Методическая разработка "Наставники и наставляемые"
материал по психологии

 Моисеева Ульяна Сергеевна

Тренинг для педагогов-психологов в рамках психопрофилактической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Тема тренинга:

«Наставники и наставляемые»

Дата проведения: 31 января 2024

Подготовил:

педагог-психолог

Моисеева У.С.

Платоненкова Н.Г.

Санкт-Петербург

2024


Цель: расширить возможности установления контакта и отработать навыки понимания наставника и наставляемого

Задачи:

  1. Снятие эмоциональное напряжения;
  2. Моделирование процесса адаптации молодого специалиста.
  3. Раскрыть понятие профессиональных страхов
  4. Рассмотреть возможности преодоления профессиональных страхов.
  5. Осознание участниками стереотипности восприятия
  6. Помочь определиться с актуальной позиции профессионального развития
  7. Развитие умения понимать и принимать личность другого человека
  8. Развитие умения принимать командные решения

Целевая группа: наставники и наставляемые детского сада № 92

Ведущий: педагог – психолог  Моисеева У.С., Платоненкова Н.Г.

Материалы: листы бумаги, карандаши, конверты.

Длительность мероприятия: 40 минут


Вводная часть

Нашу встречу мне хотелось бы начать со следующего высказывания: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон).

Большая часть рабочего дня педагога протекает в обстановке ситуации общения (с детьми, родителями, сотрудниками, представителями администрации) Сегодня я бы хотела затронуть тему наставляемых и наставников. Но сначала поприветствуем друг друга.

Упражнение "Имя" ~ 5 минут

Цель: знакомство участников тренинга

Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные, и так дальше по нарастающей.

Вступительное слово педагога-психолога:

"Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности. Некоторые молодые учителя описывают период своей адаптации к учреждению как сложный, напряженный. Другие наоборот отмечают, что им было довольно легко адаптироваться к новым условиям. Давайте попытаемся вспомнить, что происходило с вами, когда вы впервые попали в наш сад. Попытайтесь вернуть те ощущения, которые вы испытывали, вспомните о своих переживаниях. После этого подумайте, что изменилось сейчас. Можно ли сказать, что вы приспособились к специфическим условиям вашей деятельности, изменилось ли ваше отношение к своей работе, ваше восприятие происходящего".

Психолог предлагает высказаться об этом в кругу. Высказываются как молодые педагоги, так и педагоги, уже проработавшие в данном детском саду несколько лет. Высказываясь, стараться обращать внимание на следующие вопросы:

  • На что я обратила внимание, придя первый раз в данное образовательное учреждение?
  • Какие чувства я испытывала при этом?
  • Что я обо всем этом подумала?
  • Как изменились сейчас мои первоначальные представления?

Основная часть

Упражнение "Слепой и поводырь"   ~ 10 минут

Цель: моделирование процесса адаптации молодого специалиста.

Сейчас мы попробуем смоделировать процесс адаптации нового сотрудника. В помещении расставляются стулья и другие препятствия. Одному из участников на глаза одевается повязка. Остальные участники играют роль поводырей. Их задача – провести его мимо препятствий с помощью инструкций. После выполнения упражнения задаются вопросы:

  • Как себя чувствовали в роли "слепого", в роли "поводыря"?
  • Какие были трудности в процессе выполнения задания?
  • Какая связь обнаруживается между чувствами у "слепого" в этом упражнении и чувствами молодого сотрудника в процессе адаптации?

Во время нашего профессионального становления нас может преследовать множество страхов.

Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны общества к личности педагога, к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их способности к прогнозированию, выработке новых адаптивных стратегий, роли молодого педагога в образовательном процессе в целом. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т.д. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными профессиональными страхами молодых специалистов.

Введение понятия профессиональных страхов

Профессиональный страх – страх объектов или ситуаций профессионального взаимодействия. Профессиональные страхи становятся индикаторами трудностей профессиональной деятельности и становления молодого специалиста и их видов (страх быть покинутым, не найти поддержки, страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и пр.).

Упражнение "Идеальный педагог" ~ 5 минут

Цель: снятие психологического напряжения, тревожности и нацеливает на решение проблемы снятия профессиональных страхов.

На листе бумаги записываются качества идеального педагога. Затем они зачитываются, и психолог предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого педагога?" После ответов участников листы рвутся и выбрасываются.

Когда мы говорим о идеальном педагоге, мы чаще всего придерживаемся определенных установок, мнений и т.д.

Упражнение «Свидание» ~ 5 минут

Цель: осознание участниками стереотипности восприятия

Психолог. Следующее упражнение «Свидание» также будет проводиться в группах. Каждая группа получит конверты с набором отдельных предложений, которые нужно расположить последовательно, руководствуясь логикой, чтобы получилось содержательное повествование. Затем один представитель из группы представляет результат.

Психолог. Каждая группа создала свой рассказ, опираясь на полученную информацию. А чей же рассказ правильный?

Ответы участников

Люди привыкли действовать стереотипно, оглядываясь на созданные кем-то каноны. Здесь нет правильного или неправильного ответа. У каждого получился свой рассказ, и каждый может объяснить логику его построения. Мы учимся принимать и уважать мнения других, ведь они имеют право на существование.

И в завершении нашего тренинга мы предлагаем вам упражнение «Чемодан»

Упражнение «Чемодан» -5 минут

Цель: Создание позитивного настроя на работу в коллективе детского сада.

Упражнение "Чемодан" Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается "собрать" его в "дорогу" – профессиональный путь в детском саду. "Вещи" – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

Рефлексия

Чем был полезен наш тренинг?

Что вам запомнилось?

Что вызвала затруднения?

На этом наш тренинг закончен. Всем спасибо за внимание, до свидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по региональному проекту «Старт в будущее» (2 сезон) с молодым воспитателем – наставляемым на 2019 - 2020 учебный год.

Представляю вашему вниманию план работы по региональному проекту " Старт в будущее" (2 сезон) с наставляемым -молодым воспитателем по технологии ТРИЗ....

Процедура завершения взаимодействия между наставниками и наставляемыми

Завершение взаимоотношений – обязательный этап наставничества, который может оказаться эмоционально сложным и для наставников, и для наставляемых. В программу обучения наставников обязательно до...

Кейс/отзыв наставляемого и наставника

Кейс/отзыв наставляемого и наставника...

Кейс-отзыв наставляемого

Совместная работа наставника и наставляемого....

Индивидуальный план работы наставника с наставляемым - молодым специалистом (инструктором по физической культуре).

Представлен индивидуальный план работы наставника с наставляемым - молодым специалистом по должности - инструктор по физической культуре на весь учебный год. Отражены: цель, задачи плана работы. В таб...

Отзыв педагога (наставляемого) средней дошкольной группы "Ласточки" Магола О.Д.

Отзыв наставляемого педагога посетившего занятие по ФЭМП "Знаки больше, меньше; порядковый счёт"...