«Технология эффективной социализации старших дошкольников – «Ситуация месяца»
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Трифонов Сергей Александрович

Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников является социализация. 

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по самообразованию

«Технология эффективной социализации старших дошкольников – «Ситуация месяца»

Педагог-психолог: Трифонов С.А.

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 8 лет

Квалификационная категория: I

На период: 2022-2023 учебный год

Актуальность: Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников является социализация. 

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе.

Цель:  Повышение собственной профессиональной компетентности по изучению технологии эффективной социализации старших дошкольников.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
  • Подготовить и провести психолого-педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
  • Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с педагогами и родителями.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология эффективной социализации старших дошкольников – «Ситуация месяца»

Месяц

Цель

Содержание

работы

Форма представления результатов самообразования

Сентябрь

Знакомство и изучение практических методов социализации дошкольников (методические пособия, наработки, обмен опытом).

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
  3. Прослушивание семинара «Социализация дошкольников»
  4. Мониторинг старших дошкольников: «Два дома».
  • Создание и оформление памяток и консультаций для педагогов и родителей
  • Разработка организованной образовательной деятельности с детьми

Октябрь

«Мой дом -детский сад»

Знакомить детей с деятельностью тех, кто работает в дошкольной организации.

Знакомить с территорией детского сада, развивать умение в нём ориентироваться.

Развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе.

  1. Беседа «Кто работает в детском саду?»
  2. Экскурсия по детскому садику «Все профессии важны, все профессии нужны»
  3. Социальный опрос детей: «Что бы вы хотели, чтобы было в этом году в группе?»
  • Составление памятки для родителей: «10 причин посещения детского сада»;
  • Консультация педагогов по теме: «Психологический комфорт ребенка в детском саду»

Ноябрь

«Я житель земного шара»

Формировать представления о том, что на Земле существуют горы, реки, города, пустыни, тропики и т. д., развивать желание узнать о Земле как можно больше.

Формировать представления о том, что много народов населяют Землю и у них различные традиции, образ жизни; развивать толерантность.

  1.  Беседа «Какие люди живут на свете?»
  2. Рисование на тему: «Земля – наш общий дом!»
  3. Составление альбома «Семейные путешествия»
  • Совместный социологический опрос: «Что значит жить в обществе?»
  • Стендовая информация: «А что такое толерантность?»

Декабрь

«Новый год»

Формировать представления о том, почему много людей на Земле отмечают Новый год.

Проведение социальной акции в помощь нуждающимся. 

  1. Беседа «Что такое Новый год?»
  2. Социальная акция: «Добрый подарок»
  3. Подготовка дошкольников к проведению утренников «Новый год у ворот»
  • Участие родителей и педагогов  в совместной социальной акции «Добрый подарок»

Январь

«Рождество»

Формировать представления о том, почему много людей на Земле отмечают Рождество. Знакомить с народными традициями проведения Рождества и самим в них участвовать.

  1. Беседа «Что такое Рождество?»
  2. Утренник с дошкольниками «Прощание с Ёлкой»
  • Папка передвижка для родителей

«Святой праздник Рождества Христова»

Февраль

«Мальчики и девочки»

Формировать знание и принятие своей гендерной принадлежности. Воспитывать этикет общения между девочками и мальчиками и выполнять его в повседневной жизни.

  1. Беседа «В мире мальчиков и девочек»
  2. Спортивное развлечение «Дружные ребята»
  3. Праздник «23 февраля»
  • Папка передвижка для родителей «Гендерное воспитание в семье»
  • Буклет для родителей «Такие разные…..»

Март

«Моя семья, мои корни»

Формировать представления о своём роде, своей семье, семейных ценностях, традициях и семейных ролях

  1. Беседа «Моя семья – моя радость»
  2. Развлечение «Моя СЕМЬЯ»
  3. Праздник «8 МАРТА»
  • Буклет для родителей: «Семьёй дорожить – счастливым быть»
  • Папка передвижка «Правила общения в семье»

Апрель

«Мы живём в России»

Формировать гражданскую принадлежность; знание о том, что мы живём в России; о нашем гимне, гербе, нашей территории, народах, населяющих Россию

  1. Беседа «Моя Родина - Россия»
  2. Аппликация «Флаг РФ»
  3. Открытое мероприятие «Мы живём в России!»
  • Помощь воспитателя в проведение мероприятий на данную тему

Май

«Вот мы какие!»

Обобщить собственный опыт психологической деятельности по программе по самообразовании.

  1. Мониторинг старших дошкольников: «Два дома».
  2. Написание отчета по проделанной работе на завершающий педагогический совет.
  3. Составление плана на дальнейшую работу по сохранению и укреплению эмоционального состояния в коллективе.
  • Составление аналитической справки по проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии эффективной социализации детей. Ситуация месяца.

Самостоятельность и инициативность - это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка....

Технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н.П.: ситуация месяца "Народная культура и традиции" в средней группе №21

Данный материал рассказывает о работе с детьми и родителями по ситуации месяца на тему "Народная культура и традиции" (технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н.П.)....

Презентация Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ.

Социализация детей  - это процесс направленный на вхождение ребёнка в социокультурную  среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти «се...

Технологии позитивной социализации старших дошкольников в условиях ДОУ.

Перзентация  "Технология  позитивной социализации старших дошкольников  в условиях ДОУ"...

Эффективная технология социализации дошкольников «Ситуация месяца» (средняя группа)

Основная цель технологии — развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций....

Современные технологии эффективной социализации детей (Ситуация месяца, Клубный час, Проблемная ситуация, Социальная акция)

В результате использования технологий В.П.Гришаевой дошкольники приобретают интегративные качества, такие как:Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).Любо...

Современные технологии эффективной социализации детей (Ситуация месяца, Клубный час, Проблемная ситуация, Социальная акция)

В результате использования технологий В.П.Гришаевой дошкольники приобретают интегративные качества, такие как:Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям)...