ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ С КОЛЛЕКТИВОМ «АНТИСТРЕСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ»
план-конспект занятия по психологии

Корюхова Ольга Борисовна

Показать дуальную природу стресса

Познакомить педагогов с техниками регуляции негативных последствий стресса и сформировать устойчивое намерение использовать их в процессе работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_zanyatie_po_antistressu_s_kolletivom.docx85.65 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ  С КОЛЛЕКТИВОМ

«АНТИСТРЕСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ»

Цели интерактивного мероприятия:

  • Поговорить с педагогами  о  понятием «стресс» и причинами, вызывающими его
  • Показать дуальную природу стресса
  • Познакомить педагогов с техниками регуляции негативных последствий стресса и сформировать устойчивое намерение использовать их в процессе работы.

Общая схема интерактивного занятия:

Время (мин)

Активность, форма работы

Задачи

Материалы

1

5

Бриф-опрос

«Что такое стресс»

  • Фокусировка темы;
  • Диагностика представлений педагогов о стрессе

Вопросы для бриф-опроса,

2

7

Интерактивный эксперимент

«Как возникает стресс»

  • Актуализация тематики занятия
  • Проблематизация

Листы А4, ручки, распечатанные условия задач для решения (Приложение 1)

3

7

Мини-лекция «Стресс», «Стрессогенные факторы»

  • Формирование представлений об основных понятиях по тематике занятия

Мультимедиа с презентацией/заранее заготовленный плакат флипчарта

30

Решение кейсов «Стрессы по трем типам факторов»

  • Получение опыта анализа ситуации стресса и нахождения способов его регуляции,
  • Предоставление практического материала для работы

Листы флипчарта/ватмана, маркеры, малярный скотч

6

Работа в МГ: Последствия стрессов

  • Анализ последствий стрессов
  • Знакомство с эмоциями
  • Понимание необходимости обучения эффективным способам регуляции негативных последствий стресса

Листы флипчарта, маркеры/дрска, мел

4

20

Мини-лекция «Способы регуляции негативных последствий стресса – рефрейминг»

  • Получение представлений о различных способах регуляции негативных последствий стресса;
  • Знакомство с понятием «рефрейминг» и его видами.

Флипчарт, маркеры/доска, мел, раздатка «Способы преололения стресса» (Приложение )

5

10

Практикум по рефреймингу

  • Получение позитивного опыта рефрейминга

Заранее заготовленный лист флипчарта с фразами для рефрейминга, маркеры/доска, мел

6

10

Дыхательная гимнастика как способ регуляции состояния стресса

  • Получение позитивного опыта снятия волнения с помощью дыхательной гимнастики

Достаточное пространство для гимнастики, удобные стулья

7

5

Резюме занятия

  • Закрепление
  • Мотивация на развитие навыков регуляции состояния стресса

ИТОГО: 1 час 40 мин.

Ход занятия.

  1. Бриф-опрос «Что такое стресс».

Ведущий:  Сегодня мы поговорим на тему стресса. Что такое стресс? Стресс – это хорошо или плохо? Сталкивались ли вы со стрессом в своей жизни? Насколько важно лично вам справляться со стрессом? (дать возможность высказаться большинству участников)

  1. Интерактивный эксперимент «Как возникает стресс.

Ведущий:  Предлагаю Вам разделиться на две группы (или три, в зависимости от кол-ва человек, они садятся отдельными командами в круг).

Я предлагаю вам  решить  задачи на логику и сообразительность на время (Приложение 1). Перед тем, как вы начнете, послушайте  условия решения задач:

  1. Время на решение задач – 5 мин.

(во время выполнения упражнения через каждые тридцать секунд громко фиксирую оставшееся время (прошло тридцать секунд, прошла минута, у вас осталось две минуты, последние секунды отсчитываются с интервалом в 5 секунд).

  1. Задача на бумажке показывается только на 1 минуту, после чего заберу его.

(Для фиксирования  задания участниками, в аудитории на стуле лежат бумага и ручки. Но это не озвучивается вслух).

  1.  Скажите мне, пожалуйста, при таких условиях вы сможете  справятся с данным заданием или нет? (спрашиваю у каждой команды).

Ведущий: Время решения задач истекло, давайте проверим полученные результаты. Скажите,  пожалуйста:

  • Что мешало, что помогало вам выполнению задания?
  • Каким образом каждая команда повела себя, чтобы зафиксировать описание задачи?
  • Погружало ли в состояние стресса данные условия?

Таким образом можно интерпретировать данные условия:

Первое условие – время. Оно нам неподвластно. Можно ли с этим что-то поделать?

Второе условие – необходимо найти способ зафиксировать задание. Могли ли вы на это как-то повлиять, учитывая, что рядом стоял стул/стол, на котором лежала бумага и ручки?

Третье условие – решение «справятся/не справятся» с заданием.  (Исходя из чего участники приняли то или иное решение? Причины были реальными или нафантазированы/вызваны страхом?)

Ведущий: Таким образом, существуют три  типа  стрессогенных фактора.

  1. Мини-лекция «Стресс»,«Стрессогенные факторы».

Ведущий: Так что же такое  «Стресс»? Говоря о дуальной природе стресса – это необходимое условие жизни и развития человека, однако последствия его носят как правило негативный характер, и с этим необходимо что-то делать. (см. презентацию, слайд №3)

Существуют три  типа  стрессогенных факторов, зная и понимая причины, вызывающие стресс, можно предпринять ряд действий, нейтрализующие его последствия (см. презентация, слайд №2).

Ведущий: Давайте еще раз вернемся к  эксперименту с решением задач на время. Определим с какими  стрессовыеми факторами вы сталкнулись.

Первое условие – время. Оно относится к тем стрессорам, которые нам неподвластны (в том числе, например, цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей и т.п.).

Второе условие – необходимо найти способ зафиксировать задание. Оно относится к тем стрессорам, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять (в том числе, например, постановка жизненных целей, планирование, межличностные отношения и др.).

Третье условие – справятся/не справятся с заданием. Оно относится к стрессорам, в которые входят события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы (в том числе, беспокойство о будущем или прошлом, неверная трактовка ситуации и др.).

  1. Решение кейсов «Стрессы трех типов факторов».

Ведущий:  Я предлагаю вам разделиться на три группы (если уже были 3 группы, то остаются в том же составе), пройдите, пожалуйста  по своим местам.

Каждой группе выдаются листы флипчарта (они закреплены на стене с помощью малярного скотча, к примеру) с написанными на них стрессорами (3 типа). За каждой группой закрепляется один тип стрессоров.

Ведущий: Задание для каждой группы – вспомнить, обсудить, записать как можно больше ситуаций стресса, вызванных тем или иным стрессором:

1-я группа – «Стрессоры, которые нам неподвластны».

2-я группа – «Стрессоры, на которые мы можем повлиять».

3-я группа – «Стрессоры, которые мы превращаем в проблемы».

В завершении первой части упражнения один представитель от каждой команды рассказывает, какие ситуации они написали. Ведущий проверяет на соответствие приведенные примеры и указанные стрессоры.

Ведущий:  Прошу вас, передайте ваши листы другой группе и  напишите на тех же листах, на которых уже зафиксированы наработки предыдущих групп, выходы из стрессовых ситуаций, соответствующих каждому стрессору.

Ротация проводится до тех пор, пока группа не дойдет до своего плаката. Участники обсуждают те решения, которые им предложили другие группы, выбирают наиболее подходящие для себя и предлагают, также, свои варианты. Проводится презентация решений всему коллективу.

В завершении упражнения ведущий  проводит анализ результатов.

  1. Работа в малых группах (МГ) «Последствия стрессов».

Ведущий: В подавляющем большинстве случаев в основе негативных последствий стрессов лежат те или иные чувства и эмоции, которые испытывает человек. Предлагаю вам, коллеги,  вспомнить, какие чувства и эмоции вы знаете,  и к какой категории их относят – негативным или позитивным.

В тех же малых группах, что  решали кейсы, предлагается составить списки негативных и позитивных эмоций. Запись производится на листах флипчарта  в две колонки +/-. Каждая группа, затем, рассказывает в общий круг о своих наработках.

Ведущий:  Какие эмоции легче вспоминаются, какой список больше - + или -. Как правило, список негативных эмоций больше и пополняется быстрее. Это говорит о том, что человек склонен больше фиксироваться на неприятных переживаниях, а длительная фиксация на негативном может привести впоследствии к депрессии и различным формам дезадаптивного защитного поведения – потеря интереса к жизни, уход в себя, «плохие» компании и т.д.

  1. Мини-лекция «Способы регуляции негативных последствий стресса – рефрейминг».

Ведущий раздает каждому участнику бланк «Способы преодоления стресса» (Таблица).

Ведущий: Слово «рефрейминг» — отглагольное существительное от глагола «reframe», означающего «вставить в новую рамку (ту же картину)», «вставить в ту же рамку (новую картину)», «заново приспособить», «по-новому формулировать».

Рефрейминг — это «смена рамки» при взгляде на тревожащую человека ситуацию, предложение другого способа осмысления происходящего. Задача переосмысления в стиле рефрейминга - найти или более адекватный, или более оптимальный взгляд на происходящее.

Например, наш разведчик воспринимается положительно, а их шпион воспринимается отрицательно, хотя оба слова имеют одинаковое значение.

Давайте проведем небольшой эксперимент. Вспомните образ неприятной для вас ситуации...

А теперь поместите его в золотистую рамку. У кого изменилось отношение к этому событию?

А теперь сделайте рамку искрящейся. Что произошло?

– Образ стал менее напряженным.

– Всё как-то стало более спокойным.

Это только образная метафора.

Еще один пример рефрейминга на примере рисунка «Рыбка»http://userdocs.ru/pars_docs/refs/42/41907/41907_html_m1aeadb5e.jpg

- Что вы видите?

- Находится ли в опасности маленькая рыбка? Если большую рыбу воспринимать как хищника, то да, а если как родителя, то нет.

- Сколько шансов у рыбки спастись, если большая рыбка – хищник?

Далее дорисовываю вслед за большой рыбкой еще бОльшую, с зубами в раскрытой пасти. Затем рисую новую рамку вокруг новой картинки, бОльших размеров, чем прежняя.

http://zadocs.ru/pars_docs/refs/3/2652/2652_html_m60dd1fa3.jpg

Ведущий: А сколько теперь возможностей у маленькой рыбки спастись от средней? Что дало нам возможность это увидеть? Эту возможность дал нам приём расширения рамок – границ. Чем шире границы рассматриваемой картины/ситуации, тем больше ракурсов ее вИдения и нахождения новых путей решения. Если расширять и дальше эту картинку, то на каждую следующую рыбку найдется еще бОльшая.

  1. Практикум по рефреймингу.

Ведущий:Для нейтрализации негативных последствий стресса так же используется рефрейминг, например, рефрейминг смысла и значения: (показываю таблицу в презентации)

Слова рефрейминга «И, но, даже если»

Давайте возьмем фразу «Сегодня солнце, завтра будет дождь» (в презентацию). В таком виде она является простой констатацией факта. Теперь попробуем вставить вместо запятой союз «И».

Сегодня солнце, И завтра будет дождь.

В таком виде фраза все еще сохраняет вид констатации, то есть, нет логического выделения явления «солнце» и явления «дождь». Таким образом, сохраняется первоначальная целостность утверждения. Теперь попробуем вставить союз «НО».

Сегодня солнце, НО завтра будет дождь.

Происходит логическое выделение процесса «дождь», и внимание человека обращается на этот процесс, автоматически пропуская то, что сегодня идет процесс «солнце». И последний опыт – поставим союз «Даже если».

Сегодня солнце, ДАЖЕ ЕСЛИ завтра будет дождь.

Совсем другое дело, правда? Таким образом, мы можем изменить оценку процесса другим человеком, просто поставив один союз в предложении вместо другого. Просто, эффективно, надежно.

Рефрейминг «Слова и значение»

Ведущий: Как уже может быть понятным, наши слова имеют очень сильное значение для формирования мыслей. С другой стороны, эти слова являются прямым отражением идущих прямо сейчас мыслительных процессов. И иногда бывает полезно знать то, что стоит ЗА словами. А за словами может легко скрываться внутреннее состояние, показывая свои хитрые ушки практически в любом предложении. И вот приблизительный список слов и состояний, которые они обозначают:

Список фраз для рефрейминга (Приложение 2):

Это проблема – Это возможность

Мне всегда чего-то не хватает – Я хочу учиться и расти

Жизнь – это борьба – Жизнь – это приключение

Прошу вас, продолжить рефрейминг по списку.(оптимистическое значение словосочетаний)

  • Я не могу – Мне можно
  • Я не хочу – Мне нужно
  • Я в этом не виноват – Это моя ответственность
  • Я должен – Я могу (я хочу)
  • Я надеюсь – Я знаю
  • Если вдруг – В следующий раз
  • Что мне делать – Я знаю, как с этим справиться
  • Это ужасно – Это возможность учиться

8. Дыхательная гимнастика как способ регуляции состояния стресса.

Ведущий: Прошу вас, коллеги сесть в несколько рядов (партерная рассадка)  Многие слышали крылатую фразу «все болезни от нервов». Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы  имунной системы. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблении алкоголем. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья. Люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов, как в профессиональной, так и личной сфере. Психическое здоровье важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в кругу близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания. Психически здоровые люди более устойчивы по отношению к влиянию негативных социальных факторов, менее склонны к формированию «вредных привычек». Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие. 

Гимнастика является одним из  способов преодоления стрессов. Сейчас я проведу для  вас упражнения на дыхательную гимнастику (лучше, чтобы участники сидели с закрытыми глазами во время выполнения, под музыку).

Дыхательная гимнастика.

1. Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом, когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

2. «Дыхание» животом. Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

3. Вдох и выдох через разные ноздри. Примите расслабляющую для Вас позу и закройте глаза. Это упражнение очень простое. Заткните пальцем руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую, задержите дыхание и выдохните через левую, заткнув при этом правую ноздрю. Потом держите закрытой правую ноздрю и сделайте вдох через левую ноздрю. Сделав вдох через левую ноздрю, выдох сделайте через правую ноздрю, закрыв при этом левую ноздрю. Повторите данное упражнение несколько раз. Не рекомендуется делать это упражнение перед сном.

По окончанию спрашиваю, как изменилось самочувствие участников и, напоследок, раздаю  материалы «Гимнастика против стресса» и  провожу тестирование  для личного исследования «Умеете ли вы справляться со стрессом» (Приложение 3 и 4).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ результатов теста «Умеете ли вы справляться со стрессом»  :

0-3 балла: вы умеете владеть собой

4-7 баллов: ваша способность владеть собой находится на среднем уровне, вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, позволяющие справляться со стрессом.

8 баллов и больше: вам трудно справляться со сложными жизненными ситуациями. Вам необходимо использовать эффективные методы совладания со стрессом, т.к. вы рискуете получать неудовлетворительные результаты вашего поведения.

9. Завершение занятия. Анализ и выводы.

Ведущий: Прошу вас еще раз посмотреть на списки ситуаций стресса. Подобную методику анализа стрессоров можно использовать для любых других жизненных ситуаций.  И в заключении еще раз перечислим способы регуляции негативных последствий стресса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный журнал для детей, родителей, педагогов "Говорим с пелёнок"

Интерактивны журнал "Говорим с пелёнок"– это новая, инновационная форма работы с  родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности и компетентности в речевом развитии детей; на...

Интерактивные формы методической работы с педагогами в ДОУ.

Представление опыта работы с педагогическими кадрами в ДОУ....

Интерактивное сопровождение музыкальным руководителем и педагогом-логопедом психолого-педагогического процесса в ДОУ

Предоставленный материал  отвечает на вопросы, связанные  с  совместной работой специалистов  -педагога- логопеда и музыкального руководителя  по коррекции  отк...

Применение интерактивных форм и методов работы педагога по формированию навыков здорового образа жизни

В воспитательном мероприятии представлены интерактивные упражнения, помогающие людям преодолевать проблемы ПАВ-зависимостей с тем, чтобы они могли вести здоровую, свободную от наркотиков, алкоголя, та...