ЭССЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА»
методическая разработка по психологии

Бурдина Ксения Игоревна

Мне нравится моя работа, у меня хороший коллектив и я довольна своим начальством. Денег вроде бы хватает, а даже если их нет, я получаю зарплату без задержек. Удобный график, теплая и комфортная работа. Кажется, что все идет хорошо, но не все так просто. Уверена, вам всем знакомы ситуации, когда все идет хорошо, но вы устали, впали в депрессию и не хотите идти на работу. Не зависимо от того, как вы работаете, вы можете стать вялыми апатичным. Многие педагоги испытывают почти стресс уже через несколько лет работы. Постоянная усталость, головные боли, бессонница и общее плохое самочувствие-все эти симптомы могут быть вызваны неврологическими расстройствами, проблемами с сердечно-сосудистой системой и ослабленным иммунитетом. Почему работа не приносит радости и удовлетворения. Оказывается, на это есть простой ответ.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)-явление, знакомое представителям помогающих профессий. Кто-то слышал о нем, кто-то, возможно, сталкивался с ним сам. Однако он всегда кажется опасным и не преодолимым.

Я начала работать в сфере образования много лет назад. Я активно участвовала в подготовке и проведении тренингов, составлял планы, конспекты и презентации, организовывала игры, соревнования и танцы. Я добилась успеха, но всегда хотела выйти за рамки, чтобы повысить качество и профессионализм. Я стремилась делать все и сразу, нежалея ни сил, ни времени, ни себя. Стремительное развитие моей карьеры привело к тому, что я была измотана, испытывала тревогу и даже физическую боль.

Как и многие люди, я нашла множество теорий на эту тему, как в Интернете, так и в научных исследованиях. Однако важно не только знать о них, но и уметь бороться с этой проблемой самостоятельно.

Эмоциональное выгорание -это форма профессиональной трансформации, которая чаще всего возникает у специалистов, которым по работе приходится много общаться с другими людьми.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

 

  • высокую ответственность за своих подопечных;
  • высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
  • самоотверженную помощь;
  • дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
  • наличие ролевых конфликтов;

         работу с «трудными» детьми

 

Некоторые признаки, которые могут указывать на наличие эмоционального выгорания:

 

  • Усталость и физическое истощение. Выгоревший человек может испытывать сложности с утренним пробуждением, весь день чувствовать себя усталым, а также страдать от бессонницы.
  • Снижение мотивации. Выгорание сопровождается уменьшением энтузиазма по отношению к работе, увлечениям и другим активностям, которые раньше доставляли удовольствие.
  • Чувство собственной неполноценности. Эмоциональное выгорание иногда выражается в реальной или мнимой неспособности выполнить свои обязанности, достичь поставленных целей. Такое состояние сопровождается ощущением беспомощности или бесполезности.
  • Раздражительность и нервозность. Выгоревший человек не может терпеть раздражающие его факторы, даже если речь идёт об отношении к мелким триггерам. Это может выражаться не только во внутренней нервозности, но и в эмоциональных срывах на других людей.
  • Снижение самооценки. Человек с выгоранием может начать сомневаться в своих способностях, чувствовать себя некомпетентным или неспособным выполнять свою работу.
  • Избегание общения с другими людьми. Выгоревшие люди редко когда могут найти удовольствие в социальной активности, им присуще желание остаться наедине с собой.

 

Я поняла, что страдаю от выгорания, потому что эти симптомы проявились одновременно. Я стала раздражительной, избегала общения с людьми, в том числе с мужем, испытывала проблемы с самооценкой и мотивацией и постоянно чувствовала себя уставшей. В результате я нашел в Интернете несколько методов и применила их в своей жизни.

 

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

 

1.ставить перед собой главные цели в жизни и концентрироваться на их достижении.

2.Откажитесь от негативных мыслей и поддерживайте позитивное мышление и оптимизм. Это способствует здоровью и благополучию.

3. Откажитесь от стремления к совершенству. Не все должно быть сделано идеально. Некоторые вещи недостижимы, а если и достижимы, то, возможно, они того не стоят.

4.Просыпайтесь каждое утро с позитивным настроем, улыбайтесь и говорите себе, что все получится. Напоминайте себе, как вы прекрасны и удивительны, и настраивайте себя на отличное самочувствие.

5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Определите приоритеты и придерживайтесь их.

6.Выделите время для отдыха и сна. Сон должен быть спокойным и длиться не менее 7-8 часов. Перед сном примите ванну с ароматическими маслами.

7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события

прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

9.управляйте эмоциями. Закройте глаза, представьте себя на пляже, поднимите и разведите руки, почувствуйте силу энергии, затем положите руки на живот.

10. Не избегайте общения. Обсудите свои проблемы с близким человеком.

11.Проводите время с семьей, близкими друзьями и коллегами.

12. Найдите в своей жизни место для юмора и смеха. Если вам плохо, посмотрите комедийный фильм, сходите в цирк или почитайте анекдот.

13. Не забывайте хвалить себя.

14. Найдите время, чтобы улыбнуться (1-1,5 минуты), даже если вы чувствуете себя не очень хорошо.

15. Найдите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сходите на косметические процедуры или займитесь каким-нибудь другим приятным делом. Устройте себе не большой отпуск. Чем лучше вы выглядите, тем лучше себя чувствуете.

16.С энтузиазмом относитесь к своей жизни.

17. Примите меры, чтобы устранить источники напряжения.

18.О проблемах не нужно беспокоиться, их нужно решать.

19. Говорите "нет" вежливо, но убедительно.

20. Сделайте перерыв, если во время общения вы испытываете негативные эмоции. Помолчите несколько минут, сосчитайте до десяти, выйдите из комнаты, займитесь другими делами: просмотрите бумаги на столе, поговорите с коллегой на нейтральную тему, подойдите к окну и посмотрите в него, подумайте о движении, небе и деревьях на улице, порадуйтесь погоде и солнцу.

21.Устройте день "информационного отдыха" от телевизора или компьютера. Почитайте что-нибудь.

22.Посетите выставку, театр или концерт.

23.Если у вас проблемы со сном, читайте на ночь поэзию, а не прозу. Ученые обнаружили, что поэзия и проза обладают разной энергетикой, а поэзия ближе к ритму человеческого тела и оказывает успокаивающее действие.

24. Для снятия нервного напряжения хорошо подходят физические упражнения, физическая работа и расслабляющий массаж. Йога, дыхательные упражнения и релаксация для обретения внутреннего равновесия также могут быть полезны.

25. Музыка может быть полезна в качестве психотерапии.

26. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

27. Отдых на природе положительно влияет на нервную систему и делает людей спокойнее и дружелюбнее.

28. Общение с животными так же положительно влияет на настроение и нервную систему.

29. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

В заключение я хотела бы привести слова великого Зигмунда Фрейда: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provessionalnoe_vygoranie_pedagoga_esse.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА»

Автор: Бурдина Ксения Игоревна

                                                                          МАДОУ № 140

Мне нравится моя работа, у меня хороший коллектив и я довольна своим начальством. Денег вроде бы хватает, а даже если их нет, я получаю зарплату без задержек. Удобный график, теплая и комфортная работа. Кажется, что все идет хорошо, но не все так просто. Уверена, вам всем знакомы ситуации, когда все идет хорошо, но вы устали, впали в депрессию и не хотите идти на работу. Не зависимо от того, как вы работаете, вы можете стать вялыми апатичным. Многие педагоги испытывают почти стресс уже через несколько лет работы. Постоянная усталость, головные боли, бессонница и общее плохое самочувствие-все эти симптомы могут быть вызваны неврологическими расстройствами, проблемами с сердечно-сосудистой системой и ослабленным иммунитетом. Почему работа не приносит радости и удовлетворения. Оказывается, на это есть простой ответ.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)-явление, знакомое представителям помогающих профессий. Кто-то слышал о нем, кто-то, возможно, сталкивался с ним сам. Однако он всегда кажется опасным и не преодолимым.

Я начала работать в сфере образования много лет назад. Я активно участвовала в подготовке и проведении тренингов, составлял планы, конспекты и презентации, организовывала игры, соревнования и танцы. Я добилась успеха, но всегда хотела выйти за рамки, чтобы повысить качество и профессионализм. Я стремилась делать все и сразу, нежалея ни сил, ни времени, ни себя. Стремительное развитие моей карьеры привело к тому, что я была измотана, испытывала тревогу и даже физическую боль.

Как и многие люди, я нашла множество теорий на эту тему, как в Интернете, так и в научных исследованиях. Однако важно не только знать о них, но и уметь бороться с этой проблемой самостоятельно.

Эмоциональное выгорание -это форма профессиональной трансформации, которая чаще всего возникает у специалистов, которым по работе приходится много общаться с другими людьми.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

  • высокую ответственность за своих подопечных;
  • высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
  • самоотверженную помощь;
  • дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
  • наличие ролевых конфликтов;

         работу с «трудными» детьми

Некоторые признаки, которые могут указывать на наличие эмоционального выгорания:

  • Усталость и физическое истощение. Выгоревший человек может испытывать сложности с утренним пробуждением, весь день чувствовать себя усталым, а также страдать от бессонницы.
  • Снижение мотивации. Выгорание сопровождается уменьшением энтузиазма по отношению к работе, увлечениям и другим активностям, которые раньше доставляли удовольствие.
  • Чувство собственной неполноценности. Эмоциональное выгорание иногда выражается в реальной или мнимой неспособности выполнить свои обязанности, достичь поставленных целей. Такое состояние сопровождается ощущением беспомощности или бесполезности.
  • Раздражительность и нервозность. Выгоревший человек не может терпеть раздражающие его факторы, даже если речь идёт об отношении к мелким триггерам. Это может выражаться не только во внутренней нервозности, но и в эмоциональных срывах на других людей.
  • Снижение самооценки. Человек с выгоранием может начать сомневаться в своих способностях, чувствовать себя некомпетентным или неспособным выполнять свою работу.
  • Избегание общения с другими людьми. Выгоревшие люди редко когда могут найти удовольствие в социальной активности, им присуще желание остаться наедине с собой.

Я поняла, что страдаю от выгорания, потому что эти симптомы проявились одновременно. Я стала раздражительной, избегала общения с людьми, в том числе с мужем, испытывала проблемы с самооценкой и мотивацией и постоянно чувствовала себя уставшей. В результате я нашел в Интернете несколько методов и применила их в своей жизни.

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

1.ставить перед собой главные цели в жизни и концентрироваться на их достижении.

2.Откажитесь от негативных мыслей и поддерживайте позитивное мышление и оптимизм. Это способствует здоровью и благополучию.

3. Откажитесь от стремления к совершенству. Не все должно быть сделано идеально. Некоторые вещи недостижимы, а если и достижимы, то, возможно, они того не стоят.

4.Просыпайтесь каждое утро с позитивным настроем, улыбайтесь и говорите себе, что все получится. Напоминайте себе, как вы прекрасны и удивительны, и настраивайте себя на отличное самочувствие.

5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Определите приоритеты и придерживайтесь их.

6.Выделите время для отдыха и сна. Сон должен быть спокойным и длиться не менее 7-8 часов. Перед сном примите ванну с ароматическими маслами.

7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события

прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

9.управляйте эмоциями. Закройте глаза, представьте себя на пляже, поднимите и разведите руки, почувствуйте силу энергии, затем положите руки на живот.

10. Не избегайте общения. Обсудите свои проблемы с близким человеком.

11.Проводите время с семьей, близкими друзьями и коллегами.

12. Найдите в своей жизни место для юмора и смеха. Если вам плохо, посмотрите комедийный фильм, сходите в цирк или почитайте анекдот.

13. Не забывайте хвалить себя.

14. Найдите время, чтобы улыбнуться (1-1,5 минуты), даже если вы чувствуете себя не очень хорошо.

15. Найдите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сходите на косметические процедуры или займитесь каким-нибудь другим приятным делом. Устройте себе не большой отпуск. Чем лучше вы выглядите, тем лучше себя чувствуете.

16.С энтузиазмом относитесь к своей жизни.

17. Примите меры, чтобы устранить источники напряжения.

18.О проблемах не нужно беспокоиться, их нужно решать.

19. Говорите "нет" вежливо, но убедительно.

20. Сделайте перерыв, если во время общения вы испытываете негативные эмоции. Помолчите несколько минут, сосчитайте до десяти, выйдите из комнаты, займитесь другими делами: просмотрите бумаги на столе, поговорите с коллегой на нейтральную тему, подойдите к окну и посмотрите в него, подумайте о движении, небе и деревьях на улице, порадуйтесь погоде и солнцу.

21.Устройте день "информационного отдыха" от телевизора или компьютера. Почитайте что-нибудь.

22.Посетите выставку, театр или концерт.

23.Если у вас проблемы со сном, читайте на ночь поэзию, а не прозу. Ученые обнаружили, что поэзия и проза обладают разной энергетикой, а поэзия ближе к ритму человеческого тела и оказывает успокаивающее действие.

24. Для снятия нервного напряжения хорошо подходят физические упражнения, физическая работа и расслабляющий массаж. Йога, дыхательные упражнения и релаксация для обретения внутреннего равновесия также могут быть полезны.

25. Музыка может быть полезна в качестве психотерапии.

26. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

27. Отдых на природе положительно влияет на нервную систему и делает людей спокойнее и дружелюбнее.

28. Общение с животными так же положительно влияет на настроение и нервную систему.

29. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

В заключение я хотела бы привести слова великого Зигмунда Фрейда: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это вы сейчас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагога"

23 марта 2016 года в МБДОУ детский сад прошел педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни».Одним из актуальных вопросов педагогического совета была профилактика эмоционального...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...