Проект по развитию социально-перцептивной компетентности педагогов и младших воспитателей «Грани профессионального мастерства»
проект по психологии

Милитенко Елена Сергеевна

Проект направлен на создание условий для развития социально-перцептивной компетентности педагогов и младших воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл militenko_proekt_grani_professionalnogo_masterstva.docx122.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение города  Новосибирска «Детский сад № 425 комбинированного вида «Елочка» Зорге 207/1 Тел/факс:342-19-68;  315-17-77,342-66-57; ds_425_nsk@nios.ru

Проект по развитию социально-перцептивной компетентности педагогов и младших воспитателей

«Грани профессионального мастерства»

Милитенко Елена Сергеевна,

город Новосибирск,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска – детский сад №425 «Елочка»,

педагог-психолог высшей квалификационной категории,

elenaqwer@rambler.ru

Аннотация: практико-ориентированный, групповой, долгосрочный проект, направленный на создание условий для развития социально-перцептивной компетентности педагогов и младших воспитателей. Реализация проекта осуществляется в пять этапов: подготовительный, диагностико-прогностический, практико-ориентированный, презентативный, оценочно-рефлексивный. Краткосрочными результатами реализации проекта выступает развитие основных компонентов социально-перцептивной компетентности (мотивационных, когнитивных, эмоциональных, коммуникативных) его участников. Отсроченными результатами – изменения характера взаимодействия педагога с воспитанниками.

Ключевые слова: социально-перцептивная компетентность; мотивационный, когнитивный, эмоциональный, коммуникативный компонент социально-перцептивной компетентности

Актуальность проекта, обоснованное описание проблемной ситуации

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений предполагает и качественные изменения во взаимодействии взрослых и детей. В данном контексте особое значение приобретает социально-перцептивная компетентность педагога, включенного в образовательный процесс. В ее основе лежит наличие у педагога профессиональных умений, обеспечивающих адекватное восприятие, понимание и оценку актуального эмоционального состояния и личностных качеств воспитанника (эмоциональный компонент социально-перцептивной компетентности), а также эффективное планирование и умение разрешать проблемные и конфликтные ситуации (коммуникативный и когнитивный компоненты социально-перцептивной компетентности) [4, с.3]. Немаловажным является и личностно-ориентированный подход во взаимодействии с ребенком (мотивационный компонент социально-перцептивной компетентности), так как именно он влияет на эмоциональный комфорт дошкольников и определяет высокий уровень их познавательной мотивации [11, с.76]. Однако, зачастую, как отмечают исследователи, уровень социально-перцептивных способностей воспитателей ДОУ является недостаточным [7, с.50], что обусловило выбор нами данного направления в работе с педагогами.

Мы также посчитали необходимым включить в проект и младших воспитателей, так как их роль в осуществлении воспитательно-образовательной работы с детьми зачастую преуменьшена. Однако наряду с воспитателем они также активно вступают во взаимодействие с дошкольниками, непосредственно, или косвенно влияя на развитие их личности, их эмоциональный комфорт (или дискомфорт) [5, с.37]. Как следствие, это предъявляет ряд требований к личностным особенностям младших воспитателей, их позиции по отношению к ребенку, а также уровню владениями ими коммуникативными умениями и навыками. 

Цель проекта: создание условий для развития социально-перцептивной компетентности педагогов и младших воспитателей

Задачи проекта:

  • способствовать обогащению опыта педагогов и младших воспитателей в рамках профессионального-педагогического общения через актуализацию теоретических знаний и практических умений по следующим направлениям: мотивационный компонент социально-перцептивной компетентности (специфика субъект-субъектного взаимодействия педагога и ребенка, профессиональная позиция педагога),   когнитивный компонент (индивидуальные особенности восприятия человеком самого себя и других и их влияние на процесс педагогического взаимодействия, педагогическая рефлексия), эмоциональный компонент (специфика эмпатического взаимодействия, способы саморегуляции), коммуникативный компонент (специфика педагогических конфликтов и конструктивные пути их разрешения);
  • сформировать методическую копилку педагогических ситуаций, способствующую освоению методов и приемов оптимизации педагогического общения;
  • создать условия для профессионального саморазвития педагогов и младших воспитателей посредством формирования позитивных установок на саморазвитие и самосовершенствование

Целевая группа

Участниками проекта могут стать воспитатели, специалисты и младшие воспитатели независимо от уровня образования и стажа педагогической деятельности.

Описание проекта

Подготовительный этап/ август 2021

На данном этапе осуществляется анализ организационно-методического обеспечения, создаются условия для формирования мотивации участников проекта (воспитателей, специалистов и младших воспитателей) к работе посредством проведения бесед и консультаций.

Диагностико-прогностический этап/сентябрь 2021

        Включает в себя диагностику участников проекта (педагогов, младших воспитателей) по следующим направлениям (в соответствии с основными компонентами социально-перцептивной компетентности):

  • мотивационный компонент – изучение направленности на учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми (диагностика ориентированности воспитателей на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми В.Г. Моралова);
  • когнитивный компонент – определение уровня развития педагогической рефлексии (методика определения уровня сформированности педагогической рефлексии Калашниковой О.В.);
  • эмоциональный компонент – определение уровня эмпатии (методика И.М. Юсупова «Исследование уровня эмпатийных тенденций»);
  • коммуникативный компонент – изучение уровня перцептивно-невербальной компетентности и уровня коммуникативной толерантности (методика Г.Я. Розен «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности, методика В.В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности»)

        Также проводится анкетирование участников проекта, направленное на выявление наиболее актуальных проблемных вопросов в рамках взаимодействия «педагог-ребенок» и «педагог-родитель». По результатам анкетирование осуществляется составление плана проблемно-ориентированных семинаров.

Практико-ориентированный этап/октябрь 2021-апрель 2022

        На данном этапе в соответствии с задачами проекта осуществляется просветительская и консультативная работа с педагогами и помощниками воспитателей. Основные формы работы:

  • семинары-практикумы;
  • тренинговые занятия;
  • индивидуальные консультации;
  • проблемно-ориентированная (Балинтовская) группа

Общее количество занятий в рамках реализации проекта – 22, из них 2 практико-ориентированных семинара, 12 тренинговых занятия для воспитателей и специалистов, 8 тренинговых занятий для младших воспитателей. Частота встреч – 2-3 раза в месяц. Частота встреч в рамках проблемно-ориентированной (Балинтовской) группы для воспитателей - не реже 1 раза в месяц.

Для возможной коррекции работы в рамках данного проекта проводится промежуточная диагностика, позволяющая оценить наличие (или отсутствие) положительной динамики. Она осуществляется по следующим направлениям: мотивационная компетентность, когнитивная компетентность. Используются те же методики, что и при входящей диагностике.

Презентативный этап/май 2022

На данном этапе участники проекта представляют анализ «трудной педагогической ситуации» из своей практики, который может быть выполнен в виде презентации, или текстового документа.

Представленные участниками педагогические ситуации «собираются» в единую методическую копилку. 

Оценочно-рефлексивный этап/июнь 2022

На данном этапе проводится итоговая диагностика по следующим направлениям (в соответствии с основными компонентами социально-перцептивной компетентности): мотивационный компонент; когнитивный компонент; эмоциональный компонент; коммуникативный компонент.

Используются те же методики, что и при входящей диагностике

Подводятся итоги работы по проекту, составляется аналитический отчет.

Ожидаемые результаты реализации проекта (промежуточные и итоговые)

  • у участников проекта актуализируется мотивация на применение психологических знаний в своей профессиональной деятельности (мотивационный компонент);
  • расширяются теоретические и практические знаний о перцептивной стороне общения и его роли в профессиональной деятельности педагога (когнитивный компонент);
  • актуализируется направленность на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (мотивационный компонент);
  • повышается уровень педагогической рефлексии (когнитивный компонент);
  • создаются условия для совершенствования эмпатийных способностей (эмоциональный компонент);
  • закрепляются навыки эффективного взаимодействия с воспитанниками, родителями, коллегами (коммуникативный компонент);
  • педагоги получают необходимую поддержку в профессиональной среде, что обеспечивает повышение профессиональной и психологической компетентности

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные критерии оценки

  • направленность педагогов и младших воспитателей на реализацию личностно-ориентированной модели взаимодействия с воспитанниками (повышение уровня мотивационного компонента);
  • повышение психолого-педагогической грамотности участников проекта (повышение уровня когнитивного компонента)
  • восприятие педагогами и младшими воспитателями проблемной педагогической ситуации как творческой задачи, расширение репертуара ее эффективного преодоления (повышение уровня когнитивного компонента);
  • развитие у участников проекта способности эмоционально откликаться на переживания ребенка, понимать цели и мотивы его поведения и помогать ему справляться с негативными переживаниями (повышение уровня эмоционального компонента);
  • развитие у участников проекта способности налаживать отношения и «прочитывать» невербальный контекст общения (повышение уровня коммуникативного компонента);
  • формирование позитивных установок на совершенствование и саморазвитие Количественные критерии оценки
  • преобладание ориентации на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
  • повышение уровня рефлексивности;
  • повышение уровня эмпатии;
  • повышение уровня невербальной компетентности;
  • повышение уровня коммуникативной толерантности

План основных мероприятий в соответствии с этапами реализации проекта

Подготовительный этап

Задачи:

  • осуществление организационно-методического сопровождения проекта
  • формирование рабочих групп
  • формирование мотивации на дальнейшую продуктивную работу

Содержание деятельности

Сроки

1

Подбор методической литературы, формирование банка диагностических методик, разработка/корректировка проблемно-ориентированных семинаров и тренинговых занятий, изготовление необходимого методического материала для реализации просветительских мероприятий

август 2021

2

Информировании педагогов (воспитателей и специалистов) и младших воспитателей о реализации в ДОУ проекта «Грани профессионального мастерства»

3

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с педагогами и младшими воспитателями

Диагностико-прогностический этап

Задачи:

  • получение результатов входящей диагностики
  • корректировка тематического плана проблемно-ориентированных семинаров

Содержание деятельности

Сроки

1

Проведение диагностики для определения уровня сформированности основных компонентов социально-перцептивной компетентности

сентябрь 2021

2

Анкетирование участников проекта

Практико-ориентированный этап

Задачи:

  • повышение профессиональной и психологической компетентности, формирование установки на совершенствование и саморазвитие;
  •  корректировка тематического плана проблемно-ориентированных семинаров;
  • повышение уровня психолого-педагогической грамотности педагогического коллектива;
  • развитие мотивации к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми;
  • изучение механизмов социальной перцепции, развитие навыков педагогической рефлексии;
  • развитие навыков эмпатийного взаимодействия и навыков саморегуляции;
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия и коммуникативной гибкости;
  • получение результатов промежуточной диагностики

Содержание деятельности

Сроки

1

Работа проблемно-ориентированной (Балинтовской) группы для воспитателей

октябрь 2021/ апрель 2022

2

Проведение тренинговых занятий для педагогов и младших воспитателей. Модуль «Мотивационная компетентность»

октябрь 2021

3

Проведение тренинговых занятий для педагогов и младших воспитателей. Модуль «Когнитивная компетентность»

ноябрь 2021/ декабрь 2021

4

Проведение промежуточной диагностики

декабрь 2021

5

Проведение тренинговых занятий для педагогов и младших воспитателей. Модуль «Эмоциональная компетентность»

январь 2020/ февраль 2022

6

Проведение тренинговых занятий для педагогов и младших воспитателей. Модуль «Коммуникативная компетентность»

март2022/

апрель 2022

Презентативный этап

Задачи:

  • реализация полученных в процессе работы по проекту теоретических знаний и практических умений в рамках основных компонентов социально-перцептивной компетентности

Содержание деятельности

Сроки

1

Представление участниками проекта анализа «трудной педагогической ситуации» из своей практики

Май 2022

Оценочно-рефлексивный этап

Задачи:

  • получение результатов итоговой диагностики;
  • подведение итогов работы по проекту, оценка эффективности его реализации, представление результатов педагогическому коллективу ДОУ

%№

Содержание деятельности

Сроки

1

Проведение итоговой диагностика

июнь 2022

2

Составление аналитического отчета, организация круглого стола для педагогического коллектива и администрации ДОУ

Сведения о практической апробации проекта на базе образовательного учреждения

Проект «Грани профессионального мастерства» проходит апробацию на базе МКДОУ детский сад №425 «Елочка» с августа 2021 года. Планируемые сроки окончания проекта – июнь 2022 года. В программе принимают участие 16 воспитателей, 2 учителя-логопеда и 9 младших воспитателей.

На начальном этапе работы была проведена диагностика педагогов (воспитателей и специалистов) и младших воспитателей, а также индивидуальные консультации и беседы, направленные на мотивирование педагогов к участию в программе. По результатам анкетирования был определен тематический план работы практико-ориентированных семинаров. Участники проекта выбрали следующие темы:

  •  «Социально-перцептивная компетентность педагога как профессиональный   ресурс;
  •  «Сложные педагогические ситуации и пути их разрешения»

За истекший период все практико-ориентированные семинары были проведены. В рамках тренинговой работы с воспитателями и младшими воспитателями реализованы тренинги модулей «Мотивационная компетентность» и частично «Когнитивная компетентность». Также проведено 3 встречи с педагогами (воспитателями и специалистами) в рамках проблемно-ориентированной (Балинтовской) группы. За консультативной помощью обратились 6 педагогов.

В декабре 2021 года проведена промежуточная диагностика, результаты которой представлены диаграммах 1-4

Графическое представление результатов

Диаграмма 1

Данные о результатах направленности воспитателей и специалистов на учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми (В.Г. Моралова «Диагностика ориентированности воспитателей на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми»)

за период сентябрь 2021 года/декабрь 2021 года

Диаграмма  2

Данные о результатах направленности младших воспитателей на учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми (по методике В.Г. Моралова «Диагностика ориентированности воспитателей на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми») за период

сентябрь 2021 года/декабрь 2021 года

Диаграмма 3

Данные о результатах распределения воспитателей и специалистов по уровню развития рефлексии (по методике определения уровня сформированности педагогической рефлексии Калашниковой О.В) за период сентябрь 2021 года/декабрь 2021 года

Диаграмма 4

Данные о результатах распределения младших воспитателей по уровню развития рефлексии (по методике определения уровня сформированности педагогической рефлексии Калашниковой О.В)

за период сентябрь. 2021 года/декабрь 2021 года

3.2 Перспективы дальнейшего развития проекта

По итогам завершения проекта, можно будет сделать окончательные выводы о его эффективности, однако уже сейчас, результаты промежуточной диагностики свидетельствуют о наличии положительной динамики в развитии основных компонентов социально-перцептивной компетентности у педагогов (воспитателей и специалистов) и младших воспитателей.

Перспективы распространения результатов проекта мы видим в их представлении на районном, городском и областном уровне, включающем в себя участие в мастер-классах, выступления на конференциях и различных тематических площадках. Также предполагается публикация методических материалов по теме проекта на информационном сайте МКДОУ детский сад №425, в электронных и печатных изданиях.

Литература

  1. Битянова М.Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / М.Р. Битянова. - М.: МПА, 1995. – 163 с. 
  2. Вачков В.И. Основы технологии группового тренинга. – М., 2009. – 143с.
  3. Глушакова А.Н. Развитие коммуникативной компетентности педагога ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – №5. – с. 36-38
  4. Ершова Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения: автореферат диссертации кандидата психологических наук. – М., 1997. – с. 29
  5. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении. – Череповец: ЧГУ, 2020. – 150с.
  6. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 443с.
  7. Крутова И. Поиск форм профессионального развития воспитателей ДОУ // Воспитание дошкольника. – 2008. – №3. – с. 49-56
  8.  Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум/ сост. Г.С. Пьянкова. – Красноярск, 2012
  9.  Морозовская Е.А. Готовые программы тренингов с использованием метафорических карт. – М.: Институт проективных карт, 2016. –  187с.
  10. Орлова, И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии / И.В. Орлова. – СПб.: Речь, 2006. – 128 с.
  11.  Слепцова И. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми / И. Слепцова // Дошкольное воспитание. – 2007. - №3. – с. 74-81
  12.  Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб, 2008. – 234
  13.  Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М.:  Генезис, 2004. – 217 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный проект воспитателя ДОУ «Профессиональное мастерство, как условие развития театрального творчества»

Формирование духовно развитой личности не происходит само по себе и не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание условий и на реализацию нов...

Выступление на фестивале педагогических идей «Грани профессионального мастерства», в номинации «Мое авторское пособие»

                      Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспи...

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства" (магистр)

В содержании работы большое внимание уделяется вопросам теории мотивационной готовности педагогов, а также подробно дается анализ внешних и внутренних условий, способствующих формированию мотивационно...

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одно из направлений профессиональных компетенций педагогов в ДОО с использованием современных образовательных технологий развития.

Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. Ч...

методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы

в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...