Сказка в жизни ребенка
статья по психологии

Рожкова Анна Брониславовна

Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Это важное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств, живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детского мышления и детской речи, как определенной ступени человеческого мышления.

Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному.

Сказка неотделима от красоты и поэтому способствует развитию эстетических чувств.  Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа.

Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка посадили репку; дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка. Но каждое слово этой сказки - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …»

Сказки - прекрасное творение искусства. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, «дурачке» Емеле, чудесах царевны-лягушки привлекает острота смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают.

Самые обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и смекалки.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v_seme_rebenka.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка в жизни вашего ребенка

«Читаем вместе с детьми»

Как найти время для чтения нашим детям:

  • Читаем в любое время дня;
  • Используем каждую свободную минуту;
  • Располагаем книги правильно

Плотно стоящие книги в закрытых шкафах, привлечь внимание детей не могут. Для детей лучше держать книги в разных местах квартиры – на столах, диванных столиках и даже на кухне.

  • Возьмем книгу с собой

Берите книгу с собой, ведь почитать книгу в хорошую погоду на улице, отличный отдых. И занять ребенка в очереди или пробке, отличное занятие – которое понравится и ребенку, и родителю.

Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое, с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

Читаем сказку учим жизни:

По словам психологов, сказки помогают ребенку осознавать свой жизненный опыт и переживания, создавать собственный мир.

Слушая сказки, малыш получает редкую возможность стать сильным, хитрым и ловким, добрым и великодушным, смелым и мужественным. То есть найти свое место в реальном мире.

Даже страшные и грустные сказки и рассказы, нужны. Ведь и страх, и печаль – это нормальные человеческие чувства, которых не нужно избегать. Но важно выбирать проверенные временем произведения.

 «Для чего нужно читать детям на ночь»

Чтение на ночь для ребенка – это необходимость.

Сказка на ночь – демонстрация родительской любви к ребенку.

Читая ребенку на ночь, Вы не только развлекаете его и развиваете, Вы таким образом показываешь свою любовь к малышу. Вам кажется: ну что могут дать 15 минут чтения?

Не сомневайтесь – очень много! Если читать ребенку на ночь ежедневно, малыш точно будет знать, что его любят, о нем заботятся.

И никакой мультик или диск не заменит родной голос и родительское тепло. Чтение на ночь – это очень мощная моральная поддержка для ребенка.

Сказка дает возможность ребенку создать собственный мир, пофантазировать. И правильное развитие ребенка – это развитие, прежде всего, его воображения.

Польза чтения ребенку перед сном

Расширение словарного запаса. Чтение способствует тому, что ребенок узнает новые слова. Причем он знакомится с ними в предложениях, что позволяет лучше их освоить. Во время чтения нужно объяснять малышу все непонятные и незнакомые слова. Такой способ позволяет в ненавязчивой форме расширить словарный запас ребенка. 

Развитие речи у детей. Важно, чтобы родители читали ребенку внятно и правильно произносили слова, в таком случае у малыша будет формироваться правильное произношение. В случае, если мамы и папы будут совершать ошибки, велика вероятность, что и ребенок будет говорить неправильно. 

Общее развитие. Во время чтения малыш учится слушать, анализировать, фантазировать, он изучает новые слова, испытывает различные эмоции. Все это формирует гармоничную личность. Если вы считаете, что раннее развитие важно для вашего малыша, то включите в программу и совместное чтение, в таком случае вы увидите больший эффект. 

Улучшение отношений с родителями. Когда вы читаете своему ребенку, вы проводите с ним свое время, малыш чувствует свою значимость и ощущает вашу любовь. Совместные занятия улучшают взаимоотношения между родителями и их ребенком. 

Духовное развитие ребенка. Обычно родители читают детям сказки, которые учат правильным поступкам, доброте, ответственности. Все это положительно сказывается на духовном развитии малыша. 

Здоровый сон. Нередко детей приходится долго укладывать, причины могут быть разные – боязнь оставаться в темной комнате, возбужденность после активных игр. Во время чтения ребенок успокаивается, он находится рядом с родителем, что дарит ему чувство защищенности. Конечно, в таких условиях малыш быстрее уснет, и вряд ли будет мучиться от кошмаров. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Сказка в жизни ребенка.

Материал поможет родителям в правильном выборе литературной сказки для детей....

Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".

Статья для родителей: "Роль сказки в жизни ребенка".Что такое сказка?Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка –...

РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО.

Департамент образования города МосквыСеверо - Западное окружное управление образованияГосударственное Бюджетное Образовательное Учреждение г. Москвысредняя общеобразовательная школа №1489дошкольное от...

Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."

Роль сказки в жизни ребенка....

Консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка"

               консультация для родителей 2 младшей группы на тему "Читайте детям сказки","Сказка в жизни ребенка" В настоя...