Тренинг на тему: Формирование духовно – нравственных ценностей
материал по психологии

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_-_nravstvennost.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 32

«Родничок» города Белово»

Психологический тренинг для педагогов

Формирование духовно – нравственных ценностей

Подготовила:

педагог – психолог

К.И. Устинова

Белово, 2024 г.

Пояснительная записка

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания дошкольников, школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания".

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед ДОУ и перед семьей ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ребенка.

Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей детей к активно – деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

Проблема очень актуальна в наше время, так как носит социальный характер. Все потому что, от того, какое воспитание получат дети, какие ценности будут сформированы, зависит будущее нашей Республики и подрастающего поколения.

Упражнение «Приветствие» 7-10 мин

Цель: установление контакта, синхронизация работы группы.

Инструкция: Группа рассчитывается на первый-второй круг. И вторые номера делают шаг вперед и встают напротив первых номеров. Так образовался внешний и внутренний круг. По сигналу все здороваются теми способами, частями тела, которые назовет ведущий. Например: «поздоровайтесь локтями, пятками, правыми полупопиями)… если есть сомнение в том, что группа выучил имена, можно сопровождать приветствие произнесением фразы: «Здравствуйте, меня зовут …». Затем внутренний круг делает шаг вправо и здоровается со следующим человеком (правыми локтями, левыми коленками, затылками, спинами, реверансом как французские короли и королевы, как африканские слоны, громко топая ногами, без помощи слов и рук, а только взглядом (например, подмигиванием), старым русским обычаем - трехкратным поцелуем (сопровождаем фразой: "Ба! Какие люди") и т.п.

Шеринг: изменилось ли и как самочувствие и эмоциональное состояние после упражнения.

Упражнение «В детстве я хотел быть» 20-25 мин

Цель упражнения: сформировать в группе доверительные отношения, пробудить интерес к теме профессионального самоопределения, определение основных предпочтений в профессии, тем самым определение основных нравственных качеств личности.

Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему.

После этого анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему?

Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы. Так же нужно угадать автора карточки.

Упражнение «Коллаж ценностей» 30 мин

Цель: упражнение поможет осознать свои истинные ценности, интересы и желания, а также преодолеть негативные мысли и чувства, связанные с вашей зависимостью.

Материалы: несколько журналов, ножницы, клей и большой лист бумаги.

Шаги:

1. Просмотрите журналы и вырежьте изображения, слова или фразы, которые привлекают ваше внимание или вызывают положительные эмоции. Не думайте слишком много о том, почему вы выбираете то или иное изображение, просто следуйте своей интуиции.

2. Распределите вырезанные элементы по листу бумаги так, чтобы создать коллаж, отражающий вашу личность, мечты и цели. Вы можете использовать любой стиль или композицию, которые вам нравятся. Клейте элементы на бумагу по мере того, как вы находите им место.

3. Когда вы закончите свой коллаж, посмотрите на него и задайте себе следующие вопросы:

После создания коллажа добавьте в список следующие вопросы:

Какие чувства или эмоции вызывает мой коллаж?

Какие смыслы и ценности изображены на моем коллаже?

Каким моим настоящим ценностям и целям противоречит моя зависимость?

Что для меня важнее - эти ценности или зависимость??

Упражнение рефлексия «Незаконченное предложение»

Каждому из педагогов предлагается продолжить несколько фраз и написать их на бумаге. Затем каждый из участников зачитывает по желанию иди по кругу.

Сегодня я узнал

Было интересно

Было трудно

Я понял, что

Теперь я могу

Я почувствовал, что

Я приобрёл

Я научился

Я смог

Я попробую

Меня удивило

Мне захотелось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьтя на тему:Формирование духовно – нравственных ценностей дошкольников, их сопричастности к культурному наследию своей нации.

данный статья является отчетом о проделанной работе в ДОУ для формирования духовно-нравственных качеств....

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников».

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»....

Симпозиум по теме: «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка на основе индивидуализации образования через окружающее его пространство».

Симпозиум по теме: «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка на основе индивидуализации образования через окружающее его пространство». Цель: объ...

Консультация для родителей на тему: «О важности формирования духовно – нравственных ценностей у детей».

В этой консультации  говорится о том, что учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профес...

Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...