"Результаты диагностических обследований"
материал по психологии

Кечина Альфия Бахтижановна

Мониторинг диагностических обследований воспитанников МДОАУ № 89 за период 2021 уч.г- 2024 уч.г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка педагога-психолога МДОАУ №89 Кечиной А.Б по обследованию готовности воспитанников ДОУ к обучению в школе

Представленный диагностический комплекс был разработан и реализован на базе основной общеобразовательной программы «Детство». Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.

Следует отметить, что выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы, принципиальной позицией авторов (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2001).

С другой стороны, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше–меньше» — то есть собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения. Задания №№ 2, 3 показывают в первую очередь усвоение ребенком программы подготовительной группы или даже специальной подготовки к школе, которая практикуется в большинстве дошкольных образовательных учреждений. И существенно реже — готовность самого ребенка к началу регулярного обучения.

Задания №№ 2 и 3, технология их проведения, а также технология оценки и анализа были разработаны методистом-дефектологом Одинцовского центра диагностики и консультирования О.Г. Хачиян.

Эти задания создавались исходя из требований стандартной программы дошкольного образования и отражают необходимые умения и навыки счетных операций и звукобуквенного анализа, которые должны быть сформированы у детей этого возрастного диапазона.

Кроме этого, оценивается уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности (задание № 1), а также появляется возможность сопоставить эти особенности графики и качество графической деятельности в свободном рисунке (задание № 5). Косвенно (в первую очередь, в заданиях №№ 1, 2, 5) учитывается и уровень сформированности пространственных представлений, которые также являются неотъемлемой составляющей когнитивного развития ребенка.

Помимо оценки результатов выполняемых заданий, важным и необходимым является учёт особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы. Это является чрезвычайно важным, поскольку, с одной стороны, более четко выявляется «цена» деятельности ребенка, его эмоциональные, «энергоресурсные» затраты, с другой — появляется возможность прогностической оценки поведенческих особенностей ребенка в условиях групповой работы. Именно эти параметры редко рассматриваются и учитываются при анализе уровня готовности ребенка к началу обучения, кардинальных изменений требований к ребенку в этом возрасте.
Сочетание объективной оценки результатов деятельности ребенка и субъективной оценки его поведенческих особенностей специалистом позволяет в достаточной степени, избежать однобокости в оценке возможностей ребенка.

Перечень методик, используемых в скрининг обследование.

Название шкалы

Автор теста

Исследуемые функции

Фактор, влияющий на результат

1

«Продолжи узор»

технология проведения, оценки и анализа разработаны  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции

уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности

2

«Сосчитай и сравни»

технология проведения, оценки и анализа разработаны О.Г. Хачиян.

Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Уровень сформированности пространственных представлений, которые являются неотъемлемой составляющей когнитивного развития ребенка

3

«Слова»

технология проведения, оценки и анализа разработаны  О.Г. Хачиян.

Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности

Уровень развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия

4

«Шифровка»

технология проведения, оценки и анализа разработаны  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго

.Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности),

Уровень развития возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

5

«Рисунок человека»

Тест Керн-Йирасека

Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности

Сравнительный анализ готовности воспитанников ДОУ к обучению в школе за 2021-2024 учебные годы, показал, что проводимая профилактическая работа дала высокие результаты к концу учебного года и демонстрирует положительную динамику развития. Это свидетельствует о систематической и планомерной деятельности коллектива, направленной на подготовку воспитанников к школе.



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка педагога-психолога МДОАУ №89 Кечиной А.Б

Особое внимание в профилактической работе уделяется поступающим в детское дошкольное учреждение детям, в своём большинстве которые проходят период адаптации к новым социальным условиям и в то же время переживают возрастной кризис трёх лет. Поэтому важно определить, какую роль играет совпадение данных событий в жизни ребёнка и как они влияют на его психоэмоциональное, личностное развитие. Поэтому особое значение приобретают вопросы психологической диагностики и профилактики дезадаптации.

         Решаемые задачи:

1. анализ конкретного единичного случая в контексте новых, изменившихся условий (типичных для дошкольных образовательных учреждений).

2. выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребёнка.

3. оценка психоэмоционального состояния ребёнка в начале периода адаптации и в конце учебного года.

          Используются такие психодиагностические методы которые помогают выстроить последующую профилактическую работу с детьми.

          В программу включены различные методы работы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа, групповая работа.

          Работа проводится поэтапно:

          1.Первичная диагностика (в период поступления ребёнка в дошкольное образовательное учреждение - сентябрь месяц).

          2.Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, воспитателями.

3.Контрольная диагностика (апрель месяц) – в конце учебного года .

           Обследование на первом этапе  проводится одновременно в двух направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей), второе – оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада.(«Карта наблюдений») сентябрь месяц.

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются  семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период. Начиная со второго года проводимой профилактической и коррекционной работы  активно внедрена  совместная работа осуществляемая как с педагогами так и родителями через родительские собрания, дни открытых дверей, родительские всеобучи. На которых рассматривались такие темы как: «Адаптация ребёнка в ДОУ», «Факторы влияющие на дезадаптацию ребёнка в ДОУ», «Способы и приёмы помощи ребёнку в период адаптации»

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. Для помощи в работе воспитателей в период адаптации детей создана методическая папка с играми и упражнениями направленными на создание положительного эмоционального настроя, помогающие настроиться на совместную групповую работу и помочь снять психоэмоциональное и физическое напряжение.

           На втором этапе  проводиться профилактическая и коррекционная работа по программе Макшанцевой Л В.  по решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения .

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

1.создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

2.понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

3.предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

При проведении занятий учитывается специфика работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д..

            На контрольном этапе осуществляется сравнительный анализ результатов по «Картам наблюдений», в начале  уч.года в сентябре месяце  и в конце учебного года апреле месяце.

           Проводя анализ по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями, впоследствии соотносятся индивидуальные оценки эмоционально – личностного состояния ребёнка в период адаптации.

Анализ работы ДОУ за 2021-2024 уч.г. показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации к концу учебного года  в основном это средний и высокий уровень. Эти данные позволяют судить о правильном построении работы педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты диагностического обследования

Результаты обследования эмоционального состояния воспитанников на физкультурных занятиях...

Итоговая справка по результатам диагностического обследования воспитанников

определить степень освоения общеобразовательной программы Радуга Т.Н.Дороновой, влияние образовательного процесса организуемого в дошкольном учреждении, на  динамику развитие воспитанников....

Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей логопедического пункта

Аналитические справки по результатам диагностических обследований состояния речи детей  логопедического пункта...

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования детей. Подготовительная группа «Зернышко» сентябрь 2019 учебный год.

Цель диагностического обследования:- Выявить уровень знаний, умений и навыков детей подготовительного и старшего возраста по адаптированной программе ДОУ....

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности «Сундучок семейных ценностей»

Результаты диагностического обследования детей по формированию семейных ценностей в рамках проектной деятельности  «Сундучок семейных ценностей»...