании социальном, культурном). Поведенческие факторы (излишне вербальное и невербальное давление, угроза безопасности и т.д.). Информация (неполная, неточная, дезинформация, слухи, сплетни, умышленно или случайно скрытая информация). Ценностные факторы (убеждения, верования, модели поведения и т.д.). Инструментальные факторы (отсутствие механизмов разрешения противоречий и т.д.).

Слайд 9

Функции Конфликта Позитивные Конфликт – это отражение объективных процессов, происходящих в различных межличностных взаимодействиях; Конфликт – важный источник развития личности, группы, межличностных отношений; Конфликт – сигнал к изменениям (требуется определить поля напряжения, неблагополучия, рассогласование целей, интересов и т.д.); Конфликт – стимулирование общественных процессов, способствование общественному прогрессу. Негативные Разрушение, изоляция либо подавление субъекта конфликта; Деформация отношений между субъектами, временное нарушение стабильности; Истощение материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов.

Слайд 10

Выходов из конфликтных ситуаций может быть несколько. Все зависит от стратегии поведения человека

Слайд 11

Стратегии поведения человека в конфликте К. Томас в ыделяет пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): Соперничество (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Эта стратегия выиграть / проиграть. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого. Эта стратегия проиграть / выиграть. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. Эта стратегия выиграть / выиграть . Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Эта стратегия проиграть / проиграть . Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Эта стратегия выиграть / выиграть .

Слайд 12

Соперничество Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.

Слайд 13

Основные действия человека при стратегии «Соперничество» Жёсткий контроль над действиями оппонента. Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами. Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону. Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов. Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности.

Слайд 14

Избегание (уклон, уход) Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. При таком стиле предполагается тенденция ухода от ответственности за решения. Данное поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Слайд 15

Основные действия человека при стратегии«Избегание» Отказ от взаимодействия с оппонентом. Тактика демонстративного ухода. Отказ от применения силовых методов. Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов. Отрицание важности и серьёзности конфликта. Преднамеренное замедление в принятии решений Страх сделать ответный ход.

Слайд 16

Приспособление (уступчивость) Личность, пользующаяся данной стратегией, стремится уйти от конфликта. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

Слайд 17

Основные действия человека при стратегии «Приспособление» Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему. Активная демонстрация пассивной позиции. Отсутствие претензии на победу и сопротивление. Лесть, потакание оппоненту.

Слайд 18

Сотрудничество Индивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

Слайд 19

Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество» Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить Рассмотрение предложений оппонента.

Слайд 20

Компромисс Компромиссную стратегию поведения можно охарактеризовать как баланс интересов конфликтующих сторон или как стратегия взаимной уступки. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Слайд 21

Основные действия человека при стратегии «Компромисс» Ориентированность на равенство позиций. Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента. Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения. Стремление к поиску взаимовыгодного решения. В предупреждении конфликтов важное место занимают как психологические, так и этические факторы.

Слайд 22

Основные действия человека при стратегии«Компромисс» Ориентированность на равенство позиций. Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента. Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения. Стремление к поиску взаимовыгодного решения. В предупреждении конфликтов важное место занимают как психологические, так и этические факторы.

Слайд 23

Хорошее общество–это не бесконфликтное общество, а общество, где конфликты решаются цивилизованным путем.

Слайд 24

Решение конфликтных ситуаций Отделение людей от проблемы: разграничение отношения с оппонентом и проблемы; поставьте себя на место оппонента и не потворствуйте своим опасениям; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми к проблеме и мягкими к людям. Внимание к интересам, а не к позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»; фиксируйте базовые интересы; ищите общие интересы; объясняете жизненность и важность ваших интересов; признайте интересы оппонента частью проблемы. Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единого решения проблемы; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона. Используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципам, для каждой части проблемы используйте объективные критерии; используйте несколько критериев; используйте справедливые критерии. Сочетание стратегий определяет способ устранения противоречий, что лежит в основе конфликта.

Слайд 25

Завершение конфликта Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования в любой форме.

Слайд 26

11 табу в конфликтной ситуации Нельзя: 1. Критически оценивать партнера. 2. Приписывать ему низменные ими плохие намерения. 3. Демонстрировать знаки превосходства. 4. Обвинять и приписывать ответственность только клиенту. 5. Игнорировать его интересы. 6. Видеть все только со своей позиции. 7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад. 8. Преувеличивать свои заслуги. 9. Раздражаться, кричать, нападать. 10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера. 11. Обрушивать на партнера множество претензий.

Слайд 27

Правила поведения в общении Избегайте негативных оценок личности собеседника. Не будьте категоричны и агрессивны. Не навязывайте собеседнику собственных мнений и оценок. Умейте встать на точку зрения партнера. Смотрите на собеседника доброжелательно. Начните разговор с легкой темы, устанавливая доброжелательный контакт. Исходите из того, что ваш собеседник – не соперник, а партнер.

Слайд 28

Заключение Ни одна из приведенных стратегий поведения в конфликте не является наилучшей - каждая из них в отдельности может привести к положительному результату, когда используется в зависимости от конкретных обстоятельств. Человек, владеющий всеми стратегиями и умеющий их применять по назначению, будет более успешным в общении и в жизни.

Слайд 29

Литература 1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология . - М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 14. 2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000, 464с. 3. Мириманова М. С. М63 Конфликтология : Учебник для студ. сред. пед . учеб. заведений. — 2-е изд., испр . — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с. 4.Источник: https://studizba.com/lectures/12-konfliktologiya/404-dlya-specialistov-po-socialnoy-rabote/5569-osnovnye-priznaki-razresheniya-konfliktov.html

Слайд 30

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Деятельностный подход в образовании дошкольников» Выполнила воспитатель: Охлопкова О. В МБДОУ «Детский сад №20» г.Иваново.

Слайд 2

ФГОС Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Слайд 3

Деятельность Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели Суть воспитания системно – деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания не просто деятельность, а совместная деятельность взрослого и ребенка.

Слайд 4

Деятельностный подход Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться , почувствовать радость творчества.

Слайд 5

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом: 1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком, мотивированным; 2. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; 3. Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Слайд 6

Принципы деятельностного подхода принцип субъектности воспитания: Воспитанник - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация. 2) принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены: Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности. 3) принцип учета сензитивных периодов развития: Ориентируется на сензитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.

Слайд 7

Принципы деятельностного подхода 4) принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых: Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским : « … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». 5) принцип обогащения, усиления, углубления детского развития: Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. 6) принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности: Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной. 7) принцип обязательной результативности каждого вида деятельности ;

Слайд 8

Принципы деятельностного подхода 8) принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; 9) принцип обязательной рефлективности всякой деятельности: Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний, анализ субъекта собственных переживаний 10) принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; 11) принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности; 12) принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении

Слайд 9

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Слайд 10

Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации 5. Выполнение действий 6. Анализ результатов деятельности 7. Подведение итогов

Слайд 11

Структура НОД на основе деятельносного подхода НАЧАЛО 1. Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель). 2. Актуализация. В ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Слайд 12

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3. Затруднение в ситуации. Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. 4.Открытие детьми нового знания (способа действий). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка. Воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. Структура НОД на основе деятельносного подхода

Слайд 13

Структура НОД ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 6. Осмысление (итог). Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности.

Слайд 14

Методологические подходы к организации занятий с детьми Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий; Во время образовательной деятельности главенствует дух открытия; Обязательны смена мизансцен и движение; Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде; Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа; Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю; Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия; В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения; Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности

Слайд 15

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, осуждении, исследовании. Свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними).

Слайд 16

ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей Преобладающие методы Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) Диалог (общение) взрослого и ребёнка Рассадка детей Рассадка «взрослый напротив ребёнка» Рассадка взрослых и детей «по кругу» Участие ребёнка в образовательном процессе Обязательность участия Необязательность участия Основной мотив Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребёнка

Слайд 17

Учебная модель Совместная деятельность взрослого и детей Преобладающие методы Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) Диалог (общение) взрослого и ребёнка Рассадка детей Рассадка «взрослый напротив ребёнка» Рассадка взрослых и детей «по кругу» Участие ребёнка в образовательном процессе Обязательность участия Необязательность участия Основной мотив Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребёнка ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 18

Направления взаимодействия педагога с родителями Педагогический мониторинг семьи Педагогическая поддержка Педагогическое образование родителей Совместная деятельность педагогов и родителей Одним из важных принципов работы педагога является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения

Слайд 19

Золотые правила деятельностного подхода 1 Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; 2 Веди ребенка от собственного опыта к общественному; 3 Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; 4 Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; 5 Учи анализировать каждый этап работы; 6 Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в рамках мероприятий ко дню открытых дверей в детском саду на тему: «Стратегии поведения в конфликте»

Консультация проходила в режиме "мозгового штурма", и родители являлись полноправными участниками нашего мероприятия. Они задавали интересующие вопросы, высказывали свое мнение по проблеме. Говорили м...

Семинар-практикум для педагогов "Конструктивное поведение в конфликте"

Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.Задачи: обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях; помочь уча...

«Диагностика поведения в конфликте с использованием теста К. Томаса»

Глубинные преобразования современного общества, возникший в их процессе системный кризис затронул не только важнейшие сферы жизнедеятельности людей: политику, экономику, культуру, но и глубоко проник ...

Кодекс поведения в конфликте

15 правил поведения в конфликтной ситуации...

Стили поведения в конфликте

Стили поведения в конфликте...

Семинар-практикум для педагогов: «Конструктивное поведение в конфликте»

Цель: предоставление возможности участникам семинара получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.Задачи:обучить методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;помочь участникам науч...