Интерактивные формы методической работы с педагогами в ДОУ.
методическая разработка на тему

Лапкина Анастасия Владимировна

Представление опыта работы с педагогическими кадрами в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис,

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника.

И. Иманцуми

Интерактивные формы методической работы с педагогами в ДОУ.

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. В нашем дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель. Время диктует свои условия и к старшему воспитателю предъявляются особенно высокие требования. Это касается не только профессиональной компетенции, но и личностных качеств. Это должен быть специалист, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать экспериментальную работу в учреждении, владеющий новыми информационными технологиями, эксперт-аналитик, отвечающий за организацию и контроль педагогического процесса. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных, методов воспитания и обучения. И здесь хочу привести цитату В.Н. Просвиркина: «Сегодня идти в ногу со временем - значит отставать. Его надо опережать. Увидьте себя в будущем». 

Из множества форм и методов, рекомендуемых в настоящее время для использования в работе с педагогами, можно остановиться на некоторых из них:

Деловая игра – это творческая, свободная деятельность; метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия решений в различных ситуациях путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками правила игры.

Цель: отработка профессиональных навыков, педагогических технологий.

Форма проведения : коллективная

Вот игры, которые мы проводим в ДОУ с педагогами:

Ролевая игра «Первое впечатление».

Так можно провести анализ новинок научно-методической литературы. Эта работа будет протекать более эффективно, если педагоги не только услышат название и автора и книги, но и смогут ее полистать, а также услышать рекомендации коллег, чему и способствует эта ролевая игра. Каждому участнику предлагается книга и лист с заданием (ролью) в соответствии с которой он должен подготовить двухминутное сообщение.

Ролевая игра «Багаж»

Цель. Определить свои профессиональные и личностные ресурсы, пережить опыт решения жизненной задачи.

Задачи. Определить профессиональные и жизненные ценности; выявить и закрепить имеющиеся потенциальные ресурсы личности.

Сюжет игры. На первом этапе ведущий сообщает о том, что у всех имеется возможность попробовать себя в различных профессиях, необходимых для дошкольного детства, и «корабля» с таким же названием. Предлагается выбрать профессию, реальную или фантастическую, определить должностные обязанности и поле деятельности на борту корабля «Дошкольное детство». Важно, чтобы на данном этапе педагоги осознавали важность и ценность своей профессии. Это способствует личностной идентификации с профессией.

Предполагается, что они проходят процедуру приема на работу в корабельную команду. Участники обычно называют достаточно «земные» профессии, которым они готовы соответствовать, например повар, корабельный врач, боцман, экскурсовод, аниматор и т. д. но встречаются и совершенно неожиданные.

Затем участникам предлагают убедительно объяснить, почему именно их надо взять в команду, что они умеют делать хорошо, чем известны. Сообщения о мнимых реальных профессиональных достижениях весьма диагностичны: в сущности, они говорят о реальных притязаниях. Можно констатировать: уровень профессиональных притязаний в большинстве случаев оказывается невысоким, и здесь проявляется ориентация на внешнее проявление профессиональных достижений (грамоты, разряды, поощрения). Кроме того, зачастую достижениями считается просто выполнение должностных обязанностей.

Затем участникам предлагается взять с собой по десять предметов, необходимых для плавания и выполнения своих обязанностей. Данный этап направлен на актуализацию жизненного опыта. Участники записывают на бланках перечень предметов и обосновывают свой выбор вслух. В следующей части игры сообщается о том, что корабль потерпел крушение и необходимо пересесть в шлюпки. Места в них мало, поэтому можно взять только по одному предмету из списка. Каждый из участников пишет название выбранного предмета и кладет в общий сундучок. Затем с помощью жеребьевки эти предметы раздаются участникам в случайном порядке. При этом можно услышать возгласы радости или разочарования. Данный этап, оставляющий все меньше внешних примет профессии, позволяет ориентировать участников на дальнейшие игровые действия, стимулировать возникновение опоры на  содержательные стороны заявленной профессии и внутренние личностные ресурсы .Ведущий сообщает, что на острове, на который попали участники, с ними встретятся представители местного муниципалитета и, так как связь с большой землей будет налажена нескоро, им предлагается высказать пожелания о том, какую работу они хотели бы получить, на какую зарплату рассчитывают и на что должно ее хватать. На данном этапе определяется несколько моментов: некоторые хотят приспособить новую среду под себя, стараются диктовать условия, не очень желают замечать изменившуюся картину мира. Достаточно редко участники начинают интересоваться тем, какие профессии востребованы на острове.

Следующий этап связан с рождением нового знания и позитивного социального опыта. Ведущий предлагает участникам ответить на четыре вопроса:

Как вы собираетесь сохранить свою квалификацию?

Как и какой будете создавать имидж и каким образом устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими?

Каким образом собираетесь зарабатывать деньги?

Что станете предпринимать для возвращения домой?

На этом этапе игры раскрывается невостребованный творческий потенциал участников, ярко проявляются их лидерские качества: разумность предлагаемых действий, принятие ответственности на себя, инициатива в объединение участников в одну группу, готовность

проявить себя в новой профессиональной и социальной роли. Участие в игре становиться все более заразительным и переходит в стадию обсуждения возможностей реализации совместных проектов. На заключительном этапе предлагается сформулировать всем вместе «Памятку эмигранту или Что может сделать человек, чтобы профессионально и личностно адаптироваться к новым условиям жизни и труда». Участники предлагают совершать необходимые, с их точки зрения, действия: не паниковать и не отчаиваться – всегда есть выход; отнестись к ситуации как к новому повороту судьбы, найти в ней положительные стороны, быть готовым приобрести новый опыт; не просить , а предлагать; сохранять себя как личность, как часть культуры, не размениваться, не терять человеческого достоинства; найти «своих»; помнить, что мы многое можем, а еще больше можем вместе. Завершающий этап игры – коллективное обсуждение полученного опыта. Отвечая на вопрос, что дало участие в игре, участники отмечали: «увидели нового себя», узнали «о себе много нового», «есть над чем подумать и поработать».

Мастер-класс – это передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь больших результатов. Достоинства мастер-классов в том, что привлекают внимание педагогов к использованию нетрадиционных форм работы, развивают творческий потенциал воспитателей, обмен опытом между педагогами.

«Мозговой штурм» - это форма методической работы, способствующая развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы. Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Методика проведения «мозгового штурма»:

 1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения.

Достоинства метода мозгового штурма.

- Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.

- Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.

- Мозговой штурм можно использовать для раскрепощения сознания

- Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.

- Можно научить людей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.

 - Можно научить адекватно воспринимать позитивную критику

Пример «мозгового штурма»:

1) Вопросы

• Чем руководствоваться при выборе материалов и оборудования для развивающей предметно –пространственной среды в группе?

• Что в включается в понятие «детская игра»?

• Какова основа сюжетной игры ребенка?

• Дайте определение понятию игрушка?

• Что подразумевается под развивающая предметно-пространственная среда для детей в группе детского сада?

Педагоги высказывают свои мнения, отстаивают свою точку зрения.

2) Творческое проектное задание

Участники игры делятся на две группы по цветным жетонам выданным заранее .

Задание: создайте новую предметно-развивающую зону для своей группы.

Оборудование: фломастеры, 2 листа А4.

Выбрать одного или двоих участников из команды которые будут защищать проект.

3) Подведение итогов

Анкета для педагогов

  1.  Какие формы проведения педсовета вы считаете приемлемы у нас?
  2. Что еще можно предпринять для улучшения развития развивающей предметно- пространственной среды в каждой группе нашего детского сада?
  3.  Ваши пожелания, замечания, предложения.

Решение педагогических задач.

Цель : ознакомление с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности воспитателя и воспитанников, системой их взаимоотношений. Выполнение заданий способствует формированию и развитию умения выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Педагогические задачи целесообразно брать из практики ДОО. Они должны знакомить с опытом лучших педагогов и предостерегать от наиболее частых ошибок.

Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер учебного процесса, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании. Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

Литература:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы/ К.Ю. Белая. – М.:ТЦ Сфера, 2005г.
  2. Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя в ДОУ

/ Н.С. Голицына. – М.: Скрипторий, 2015г.

  1. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов ДОУ/ Н.В. Елжова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016г.
  2. Дошкольное воспитание №8 – 04 – 43.Деловая игра «Педагогический пробег»

О. Кокоткина