Цикл занятий для старших дошкольников "Круги доверия".
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Федотова Анна Григорьевна

Уже с дошкольного возраста в целях сохранения безопасности жизнедеятельности детей, перед родителями и педагогами стоит задача объяснить ребенку понятие личных границ и кругов доверия в социальном пространстве.

С целью снижения тревожности и развития социально-эмоциональной сферы дошкольников я разработала игровые занятия на основе визуальной схемы в форме вложенных кругов, отражающей степень допустимого доверия между участниками коммуникации и осознанию своего положения в нашем общем огромном доме под названием Земля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_krugi_doveriya.docx692.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл подгрупповых игровых занятий для старших дошкольников с выявленным высоким и средним уровнем тревожности. «Путешествие по кругам доверия».

 Нынешняя ситуация в стране сопровождается повышенным беспокойством среди населения, такое положение дел не может не отразиться на эмоциональном состоянии в том числе и детей. Сегодня у многих дошкольников отмечается повышенная тревожность.

 Тревожность - это излишняя склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства. Если вовремя не обратить внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации к школьным условиям.

В подготовительных группах МАДОУ №49, по наблюдению воспитателей, были выявлены дети, отличающиеся настороженностью, подавленным настроением, плаксивостью, имеющие трудности в общении. С этими детьми я, педагог-психолог Федотова А.Г. провела Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). В результате были получены данные на основании которых сформирована группа, с которой реализовывался авторский цикл игровых занятий «Круги доверия».

Стабилизирующей и поддерживающей является работа в круге, с кругом.

Осведомленность, уверенность в завтрашнем дне делают ребенка более спокойными, исчезает неуверенность и страх перед будущим. 

      Круг — специально организованное, структурированное занятие, на котором дети и взрослые играют вместе в особой доверительной атмосфере. Традиционность в построении круга дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира.

      С целью снижения тревожности и развития социально-эмоциональной сферы дошкольников я разработала игровые занятия на основе визуальной схемы в форме вложенных кругов, отражающей степень допустимого доверия между участниками коммуникации и осознанию своего положения в нашем общем огромном доме под названием Земля.

 Сегодня перед родителями и педагогами стоит актуальная задача, объяснить ребенку понятие личных границ и кругов общения в социальном пространстве.

У каждого человека в течении жизни формируются такие круги; с кем-то мы более близки, с кем-то общаемся только по делу, многие люди вокруг нас просто формируют социальное окружение и не являются активными участниками коммуникации.

IMG_20190525_075101_590

В поисках произведения, с которого хотелось бы начать наш диалог, я открыла для себя небольшое современное произведение под названием «Волшебная пряжа» (автор Мак Барнетт).

    Простая история оказывается наполнена глубокими смыслами.  Нить повествования скручена из разных тем: индивидуальности, способности одного человека менять мир вокруг, доброты, дружбы, щедрости и счастья творчества. При этом текст образован простыми фразами, доступными для ребенка, осваивающего чтение. А вот педагог, может обогатить и оживить этот текст, создав по мотивам произведения «Крафтовую сказку в педагогической песочнице».

Вводное занятие к циклу по произведению «Волшебная пряжа».

 Эта встреча станет зачином к циклу занятий по теме «Круги доверия».

Цель: Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольника, посредством игровых и арт-терапевтических приемов.

Задачи:

  1. Развитие навыков общения.
  2. Формирование безопасного поведения в социуме, снижение тревожности
  3. Развитие эмпатии и сопереживания.
  4. Формирование «сердечных чувств» к своему окружению, своей родине и к миру в целом.
  5. Приобщение к вневременным человеческим ценностям.
  6. Развитие наглядно-образного мышления
  7. Формирование творческого воображения

Оборудование: песочница юнгианская, круглое полотно из плотной ткани для создания камерной атмосферы у песочницы и рассадки детей. Созданные из картона и контрастной бумаги интерактивные иллюстрации (три контрастных слоя бумаги, из которых нижний и верхний склеены по краям с противоположных сторон, а срединный черного цвета с возможностью быстрого извлечения. На нижнем листе прорисован цветной фон – будущая вязанная одежда. На верхнем листе у нарисованных персонажей сделана вырубка по форме «подаренной одежды» (фото иллюстраций в приложении.) Сундучок с пряжей. Цветные камушки и ситечки для игры в песке. Бумага и карандаши для создания «добрых флаеров»

Краткое содержание книги:

В городе, где было всего два цвета: белый (от снега) и черный (от копоти труб) девочка Аннабель нашла сундучок, в котором обнаружила разноцветную пряжу.

Девочка решила добавить ярких красок для поднятия настроения и связала свитер для себя и своей собаки. Тем временем, мальчик Нэйт смеялся над Аннабель, говорил, что она глупо выглядит, но как только девочка связала свитер для него и его собаки насмешки парня прекратились.

 Яркий свитер Аннабель отвлекал внимание учеников в классе, учитель сердился, но, когда она связала всем по свитеру, и ученикам, и учителю, все снова занялись учебой, но уже в более радостном и воодушевленном настроении.

 Все думали, когда же у Аннабель наконец закончится пряжа, но она все не кончалась… И скоро в новые яркие свитера были облачены все жители, животные и окружающие предметы в городе. Только у мистера Крабтри не было свитера, но он вообще не носил свитеров и был особо угрюм. Для него девочка связала шапку, и таким образом поделилась своей теплотой.

 Все в округе узнали про волшебную пряжу Аннабель.  И однажды модный герцог приплыл в их город, он хотел купить волшебный сундучок Аннабель, но девочка не согласилась его продать ни за какие деньги. Тогда герцог нанял грабителей, и они украли сундучок Аннабель, но, когда герцог его открыл в своем замке, сундучок оказался пуст. В ярости герцог выкинул сундук в открытое море. И пожелал девочке больше никогда не увидеть счастья, но оказалось, что счастье Аннабель осталось с ней. Сундучок приплыл по морю обратно к девочке и внутри него по-прежнему была разноцветная пряжа…

Педагог, поочередно меняя иллюстрации в соответствии с сюжетной линией, на песочном поле рассказывает историю. При каждом упоминании о подарке от Аннабель, из иллюстрации изымается средний черный лист, и дети наблюдают «цветное преображение» (повествование 7-10 минут)

C:\Users\4227~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa6596.23329\image-18-01-24-11-43-1.jpeg

Обсуждение:

Сказкотерапевтическая беседа:

В форме беседы обнаруживаем с детьми смыслы представленной истории. Извлекаем нравственные уроки.

  Волшебная пряжа — это добро, которым девочка щедро делилась с каждым…Она знала, что за маской зависти может скрываться что-то совсем другое – потребность быть замеченным и понятым, например. Получив внимание Аннабель все злые и суровые, товарищи сразу добрели, примерив яркий подаренный свитер.

   Важно, что девочка учитывала личность каждого и, например, для мистера Крабтри, который вовсе не носил свитеров связала шапку. В злых руках герцога сундучок оказался пуст, ведь он присвоил его незаконно. Что лишний раз доказывает, не вещи имеют значение, а то, кто и как их использует.

    Становиться понятным, что правда всегда найдет способ проявиться. У доброй и щедрой девочки пряжа никогда не заканчивалась, а в руках завистливого герцога сундук просто на просто оказался пуст. Проклятию герцога, которое просто отскочило от девочки, воспрепятствовала сила ее доброты и света. Эта сила настолько сильна, что сундучок сам приплыл к ней обратно в руки и снова был полон разноцветной бесконечной пряжи…

Обсуждаем с детьми как важно иметь такой «внутренний сундучок доброты» каждому человеку в мире, важно содержать его в порядке, не забывать наполнять его добрыми мыслями и делами. После чего переходим к игровым арт-терапевтическим упражнениям.

1.Игра в песочнице.

В песке рассыпаны декоративные цветные камушки, дети по очереди подходят к песочнице и с помощью ситечка просеивают песок. Когда в ситечке обнаруживается камушек, ребенок говорит о том, что для него значит быть добрым к окружающим. Каким делом он может проявить доброту в реальной повседневной жизни с родными с ребятами из группы в детском саду, с педагогами.

2. «Добрые флаеры».

К занятию активно подключается воспитатель. Дети совместно с педагогами занимаются изобразительным творчеством и создают «добрые флаеры».

Обсуждаем, что можно начать с самого малого.  Подарить «улыбку» - это уже небольшое доброе дело. Оторвав себе листочек, человек улыбнётся и «возьмет хорошее настроение с собой». Для размещения отрывных флаеров, в ДОУ организуем стенд, где каждый участник образовательного процесса может улучшить свое настроение, взяв себе мини-рисунок.

(Форма для создания флаеров)

(Пример)

C:\Users\4227~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa5668.26251\image-17-01-24-02-30.jpeg

Рефлексия: Психолог интересуется впечатлениями детей от занятия, благодарит за активное участие, предлагает в  обычной жизни не упускать возможность сделать что-то доброе, то есть жить с добрыми намерениями. В то же время упоминает о том, что людей вокруг очень много и все они разные. И степень открытия себя для кого-то другого тоже всегда разная. И на следующем занятии мы сможем познакомиться с тем какие есть формы взаимодействия в обществе.

Занятия по схеме из шести кругов.

Для всех занятий нам потребуются материалы для изобразительного творчества: листы белой бумаги, карандаши или фломастеры, ножницы, цветная бумага, клей, пластилин, раздаточный материал – схема «круги доверия» не раскрашенная, планшеты для рисования. На 6 занятии необходимы картинки или фигурки персонажей сказки «Колобок».

Для расположения участников группы га занятии требуется тканевое полотно круглой формы.

В начале каждой встречи мы проводим ритуал сонастройки в группе. Делимся своим настроением и сравниваем на что оно похоже сегодня. Тот, у кого описание оказалось самым жизнерадостным передает его по кругу. Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение.

В завершении каждого занятия дети раскрашивают нужным цветом круг, в соответствии с пройденной темой.  (шаблон в приложении)

Занятие по 1 кругу - Я (фиолетовый).

Знакомство со схемой из 6 кругов, краткое обсуждение (в приложении основные тезисы).

Итак, начнем наше путешествие по кругам доверия с более глубокого знакомства с собой. Для этого обратимся к игре, направленной на самопознание «Кто такой Я».

ИМЯ - обычно первое, что узнаёшь о человеке и первое, что человек узнаёт о себе (будучи ещё совсем маленьким ребёнком).

Что нужно сделать:

🌳 написать ту форму имени, которая больше всего нравиться на листе бумаги, помогает педагог (фломастерами, красками, цветными ручками) и украсить каждую букву как хочется.

🌳украсить пространство вокруг имени: в каком мире живет Ваше Имя? что вокруг него?

🌳на каждую букву сделать себе комплимент. Не повторяться! Смело и разнообразно похвалить себя!

Завершаем упражнение представлением своего имени и саморефлексией - что делает меня грустным, тревожным, а что делает меня жизнерадостным.

Занятие по 2 кругу - Семья (синий).

«Люди любого возраста чувствуют себя наиболее счастливыми и наиболее полно раскрывают свои таланты, когда они уверены в том, что за ними стоят один или более близких лиц, которые в любой момент могут, если потребуется, прийти им на помощь.

Доверенные лица обеспечивает чувство безопасности, выступающее платформой для деятельности того, кто ему доверяет».

  Основополагающая гипотеза теории привязанностей заключается в том, что любой младенец изначально ищет близости с родителем, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Кого мы включаем в понятие семья всегда очень индивидуально и зависит от многих факторов. Актуализируем тему семьи с помощью проективной методики «Птичье гнездо»

Методика «Птичье гнездо», разработанная в 1996 году арт-терапевтом Донной Кайзер, подходит для детей старшего дошкольного возраста (5,5 — 7 лет).

Для проведения потребуются лист бумаги, фломастеры или карандаши. В спокойной атмосфере предложите дошкольнику нарисовать гнездо и птичек, проживающих в нём, место, где гнездо находится.

Когда работа завершена, обсудите рисунок. Ни в коем не просите сравнивать гнездо и птиц с членами семьи, задайте ребёнку вопросы касательно рисунка.

Спросите у малыша, что это за птички, где они живут. Попросите рассказать о птичках подробнее: кем они друг другу приходятся, что делают, как себя чувствуют, о чём мечтают, чего боятся, что будут делать в случае опасности? Спросите, ждут ли птички кого-нибудь? Почему гнездо пустое (если оно пустое), почему оно нарисовано так, а не иначе? Безопасно ли в гнезде? Поинтересуйтесь о местоположении всех персонажей на рисунке и почему они находятся именно на этих местах. В классическом варианте данная методика используется для диагностики типа привязанности ребенка к матери.

В рамках наших занятий по формированию доверительных кругов общения, вторым этапом работы с рисунком станет формирование образа безопасной любящей семьи. Ребенку предлагаем внести изменения в рисунок так, чтобы нарисованное гнездо стало «лучшим гнездом для птенчика».

 Вторая часть задания — это "вход" в желаемое, "вход" в "Прекрасное Далеко", которое бы ребенок не прочь иметь уже сейчас. С этой информацией можно ознакомить родителей для оценки и коррекции неэффективных моделей родительского поведения.

Это может быть гиперопека, завышенные требования взрослых, не соответствующие реальным возможностям ребенка и др.

Занятие по 3 кругу -  Друзья (зеленый).

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо -

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг.

Всегда ему надёжный друг

В беде протянет руку.

                                   (Сергей Михалков)

Сегодня мы поговорим о людях из зеленого круга – друзьях. О дружбе нам каждому известно из своего опыта и из книг.

Давайте сейчас разомнёмся и вспомним книжных друзей.

- крокодил Гена и ….

- Мальчик по имени Малыш и его друг …

- смешной мишка Винни Пух и его друг…

- Смелая девочка Герда и ее друг …

Другом принято считать человека близкого по духу, с которым вы часто общаетесь и можете ему доверять, рассказываете секреты, много играете вместе, смеетесь и обнимаетесь. Приятель же хорошо знакомый человек, просто приятный в общении, с ним мы делимся повседневными событиями и интересами, но не открываем ему свои сокровенные мысли и секреты.

Чтобы дружба была крепкой, дружить нужно уметь. Поэтому мы сегодня с вами создадим книгу с рецептами дружбы.

Некоторые рецепты для нашей книги можно позаимствовать в народных пословицах. Вот, например,:

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей

- Нет друга, ищи, а нашел, береги.

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

- Старый друг лучше новых двух.

- Дружба, что стекло, разобьешь не сложишь.

В беседе о пословицах приходим к выводу о том, что в дружеских отношениях не нужно быть импульсивным, нужно ценить и бережно относиться друг к другу, друга можно попросить о помощи и можно предложить помощь. Важно уметь разделить радость и горесть с другом, уметь поддержать, позаботиться.

Каждый ребенок после беседы рисует на отдельном листе картину на тему «дружба», далее сшиваем все листья в общую книгу, которая будет храниться в группе и служить подсказкой для разрешения конфликтных ситуаций.

В завершении занятия предлагаем игры на сплочение, формирующие контакт и доверие между детьми.

Волшебные лианы

Дети формируют круг, держась за руки (это заросли лиан, которые охраняют мир дружбы от непрошенных гостей), каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Лианы понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг - «Мир дружбы», а могут и не пропустить, если их плохо невежливо попросят.

Занятие по 4 кругу -  Знакомые (желтый).

Желтый - круг знакомых, с кем знакомы поверхностно и не слишком близки.

Это могут быть дети из секций, дети во дворе, спортивной команде, это могут быть    друзья родителей. Мы соблюдаем дистанцию в отношениях и часто просто киваем им головой при встрече, иногда улыбаемся.

 С этими людьми можно:

- здороваться.

- при встрече, пообщаться на тему, которая вас объединяет.

- если общаться не хочется, вежливо сказать, что сейчас не готов общаться.

В отличии от друзей:

- знакомые не являются важной частью твоей жизни.

- появляются они чаще случайно, а не потому что из-за симпатии ты захотел строить отношения с этим человеком.

- Знакомым не дарят крепкие объятья, не доверяют секреты

- у тебя нет ощущения, что общение с этим человеком тебе очень необходимо.

Но случается, что знакомство перерастает в дружбу и первым шагом к этому может стать совместная игра.

Во время игры можно получше узнать знакомых и присмотреться, есть ли в них такие качества, которые тебе интересны. Игра с метафорическими ассоциативными картами «Мой ребенок». Собираем знакомых, которые тебе симпатичны.

А далее предлагается придумать авторские игры, в которые мы могли бы поиграть со своими знакомыми.

Дети создают игры по типу «Бродилок», «Лабиринтов», «Найди отличия» придумывают правила и пробуют играть с одногруппниками в ДОУ.

Занятие по 5 кругу – Помощники (оранжевый).

Это люди, которые могут помочь, если тебе нужно. Это педагоги, полицейские, врачи, и другие помогающие профессии. Иногда их можно отличить по специальной форме. Ты можешь обратиться к ним за помощью, если оказался один и понял, что попал в опасную ситуацию.

Профессия – это то, в каком направлении трудиться человек. Есть такая пословица «Все профессии нужны – все профессии важны». В нашей стране на сегодняшний день насчитывается более тысячи профессий. Мы сейчас познакомимся с наиболее известными из них с помощью игры.

Игра «Найди профессию по предмету, связанному с деятельностью» - работа с карточками «Мемо для малышей ассоциации профессии». Обсуждение с детьми профессий и викторина ассоциаций:

  • Самая спасательная (пожарный, полицейский, военный, врач)
  • Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель)
  • Самая зеленая (садовод, лесник)
  • Самая вкусная (повар, кондитер)
  • Самая смешная (клоун)
  • Самая общительная (журналист, экскурсовод тренер, учитель)
  • Самая творческая (художник, актер, композитор)

Теперь давайте закроем глаза и представим, что мы на машине времени перенеслись в будущее. Каждый из вас уже взрослый и нашел дело по душе. Подумайте и представьте, что это за дело. Но о нем сейчас ничего не говорите. А после считалочки каждый покажет свою профессию будущего, а группа постарается угадать.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.

А ты  кто будешь такой?
Покажи поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

Играем в пантомиму.

Теперь, когда мы всех разгадали, можно придумать для себя отличительный профессиональный знак (работа с воздушным пластилином – создание знаков, символизирующих те или иные профессии).

Занятие по 6 кругу - Незнакомцы (красный).

Последний круг – «круг чужих». Это те люди, которых мы не знаем и не общаемся с ними, даже если они говорят, что знают нас. Среди людей этого круга могут быть опасные люди, злодеи.

И сегодня нам нужно разобраться как нужно действовать, чтобы не встретиться с этим злым лицом к лицу, а если встреча состоялась, как уйти от опасности.

    Давайте обсудим основные ловушки злодеев:

  • Преступник заинтересован в том, чтобы выглядеть максимально располагающе и безопасно, делает комплименты заинтересовывает: так у него больше шансов, что ребенок доверится и пойдет за ним без лишнего шума. (лиса из сказки «Колобок» волк из сказки «Волк и семеро козлят»)
  • Если незнакомый человек что-то спрашивает, просит помощи, куда-то зовет, предлагает подвезти, это должно насторожить. Любой адекватный взрослый обратится за помощью не к ребенку, а к другому взрослому. («Снежная королева»)
  • Часто преступник может поджидать ребенка в безлюдном плохо обозримом месте. Или проникать в дом, если он не соответствует правилу «Мой дом – моя крепость» («Три поросенка» только у одного из них дом был крепостью)
  • Если незнакомец все-таки хватает ребенка то, вступать в схватку не надо, взрослый все равно сильнее ребенка. А вот быстрые ноги или громкий голос, крик о помощи - лучшее оружие в борьбе со злодеем. («Муха-цокотуха») Эффективнее всего убегать в людное место и кричать «Пожар!»: на крик «Помогите!» люди выходят редко.

Теперь с учетом этих знаний, можно разыграть небольшую постановку про всем известного колобка.  Но после того как он прошел обучение по безопасности и хорошо запомнил все правила поведения с незнакомцами.

Для этого задания потребуются картинки или фигурки персонажей сказки «Колобок».

Итак, сам главный герой будет передаваться по кругу участникам тренинга. И каждый ребенок встретиться с угрозой, которая будет исходить от других героев сказки – зайца, волка, медведя и лисы. ( Их озвучивает педагог). Задача ребенка уклониться и избежать опасного предложения.

Сценарий

В. Жил-был старик со старухой. Просит старик:

- Испеки, старуха, колобок.

- Из чего печь то? Муки нету.

-Эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети, авось муки и наберется.

Старуха все так и сделала. Замесила муку на сметане, изжарила в масле колобка и положила на окошечко. Колобок полежал-полежал, и захотел погулять немного. Окликнул старуху и сказал ей.

К.  – 1 ребенок предполагается, что попросит разрешения отправиться на прогулку и расскажет о правилах, которые будет соблюдать, когда останется без присмотра.

В. Старуха с легким сердцем отпустила Колобка, так как он хорошо знал, как себя вести на прогулке. И покатился по дорожке наш герой в сторону большого природного парка. Катится Колобок, а навстречу ему Заяц.

З. Здравствуй, Колобок!

К. - 2 ребенок Здравствуй, Заяц!

З. Колобок, привет! Давай я тебя угощу, дам конфетку «Чупа-чупс». Хочешь? Пойдем со мной. Она лежит вон под тем кустом такая вкусная, такая сладкая (облизывается).

К. - 2 ребенок предполагается ответ: «Нет, Заяц, мне не разрешают останавливаться и разговаривать с незнакомыми, а тем более брать у них что-то.»

З. Вот какой ты упрямый, тогда возьми шоколадку. На, откуси!

К. - 2 ребенок Нет, Заяц, спасибо! Я тебя совсем не знаю…

В. И покатился Колобок дальше, катится Колобок, а навстречу ему Волк                                                                         (выезжает Волк на машине).

В. Колобок, ты куда катишься?

К. - 3 ребенок. Качусь куда глаза глядят

В. Ты, наверное, устал? Давай я тебя подвезу! Смотри, какая у меня машина! Блестит вся, я тебя быстро довезу, с ветерком! Да и помочь мне надо, я хочу сделать для маленьких ежат домик. Ну что, ты со мной?

К. - 3 ребенок предполагается ответ: «Нет, Волк, никуда я с тобой не поеду. Я тебя совсем не знаю. А помощь попроси у взрослых»

В. Сказал так Колобок и скорее покатился туда, где много парковых гостей собралось. Катится Колобок, а навстречу ему Медведь из кустов, схватил нашего Колобка и бросился бежать с ним в заросли деревьев.

К. - 4 ребенок предположительно закричит: «Пожар! Пожар! Помогите! Спасите!».

В. Медведь испугался шума, бросил Колобка и убежал.

А Колобок очень сильно испугался и решил отдохнуть на пенечке. А тут по дорожке шла…кто бы вы думали? Конечно, Лиса!

 (идет и поет песенку) Я, Лисичка, хороша,

                                        Зеркальце себе нашла.

                                        Все в него смотрю, смотрю,

                                        И пою, пою, пою.

Ой, здравствуй, Колобок! Какой ты румяный, какой ты красивый, а умный!

Колобок, пожалуйста, спой мне песенку.

В. Колобок обрадовался, что его похвалили, и запел песенку.

К. – 5 ребенок  Я, Колобок, Колобок,

      По амбарам метен,

      По сусекам скребен.

      Я от Зайца ушел,

      Я от Волка ушел,

      Я от Медведя ушел,

      И от тебя, Лиса, уйду!

В. Какая хорошая песня! Мне очень понравилось! Колобок, знаешь я же тоже певица, могу тебя взять с собой на сцену петь.

К. – 5 ребенок предположительно отвечает: «Нет, Лиса, я тебя не знаю, да и домой мне уже пора я обещал вернуться вовремя.»

В. Отправился наш колобок домой по самой истоптанной дорожке, где всегда много гостей парка ходит и решил, что как придет домой сразу листовки про безопасность делать начнет. Про все уловки злодеев вспомнит, укажет как их избежать и по всему парку эти листовки расклеит.

После постановки всем детям предлагается присоединиться к Колобку и создать свою листовку про безопасность.

   Завершающая встреча.

   По завершению цикла занятий «Круги доверия», я предлагаю снова вспомнить историю девочки Анабель, жившей в городе, где многое было черным от копоти сажи.

   В нашей жизни могут случаться события, от которых все вокруг становиться черным.

   И хорошо, когда рядом оказывается такой помощник как добрая девочка Анабель, возвращающая людям «краски жизни» одаривая их изделиями из своей «Волшебной пряжи».

  Таким человеком может стать каждый. И сегодня мы познакомимся со способом возвращаться к цветной и яркой жизни обратившись к изобразительной технике граттаж.

  Граттаж (фр. grattage, от gratter — «скрести», «царапать») — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

  Работа в граттаже, как и любая психотерапевтическая деятельность, способствует снижению тревожности и улучшению общего самочувствия, позволяет попробовать новое и формирует дополнительные нейронные связи.

 Нам понадобятся:
1) Лист бумаги
2) Маслянная пастель
3) Салфетка или ватный диск
4) Гуашь + жидкое мыло
5) Кисточка плоская большая(лучше мягкая)

6) фен

7) маникюрная палочка из дерева, зубочистка

8) присыпка детская

9) МАК карты «Дружок»  автор Ирина Федорова.

  Яркое и радостное время «праздник в моей жизни»

  Находим карточку среди разложенных в открытую МАК-карт, на которой отражено то, что для вас ценно, радостно, важно.


  Отражаем то, что вы испытываете в этом состоянии, раскрашиваем лист бумаги разными мелками.

  Ветер неприятных перемен. (Можно обсудить ветер перемен, обратившись к произведению Мэри Поппинс)

  Затем, когда весь лист закрашен, наносим на поверхность присыпку, это метафорчески сообщает нам о том, что подул ветер неприятных перемен. Натирая лист с присыпкой салфеточкой или ватным диском, мы выравниваем восковой слой и гуашевое покрытие ляжет лучше. Мы как-бы пытаемся сгладить ситуацию неприятную для нас. Но бывает так, что не всегда нам это под силу.

  Цвет моей печали, темные времена.

  Вновь внимание к МАК-картам. Выбор карты с очень печальной для вас ситуацией. Каждый ребенок делает свой выбор.

  После того, как лист покрыли присыпкой, нанесите на него слой гуаши\туши того цвета, который вызывает у вас чувство подавленности и безысходности (если используете не чёрный, а какой-то другой цвет, то лучше отказаться от аналогичного воскового мелка в нижнем слое). Чтобы краска не растекалась по листу и не собиралась в капельки, используйте смешивание краски с небольшим количеством жидкого мыла.

  Жизнь продолжается и дуют разные ветра, один из них теплый и согревающий.

Лист сушим при помощи фена. Это действие будет олицетворять помощь, которая обязательно приходит. Обсуждаем от куда ребенок может ждать помощи, куда может обратиться (друзья, откровенный разговор с родными, правда, занятия творчеством, забота о ком-то, психолог в образовательных учреждениях и т.д.)

Боль утихает – поверхность высыхает. Все потихоньку оживает.

Берем зубочистки - эти палочки наш внутренний стержень, он есть у каждого, так устроен человек. Стержень крепчает, когда преодолевает непростые события. Им мы процарапываем по верхнему слою узоры, «отрывая» фон красок жизни вновь и вновь.

В итоге образуется рисунок, где на фоне темного цвета, проглядывает множество цветных образов.

Приложение

 1. Фиолетовый = я, мое личное пространство.

Итак, фиолетовый первый и самый главный круг - это мы сами. Наше тело принадлежит только нам, и только мы сами можем решать, кто может к нам находиться близко. Если кто-либо из окружения причиняет нам дискомфорт (неважно, дедушка усадил на колени или мамина подруга требует «поцеловать тетю в щечку») мы не должны стесняться сказать об этом и сказать «нет».

2. Синий = семья.

Это круг нашей семьи и тех, кого мы любим. Уважение, доверие и любовь - вот по этим признакам мы определяем, кто относится к этому кругу, кто наиболее близок нам. Но нужно помнить, что даже с теми, кого мы любим, мы не должны пренебрегать своим личным пространством, но также и сами должны уважать пространство наших близких.

3. Зеленый круг = друзья.

Дружба очень важна и включает в себя многие вещи. Например, совместные игры, разговоры, веселье и иногда дружеские объятья. Дружба всегда основывается на доверии, уважении. И такие проявления как объятия должны быть основаны на обоюдном согласии. Важно понимать, что не все дети могут вести себя как твои друзья. Следует проговорить с детьми, по каким критериям мы определяем друзей и, в свою очередь, как мы сами должны себя с ними вести.

4. Желтый круг = знакомые.

Круг знакомых, то есть те, кому мы машем рукой при встрече, с кем знакомы поверхностно и не слишком близки. Это могут быть дети из секций, дети во дворе, спортивной команде, это могут быть друзья родителей. Мы соблюдаем дистанцию в отношениях.

 5. Оранжевый круг = люди, от которых мы ждем профессиональной помощи.

Эти люди могут помочь нам, когда нам это необходимо, но они не наши друзья. Это учителя, воспитатели, полицейские, пожарные, медсестры и доктора. Необходимо подчеркнуть, что у этих людей есть опознавательные знаки, униформа, удостоверение и что они помогают в случае опасности.

6. Красный круг = незнакомцы.

Мы не знаем этих людей. Даже если они говорят, что знают нас, это неважно. Не все чужие люди плохие, но поскольку мы не знакомы, то не знаем плохой человек перед нами или хороший. Мы не доверяем незнакомцам. Мы не разговариваем с ними, не рассказываем ничего о себе или близких. Не отвечаем на вопросы. Никогда, никогда не идем с ними никуда и не садимся в машину. Мы не берем конфеты, не идем «искать собачку» и не помогаем найти улицу, потому что взрослые никогда не должны просить помощи у тех, кто младше и слабее их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 1 "Страна волшебная - здоровье"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЗанятие 1 "Страна волшебная - здоровье"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 2 "С утра до вечера"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"...

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 Будем стройные и красивые

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 4 " Будем стройные и красивые"...

Цикл занятий для старшей группы " Сказки о чудесном угольке"

    Данная методическая разработка поможет педагогам дошкольного образования в проведении занятий по экологии,  окружающему миру, углубляя знания  детей о пр...

Цикл музыкальных занятий в старшей группе с учетом ФГОС-старшая группаТе

Конспекты тематических музыкальных занятий с  учетом ФГОС на первый квартал старшая группа...

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...