Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов
учебно-методический материал по психологии

Петрухина Анастасия Юрьевна

Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_inofonami.docx97.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ

                ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

   «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

Институт искусств и социокультурного проектирования

Кафедра Теории и методики дошкольного, начального и специального образования

Проектная деятельность

По теме: «Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов»

ФИО студентов: Старостина Е.С., Смирнова Д.Е., Петрухина А.Ю., Байрамова Г.М.

Факультет (институт): Педагогики

Группа: Бз-ППО-31

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Профиль: Психолого-педагогическое сопровождение детей в дошкольном образовании

                                                         

   Проверил : Кабанов К.В.

Калуга, 2023 г.

1.        Проблематизация проекта

Продукт: «Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов «Мы дружная семья»»

1.1а Описание предполагаемого продукта: Мастер-класс подразумевает собой занятия по изучению культур детей-инофонов и русских детей и их родителей, для уменьшения конфликтных ситуаций. В эти занятия входят: изучение народных костюмов, обрядов, традиций, национальных блюд. Мастер-класс будет проводится одной семьей, а другие будут наблюдать и принимать участие. Мастер-класс входит инструкция по поведению в группе. Такие мастер-классы будут проходить каждый месяц на протяжении двух лет.

      1.1б Описание неудовлетворительной ситуации: Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является обеспечение межнационального согласия. Качественное решение проблемы интеграции в российское общество мигрантов средствами образования – вопрос государственной важности.  В новой языковой и социокультурной среде мигранты испытывают трудности культурной дезадаптации, потери языкового пространства. Непросто дается социализация и интеграция в русскоязычное общество взрослым мигрантам, но наибольшие трудности испытывают дети. Резко изменившие среду проживания, языковую среду они испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами. Возникает ряд проблем в обучении и социальной адаптации. Это не только проблема знания русского языка, но и сложная проблема социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, ценностным ориентирам, отношениям в коллективе, формированию толерантности. Сложности в обучении детей-инофонов возникают на всех уровнях образования. Также важно не забывать о формировании глобальных компетенций всех участников образовательных отношений: учиться взаимодействовать с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, избегать конфликтов на межнациональной почве, уважать народные традиции, не только детей инофонов, но и русскоговорящихдетей. При этом все модули воспитательной системы должны быть направлены на развитие уважительного отношения к российской культуре и истории и к национальной культуре мигрантов.

1.2 Описание прямых и косвенных стейкхолдеров проектируемого продукта

Интересы прямых стейкхолдеров:

Дети-инофоны: Получают возможность изучения традиций и обычаев; изучение русского языка; социализация, безопасность, возможность вести полноценный образ жизни, помощь в психологической адаптации к современным условиям жизни.

Дети русскоговорящие: Получают развитие коммуникативных навыков; узнает новое, изучение традиций и обычаев других наций.

Интересы косвенных стейкхолдеров:

Родители русскоговорящих детей: Получат безопасность ребенка; традиции других народных культур; мероприятия, направленные на толерантность

Родители детей-инофонов: Получат расширение знаний о русском языке; углубление в русскую культуру и традиции, безопасность ребенка.

Администрация: Получит уменьшение жалоб от родителей и воспитателей, а также повышение уровня качества образования

  1. Проблематизации проекта

(Продолжение)

Продукт: «Работа с детьми инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов «Мы дружная семья»»

I.3. Выявление существующих аналогов и того, насколько они отвечают интересам прямых и косвенных стейкхолдеров

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

СУЩЕСТВУЮЩИЕ АНАЛОГИ

Программа

социализации и адаптации детей

Праздник «День народного единства»

Достоинства

Недостатки

Достоинства

Недостатки

Образовательная программа направлена на совместное обучение детей инофонов и русскоговорящих детей

Программа направлена только на детей, не вовлекая родителей, следовательно, не решаются проблемы между семьями детей инофонов с русскоговорящими семьями

Конспект праздника направлена не только на детей (русских и инофонов), но и на родителей, что способствует их сближению и налаживанию отношения посредством вовлечения в совместную деятельность

Согласование с администрацией; одобрение родителей с обеих сторон;

Актуальность

Доступность

Усвоение образовательной программы всеми детьми

Недоступность для родителей инофонов усвоения русского языка и местных традиций русского народа

Доступен и для отношения между детьми разных народов, а также родителей

Организация мероприятия с учетом всех договоренностей

Безопасность

Возможная безопасность между детьми разных национальностей, благодаря изучению детьми-инофонами русского языка

Не решение проблемы разногласия между родителями из-за непонимания менталитета друг друга

Коммуникация, уважение и хорошее отношение между родителями русскоговорящими и родителями инофонами за счет изучения традиций друг друга и общению на одном языке (русском)

Возможное несоглашение или присутствие не всех родителей

Практичность

Решение разногласий между детьми в группе детского сада посредством обучения русского языка детьми-инофонами

Непонимание между родителями, разговаривающих на своих языках, и родителями русскоговорящих из-за полного незнания мигрантами русского языка

Понимание между обоими сторонами: русскоговорящих родителей и их детей и детей и родителей-инофонов

Не все абсолютно родители могут согласиться на совместное взаимодействие в мероприятии

Инвентарь

Дидактические игры, традиционные  костюмы, раздаточный материал, прописи

Отсутствие активности со стороны родителей, в домашней работе

Объединение детей, приобщение  родителей к толерантности

Меньшая активность, со стороны родителей

Все сезонность

Можно проводить влюбое время года, не зависимо от погоды.

Постоянное однообразия в плане, место размещение

Можно проводить , не зависимо от погоды.

Можно проводить 1 раз в год

I.4. Требования к проектируемому продукту:

Актуальность:

  1. Формировать у детей инофонов  представление о разнообразии русской культуры.
  2. Научить отличать и называть особенности культурных ценностей России у детей.
  3. Формировать гражданско-патриотические чувства, уважительное отношение к российской культуре у детей.
  4. Повышение языковой компетентности и толерантности воспитанников
  5. Создание условий для эмоциональной и поведенческой адаптации детей к новой социокультурной среде

Доступность:

Одинаковые уровни образования для всех детей. Формировать у детей- инофонов  представление о разнообразии русской культуры, так же формировать представление о разнообразии культур других народов.

Безопасность:

Отсутствие психической агрессии.

Практичность:

Научить отличать и называть особенности культурных ценностей России и других национальностей у детей.

Инвентарь:

Дидактические игры, традиционные  костюмы, раздаточный материал, прописи.

Всесезонность:

Возможность заниматься круглый год.

  1. Целеполагание проекта

Продукт: «Работа с детьми инофонами  и русским детям посредством мастер-классов «Мы дружная семья»»

II.1. Specific (конкретная формулировка цели):

Точность

Создание игровой среды для взаимодействия воспитанников в условиях полиэтнического дошкольного учреждения, способствующей быстрому и естественному приспособлению детей к новым социокультурным условиям при сохранении их национальной идентичности.

Предполагает:

  • Развитие и поддержка у воспитанников интереса к процессу познавательной деятельности, положительной самооценки, создание возможностей для самореализации ребенка–инофона и русских детей в процессе воспитания;
  • Развитие межпрофессиональных связей (педагог, психолог), возникновение метапозиций у различных специалистов;
  • Формирование интереса родителей к участию их детей в данной программе (наличие договора с родителями);
  • Создание материально-технических условий для организации игровой деятельности;
  • Формирование особого статуса группы в системе воспитательной работы ДОУ (уголок с фиксацией достижений, фиксированное время для занятий, доверие и участие воспитателей);

Мастер-классов «Мы дружная семья»» разделена на три части:

  1. Деятельность педагогов
  2. Деятельность родителей
  3. Деятельность детей

II.2. Measurable (измеримость достижения цели, ожидаемого результата)

Мастер-класс «Мы дружная семья»»

Критерий измерения ожидаемого результата

Значение критерия

Количество детей инофонов и детей  в МК ДОУ «Детский сад» г. Кондрово

45 детей инофонов. В общей численности в детском саду их доля составляет 10%. Цифра с каждым годом увеличивается все больше и больше. Поэтому мы можем судить о заинтересованности детей инофонов и детей русских, а также их родителей о проведении своего досуга на информативных мастер-классов.

Опрос среди родителей воспитывающих детей инофонов  и русских детей, после первого пробного мастер-класса.

Было опрошено чуть больше 30 человек и 92% опрошенных заявили о необходимости продолжение мастер-класса и остались в положительном впечатлении. 8% отстались нейтральным.

Измеримость

Учитывая все пожелания родителей программа мастер-классов будет расположена на базе детского сада «Родничок» города Кондрово, время проведения мероприятий во второй половине дня раз в неделю.

II. Целеполагание проекта (продолжение)

Продукт: «Работа с детьми-инофонами  и с русскими детьми посредством мастер-классов «Мы дружная семья»»

II.3. Achievable (достижимость цели, ожидаемого результата)

Группа

Необходимые ресурсы для решения задачи

Наличие ресурса

Возможные действия для приобретения ресурсов

Объективные

Материальные

Территория для проведение мастер-классов

-

Сделать запрос в администрацию

Дидактические материалы, наглядные пособия.

Традиционные костюмы.

Прописи для детей- инофонов и русских детей

 

-

Собственные средства, поддержка родителей..

Нематериальные

Презентация идеи для потенциальных инвесторов

+

 

Методы и формы воспитания детей-инофонов и российских детей

+

 

Умение донести цели и задачи до людей задействованых в реализации проекта

+

 

Социальные

Связи с другими детскими садами.

-

Знакомство с другими педагогами, проведение лекций (ознакомительных семинаров) для детей инофонов и русских детей , их родителей.

Личностные

Коммуникабельность

+

 

Умение вдохновлять (харизматичность)

+

 

Доброта

+

 

Образование

+

 

Ответственность

+

 

Энергитические

Время

+

 

Бюджет

-

Собственные средства, поддержка родителей

Привлечение сотрудников для работы с детьми Привлечение студентов на добровольной основе (волонтерство).

Привлечение студентов на добровольной основе (волонтерство).

Вывод: поставленная цель достижима, если предпринять реалистичные действия по приобретению недостающих ресурсов.

II.4. Relevant (уместность поставленной цели):

«Работа с детьми инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов «Мы дружная семья»» Социокультурная адаптация становиться труднопреодолимой задачей для детей мигрантов. Погружение в новую культурную атмосферу в большинстве случаев проходит на подсознательном уровне. Большую часть мигрантов составляют дети школьного и дошкольного возраста. Изменение жизненных условий, вызванное переездом семьи в другую страну, где другая культура и речь, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника. Ему приходиться приспосабливаться к новым правилам и часто это приводит к замкнутости и внутреннему дискомфорту личности. Поэтому важнейшим направлением работы всех школьных и дошкольных учреждений является ознакомление с русской культурой через воспитание поликультурности, любознательности, коммуникации

Создание на территории детского сада специальных образовательных условий, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей  инофонов;

- социальную адаптацию и интеграцию детей инфонов

- реализацию прав детей инофонов, русских детей, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества;

В проект включены только те виды деятельности , которые способствуют развитию детей.

II.5. Timely (своевременность) или Time Bound (ограниченность во времени):

Срок создания мастер-классов «Мы дружная семья»»   с детьми инофонами  и с русским  детьми – пол года

 

№ п/п

Действия

Сроки

1

Набор команды, моделирование деятельности, (0,3 года)

Февраль-март  2024 года

2

Организация родителей

Апрель-Май 2024 года

3

Эксперементальные мастер-классы(0,2 года)

Июнь-июль2024 года

III. Планирование проекта (подэтап «Описание действий»):

Продукт: «Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов «Мы дружная семья»»

III.1. Описание действий для цели по созданию мастер-классов «Мы дружная семья»

№ п/п

Действия

Сроки

1

Набор команды, моделирование, макетирование (0,3 года)

Февраль-март 2024 года

1.1. Разработка примерного календарного планирование

Февраль 2024 года

1.2. Поиск рабочей команды

Февраль 2024 года

1.3. Разработка конспектов

Март 2024 года

2

Организация родителей  (0,3 года)

Апрель-Май 2024 года

2.1. Организация и покупка дидактических материалов, народных костюмов, прописей и т .д.

Апрель 2024года

2.2.Поставка оборудования и материалов, организация работ

Май 2024 года

3

Эксперементальные мастер-классы (0,2 года)

Июнь-июль 2024 года

3.1. Тестирование — проюного мастер-класса ,поиск ошибок. Создание перечня исправлений и доработок.

Июнь 2024 года

3.2. Открытое мероприятие

Июль 2024 года

  1. Планирование проекта (подэтап «Описание действий»)

Продукт: «Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов «Мы дружная семья»»

III.2. SWOT-анализ для проекта по созданию «Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов «Мы дружная семья» 1. Матрица SWOT-анализа

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths

Weaknesses

Презентация идеи для потенциальных инвестеров

Помещение для проведение мастер-классов

Методы и формы воспитания детей-инофонов и российских детей

Дидактические материалы, наглядные пособия.

Традиционные костюмы.

Прописи для детей- инофонов и русских детей

Умение донести цели и задачи до людей задействованых в реализации проекта

Связи с развивающими центрами, другими детскими садами

Умение вдохновлять (харизматичность)

Бюджет

Навыки презентации продукта

Работники на обустройство помещения

Доброта

Привлечение сотрудников для работы с детьми

Образование

Коммуникабельность

Ответственность

Время

Внешняя среда

Opportunities

Threats

 Наличие программы дополнительного образования

Дефицит бюджета

Отсутствие конкуренции

Небольшое количество детей и родителей, которые хотят участвовать в мастер-классах

Рис 13. Пример матрицы SWOT-анализа для проекта по созданию созданию «Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов «Мы дружная семья»

Анализ взаимодействия параметров внутренней и внешней среды.

2.1. Проранжировать перечисленные факторы

Сильные стороны

1. Методы и формы воспитания детей-инофонов и русских детей

2. Умение донести цели и задачи до людей задействованых в реализации проекта.

3. Презентация идеи для потенциальных инвестеров.

4. Навыки презентации продукта.

5. Умение вдохновлять (харизматичность).

6. Образование.

7. Коммуникабельность.

8. Время.

9. Ответственность.

10. Доброта.

Слабые стороны

1. Бюджет.

2. Помещение для проведение мастер-классов.

3. Дидактические материалы, наглядные пособия. Традиционные костюмы. Прописи для детей- инофонов и русских детей.

4. Работники на обустройство помещения

5. Привлечение сотрудников для работы с детьми.

6. Связи с развивающими центрами, другими детскими садами.

Возможности

1. Наличие дополнительной программы.

2. Отсутствие конкуренции.

Угрозы

1. Дефицит бюджета.

2. Небольшое количество детей, которые хотят участвовать в мастер-классах

2.2. В чем заключаются угрозы со стороны внешней среды: какие события и тенденции внешней среды ослабляют ваши конкурентные преимущества (нивелируют сильные стороны и актуализируют слабые стороны) или являются препятствиями в их развитии?

Дефицит бюджета может актуализировать проблему в закупке: дидактических материалов, наглядных пособий, традиционных костюмов, прописи для детей- инофонов и русских детей. .

2.3. Укажите, какие возможности среды компенсируют ваши слабые стороны?

Отсутствие конкуренции могут помочь в  привлечении большого количества родителей, а так же педагогов с других образовательных организации.

2.4. Укажите, какие ваши сильные стороны позволяют нейтрализовать угрозу?

Методы и формы воспитания детей-инофонов и русских детей, Умение вдохновлять (харизматичность) и образование могут помочь в нейтрализации угрозы нежелании детей приходит на мастер-классы.

2.5. Укажите, какие ваши слабые стороны не могут быть компенсированы возможностями среды?

Связи с развивающими центрами, другими детскими садами, работники на обустройство помещения и привлечение сотрудников для работы с детьми.

2.6. Укажите, какие угрозы не могут быть нейтрализованы вашими сильными сторонами?

 Дефицит бюджета не может быть нейтрализован нашими сильными сторонами.

III. Планирование проекта (подэтап «SWOT-анализ»): (продолжение)

Продукт: «Работа с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов «Мы дружная семья»»

III.2. SWOT-анализ для проекта по созданию мастер-классов «Мы дружная семья»

  1. Описание и обоснование приоритетных возможностей и рисков.

Критерий

Показатель

Создание  универсальных мастер-классов для детей

70-80%

Привлечение к повышению мотивации и регулярным занятиям детей;

Положительная динамика

Улучшение качества образования детей, за счёт мастер-классов;

Положительная динамика

Предупреждение конфликтов детей;

Положительная динамика

Взаимодействие с образовательными, организациями района, Калужской области

Положительная динамика

  1. Описание сильных сторон и имеющихся возможностей, которые могут быть использованы для предупреждения или устранения рисков в случае их актуализации.

Поскольку проект имеет репутационное значение для города, важно не просто приступить к разработке программ мастер-классов в узком кругу организаторов и заинтересованных участников проекта, а заручиться поддержкой Администрации города, родителей и родственников, а также социальных работников, организовав презентацию проекта по созданию универсальной программ по работе с детьми-инофонами и русскими детьми посредством мастер-классов «Мы дружная семья»» для родителей и родственников детей.

Риски и способы их снижения

Риски

Мероприятия по управлению рисками

Дефицит бюджета

перераспределение финансовых средств;

привлечение внебюджетных средств

Форс – мажорные обстоятельства (стихийные природные явления)

коррекция списка мероприятий и уточнение сроков их проведения;

3. Определение основных стратегических действий по результатам анализа, а именно:

3.1 Какие сильные стороны следует поддерживать и развивать?

-достаточные финансовые ресурсы;

-высокое качество образование;

-хорошее понимание потребителей.

3.2 На какие слабые стороны следует обратить внимание на предмет избавления от них (внутренние помехи)?

 -высокая степень износа оборудования;(закупать качественный материал)

 -благоприятный сдвиг в курсах валют;(маниторить курс валюты)

 -узкий ассортимент выпускаемой продукции; (искать широкий ассортимент для закупки)

3.3. Какие возможности целесообразно, прежде всего, использовать с выгодой для себя?

Необходимо ориентироваться на следующее сочетание условий:

- возможности, которые оказывают большее влияние на достижение цели;

1.Требования: Неясные, отсутствие взаимопонимания, отсутствие приоритетов, противоречивые, двусмысленные, неточные.

2.Ресурсы: Недостаток ресурсов, конфликты за ресурсы, текучка ключевых ресурсов, плохое планирование.

3.Сроки: Слишком сжатые, нереалистичные, слишком оптимистичные.

Планирование: основано на недостаточных данных, не все учтено, недостаточно деталей, ошибочные расчеты.

4.Риски: Не идентифицированные или выдуманные, отсутствие управления.

- возможности, которые имеют большое значение для вас;

-анализ потребностей;

-анализ сформулированных функциональных требований

-осуществимость

-возможности, которые вы способны выгодно использовать, исходя из наличия своих сильных сторон.

-Красивое название на слуху

-Большой ассортимент

-Качество продукции

-Высокий уровень сервиса

-Устойчивый бюджет

3.4. От каких внешних угроз желательно защититься в первую очередь (внешние помехи и препятствия)? Необходимо ориентироваться на следующее сочетание условий:

- угрозы, которые оказывают большее влияние на достижение цели;

-Большие затраты

-Недостача ресурсов

-Изменения в рабочих процессах

- угрозы, которые имеют большое значение для вас;

-появление на рынке новых конкурентов;

-ожесточение конкуренции;

- угрозы, которые вы способны компенсировать, исходя из наличия своих сильных сторон: Поведение клиентов. Внутренние угрозы. Внешние угрозы

  1. Описание действий по предупреждению рисков с учетом сильных сторон и выявленных возможностей.

В том случае, если по результатам этапа набора команды будет не хватать членов проектной группы с необходимыми компетенциями, обратиться к заведующим дошкольным образовательным организациям или развивающих центров для детей с целью получения помощи в организации презентации проекта по созданию п мастер-классов «Мы дружная семья». На презентации перед директорами или социальными работниками сформулировать конкретные запросы, которые позволят привлечь в команду недостающих специалистов с необходимыми компетенциями (например, финансирование из благотворительного фонда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми инофонами.

Формирование коммуникативной компетенции у детей - инофонов : развитие навыков общения на русском языке....

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНОФОНАМИ

Повышения профессиональной компетенции педагога при работе с детьми-инофонами – одна из актуальных проблем современности, имеющая не только образовательное, но и социальное значение....

Работа с детьми-инофонами в ДОУ

Помощь воспитателям в работе с детьми-инофонами...

Эссе Проблемы в работе с детьми инофонами в ДОУ.

21 век характеризуется интенсивным ростом глобализации и миграционных процессов, в которые вовлечены люди разных национальностей. Причем данные Федеральной миграционной службы России свидетельствуют о...

Образовательная технология по работе с детьми-инофонами раннего и младшего возраста "Говорим и понимаем"

Технология направлена на формирование у детей-инофнов раннего и младшего дошкольного возраста интереса к творческой речевой деятельности в процессе специально организованных игр...

Организация работы региональной стажировочной площадки по работе с детьми-инофонами

документы, регламентирующие работу региональной стажировочной площадки...