Профессиональный проект воспитателя ДОУ «Профессиональное мастерство, как условие развития театрального творчества»
проект по теме

Василенко Лариса Геннадьевна

Формирование духовно развитой личности не происходит само по себе и не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание условий и на реализацию новых возможностей, совершенствование индивидуальных способностей. Процесс развития ребёнка как личности во многом зависит от профессиональной позиции педагога – воспитателя, от его педагогического мастерства. Главная цель данного проекта: повышение профессионального мастерства педагога через театрализованную деятельность с детьми, совершенствование педагогического творчества.Задачи проекта: 1. Создать условия для развития творческой активности детей. 2. Приобщать детей к театрализованной культуре. 3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. 4. Продолжить поиск новых форм работы. 5. Участвовать в районных и областных конкурсах. 6.Проанализировать разные подходы к театрализованной деятельности Ожидаемые результаты: При условии реализации данного проекта рассчитываю получить следующие результаты: 1. Раскроются и получат дальнейшее развитие творческие способности детей, активизируется их жизненная позиция. 2. Получу дополнительные знания и практический опыт. 3. Участие в конкурсах повысит мотивационую сферу, раскроет мой творческий потенциал. 4. Новые формы работы повысят статус дошкольного учреждения в глазах родителей, увеличат степень их участия в жизни ДОУ. 5. Создание методических разработок повысит эффективность работы по театрализованной деятельности в условиях нашего детского сада. 6. Проанализировав свою работу с детьми по театрализованной деятельности, я смогу сделать выводы и сформулирую задачи на перспективу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа для аттестации.27.15 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Кочковский детский сад «Солнышко»

Проект

«Профессиональное мастерство, как условие развития театрального творчества»

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Василенко Л.Г.

                                                    2012

                                                                           

                                                      «Человек может жить своей профессией

 только тогда, когда он стремится

 познать через неё самого себя, и именно

таким путём он может принести наибольшую

 пользу обществу» (Ш.А. Амонашвили)

                           

     Постановка проблемы. Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества.  В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой 2011г. ведущими целями являются «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями…» (пояснительная записка к программе). Формирование духовно развитой личности не происходит само по себе и не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются на создание условий и на реализацию новых возможностей, совершенствование индивидуальных способностей. Процесс развития ребёнка как личности во многом зависит от профессиональной позиции педагога – воспитателя, от его педагогического мастерства. Поэтому перед каждым педагогом стоит задача: постоянное совершенствование профессиональных функций.  Это значит, на основе накопленного опыта, знаний, находить и применять оригинальные решения, новаторские идеи.

  Приоритетным направлением в работе с детьми в нашем дошкольном учреждении является развитие речи с использованием театрализованной деятельности. Педагоги постоянно ищут новые формы работы с детьми и родителями. А как развивается профессиональное мастерство педагога через театрализованную деятельность с детьми?

Ответом на поставленный вопрос является определение моей педагогической позиции - совместная деятельность воспитателя с детьми.

     Итак, главная цель данного проекта: Повышение профессионального мастерства педагога через театрализованную деятельность с детьми, совершенствование педагогического творчества.

Прежде всего, проанализирую, что я имею в начале работы над проектом:

Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. В образовательной области «Социализация» стоят задачи по развитию ребёнка в театрализованной деятельности в разделах театрализованные игры, культурно – досуговая деятельность (развлечения, праздники, самостоятельная деятельность, творчество). 

    Затем, изучив разные подходы к театрализованной деятельности с точки зрения теоретиков на курсах повышении квалификации («Речевое творчество и детский театр»), я выбрала дополнительную программу Н. Сорокиной, Л. Миланович «Играем в кукольный театр» - 2001г., так как она развивает творческие способности детей. Исходя из этих программ, выделила следующие задачи проекта:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей.
  2. Приобщать детей к театрализованной культуре.
  3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
  4. Продолжить поиск новых форм работы.
  5. Участвовать в районных и областных конкурсах.

6.Проанализировать разные подходы к театрализованной деятельности и составить методическое пособие «Играем, учимся, творим».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

I этап (подготовительный) –

  • Посещение курсов, семинаров, мастер – классов.
  • Составление плана работы с детьми.

II этап (основной) –

  • Практические занятия с детьми.
  •  Открытые занятия для педагогов ДОУ.
  •  Организация работы с родителями в новой форме (клуб «Театральная пятница»).
  •  Участие в районных и областных конкурсах (по плану ДОУ).
  •  Проведение мастер – класса для педагогов «Развитие речевого и театрального творчества».
  • Введение в сетку занятия «Риторика» под редакцией О.М.Ельцовой

III этап (итоговый) –

  • Диагностические мероприятия детей в группе.
  •  Разработка методического пособия  по театрализованной деятельности.
  •  Анализ своей работы.

Ожидаемые результаты:

При условии реализации данного проекта рассчитываю получить следующие результаты:

  1. Раскроются и получат дальнейшее развитие творческие способности детей, активизируется их жизненная позиция.
  2. Получу дополнительные знания и практический опыт.
  3. Участие в конкурсах повысит мотивационную сферу, раскроет мой творческий потенциал.
  4. Новые формы работы повысят статус дошкольного учреждения в глазах родителей, увеличат степень их участия в жизни ДОУ.
  5. Создание методических разработок повысит эффективность работы по театрализованной деятельности в условиях нашего детского сада.
  6. Проанализировав свою работу с детьми по театрализованной деятельности, я смогу сделать выводы и сформулирую задачи на перспективу.

  Реализация проекта:

 В современном мире, в век компьютеризации и телевидения, дети получают огромное количество информации, практически не прилагая усилий. Это развивает механическую память, не развивая художественно-образное мышление. Основой художественно-образного мышления является воображение. Творческая личность не возможна без хорошо развитого воображения. Вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Особая роль в развитии воображения принадлежит театрализованной деятельности. Можно утверждать, что она является источником развития чувств, приобщает к духовным ценностям, помогает всесторонне развивать ребёнка.

     Композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависит от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес». (8, с.5)

Театр – это всегда праздник, с ним связаны радость, веселые, уход от монотонности жизни, он дарит яркие впечатления, наполняет чувствами, мыслями. «Светлой радостью детства» назвал свой театр марионеток М. Ю. Лермонтов. (5, с.4) Играя роль, ребёнок не только представляет, но и переживает поступки своих героев. Эти переживания и способствуют творческому развитию ребёнка. Театр – это мощное педагогическое и психотерапевтическое средство. Театрализованные игры – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

 Свою работу планирую совместно с музыкальным руководителем, учителем – логопедом. Театрализованную деятельность организовываю в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, включаю в другие занятия (музыкальное, изо), праздники, а также планирую специально в недельном расписании занятий. В работе принимают участие воспитанники моей группы и их родители. Использую различные упражнения и этюды: на развитие мимики, пантомимики, воображения, памяти, внимания, на выразительность жеста. Для речевого развития провожу игры на дыхание, с чистоговорками, скороговорками, речевую разминку. Применяю различные театрализованные игры. Это инсценировки различных видов театра; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета или соединением нескольких сюжетов без предварительной подготовки. Эти игры особенно нравятся детям. Для развития творчества ребёнка в игровой, речевой, художественной и других видах деятельности организован детский театр «Сказка». Для работы над спектаклем группу делю на 2 – 3 подгруппы, чтобы каждый ребёнок был участником. Одним составом показываем сказку родителям, другим – малышам. Подгруппам меняю задания. Особенно интересны спектакли, где участвует вся группа, дети исполняют песенные импровизации, показывают кукольный театр, помогают в оформлении, исполняют роли ведущих (приложение 1). Традицией в нашем детском саду стала «Неделя театра», которая проходит в последнюю неделю марта. Ежемесячно в пятницу вечером приглашаю родителей на «театральную пятницу» (приложение 1). Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в дошкольном учреждении. Родители на таких вечерах не только исполняют роли зрителя или исполнителя, но и изготовителя декораций, костюмов, являются авторами сценариев и т.д. С чувством гордости и восхищения дети показывают работу своих родителей друг другу, родители довольны успехами детей. В группе создается микроклимат дружбы и доверия.

План работы воспитателей и родителей.

  1. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
  2. Просмотр видеофильмов.
  3. Знакомство с театром.
  4. Просмотр кукольных театров и беседы по ним.
  5. Игры – драматизации.
  6. Подготовка и постановка разнообразных сказок и инсценировок.
  7. Упражнения по формированию выразительности исполнений.
  8. Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Для организации самостоятельной театрализованной деятельности детей в моей группе организована театральная зона, где есть ширма, куклы в соответствии с возрастными особенностями детей, книги сказок, иллюстрации, уголок ряженых.

Остановимся на театрализованных занятиях. За основу занятий по театрализованной деятельности я взяла методические разработки Н.Сорокиной. Работая по ним, испытала некоторые затруднения. Во-первых, ведущую роль на данных занятиях выполняет музыкальный руководитель. К сожалению, в нашем дошкольном учреждении на девять групп работает один музыкальный руководитель.

Во-вторых, было недостаточно разновидностей кукольных театров, присутствовало однообразие сказочных героев. Для решения этой проблемы педагоги нашего коллектива вместе с родителями и детьми изготовили разные виды театров: из кружек, на фланелеграфе, из пластиковых бутылок, на диске пальчиковые, настольные, из варежек, на палочках. Приобрели оргтехнику, диски для музыкального сопровождения (приложение 2).

Участвуя в ярмарке социально-значимых проектов по теме: «Театр, как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста» в 2007г. наш детский сад выиграл грант. Приобрели детские театрализованные костюмы, пополнили театр кукол «би – ба – бо», обновили ширмы (приложение 3).

 Продолжая пополнять свои знания, я познакомилась с пособием для работников дошкольных учреждений М.Д. Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду». Следует подчеркнуть, что данные театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Содержание, формы и методы проведения этих занятий способствуют одновременно достижению трёх задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей. В отличие от разработок Н. Сорокиной, эти занятия проводит воспитатель. Занятия строятся по единой схеме:

-  введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театральная деятельность, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение.

   Всё это очень близко моему отношению к театрализованной деятельности. Однако, знакомство с разными видами кукольного театра, с кукловождением в задачах пособия Е. Махнёвой не стоят, тем не менее, я считаю, что именно игра в «куклы» развивает у детей интерес к театрализованной деятельности. Поэтому я решила объединить в одном пособии разные методы и формы театральной педагогики - применить задачи по театрализации к условиям своего детского сада, к наличию в нашем дошкольном учреждении определённых пособий, атрибутов, материалов, кукольных театров. Данное методическое пособие получило название «Играем, учимся, творим». Пособие содержит перспективный план работы, краткие сценарии занятий, цели, которые ставит перед собой и детьми педагог, способы и приёмы их решения (приложение 4). Практическое действие каждого ребёнка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. На занятиях знакомлю детей с кукловождением, с театральными атрибутами и профессиями. Все занятия имеют законченный характер, и могут быть использованы целиком или частично в других дошкольных учреждениях. В данном пособии запланирована работа с родителями - это родительский клуб «Театральная пятница».  Занятия можно проводить в форме кружковой деятельности. Для этого лучше разделить группу детей на две подгруппы, чтобы раскрыть и показать способности каждого ребёнка.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, я пришла к выводу, что у детей преодолевается застенчивость, постепенно развивается речевая и общая инициатива, развивается выразительность речи, активизируется словарь. Включение в каждодневную жизнь детей театрализованной деятельности вызывает неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослыми переживать воображаемые ситуации, они знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки – это заставляет их думать, анализировать, обобщать. У ребят развивается эмоциональная сфера, раскрываются творческие способности: воображение, память, внимание; развивается уверенность в себе. Это подтверждают результаты диагностики (приложение 5).

      Пособие «Играем, учимся, творим» было представлено на конкурсе «Детский сад года Новосибирской области» -2009г, где признаны победителями (приложение 6).   Оно может быть использовано воспитателями нашего детского сада в целях речевого, интеллектуального, художественно-эстетического развития ребёнка.

        В своей работе я использую проектную деятельность. Проект – это исследовательская задача, представленная в форме привлекательной проблемной ситуации. Участниками проектов становятся дети и их родители. Одной из совместных работ является проект «Развитие воображения детей через театрализованную деятельность» (приложение 13). А экологический практико-ориентировочный проект «Лучшая площадка Кочковского детского сада» решал проблему преобразования прогулочного участка группы с наибольшей пользой для детей и окружающей среды. Этот проект показал, что театрализованная деятельность – одно из эффективных средств решения экологических задач. Благодаря ему на участке появилась красивая веранда, похожая на сцену в парке отдыха, а сказочные персонажи, сладкоежка Потапыч, умная черепаха и любопытный львёнок, привлекают гостей своей яркостью. Новая клумба напомнила всем «цветик-семицветик». Презентацией проекта стало театрализованное представление на участке «Осенинка». Нашим проектом заинтересовались журналисты, и в эфире местного телевидения был показан видеорепортаж (приложение 14).

   Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Это заставляет их думать, анализировать, обобщать, развивается эмоциональная сфера ребёнка, раскрываются творческие способности: воображение, память, внимание, развивается уверенность в себе.

      Благодаря тому, что мы систематически занимались театрализованной деятельностью, у детей выработалась активная жизненная позиция. После окончания детского сада выпускники моей группы продолжают заниматься в Кочковском народном театре кукол «Сюрприз», в школе искусств, в танцевальной

студии. В районной газете «Степные Зори» и в областной газете «Советская Сибирь» писали о моих маленьких артистах (приложение 7).      

      Для того, чтобы показать работу педагогов, сделать её более открытой для всех, зафиксировать наиболее яркие текущие события в группе, вовлечь родителей в образовательный процесс, поблагодарить их за помощь и участие в жизни детского сада, организовала такую форму работы, как «Летопись группы» (приложение 8). Периодически просматривая летопись, которую заполняет педагог группы, родители узнают больше о своём ребёнке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагогов в группе и начинают испытывать к ним большее уважение. Наконец, они, увидев себя на фотографиях, ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. А дети, рассматривая фотографии, улучшают свои отношения со сверстниками, обсуждая события - развивают речь, память. «Летопись группы» хорошо сочетается с другими формами работы с родителями.

       Работая с детьми, я стараюсь улучшить свои артистические способности, пополнить знания. Приняла участие в мастер - классе преподавателей новосибирского колледжа искусств «Развитие речевого и театрального творчества». Составляла сценарий на конкурс «Разговор о правильном питании». На региональном этапе мои воспитанники заняли третье место в номинации телевизионный ролик «Кулинарный поединок» (приложение 9).

    Являлась участником творческой группы в разработке и проведении праздника 30-летие нашего ДОУ. Яркое и запоминающее мероприятие освещали в газете и показывали по телевидению. Приняла участие в первом этапе областного фестиваля творчества «Признание» среди образовательных учреждений района. Наше выступление получило громкие аплодисменты, диплом участника и приз зрительских симпатий.

      Заключительная часть: В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. В настоящее время дошкольные учреждения обязаны работать в режиме не столько функционирования, сколько развития, применяя здоровье сберегающие технологии. Очень важно в период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Организация занятий в дошкольных учреждениях часто не дает возможности ребенку отвлечься, поиграть, перейти от сложного задания к более легкому, что влечет за собой потерю интереса к образовательному процессу. Возникла проблема: как изменить отношение детей к обучающей деятельности, рационально организовать смену деятельности?

     Посетив курсы в 2010 году «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС - здоровье»» и курсы НИПКиПРО «Модернизация содержания и методики дошкольного образования», я пришла к выводу, что необходимы комплексные занятия. И начала работать по                              пособию «Комплексные занятия» (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой). На занятиях предлагаются обучающие задания; подкрепляемые дидактическими, развивающими, подвижными играми и упражнениями. Итоговая совместная игра, ответы на вопросы воспитателя закрепляют полученные знания. В то же время есть место для творческого подхода воспитателя к организации занятий. Именно сейчас я смогла решить последнюю задачу: объединить театрализованную с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Театрализованные комплексные занятия заинтересовывают детей, мотивируют, позволяют сосредоточиться на учебной деятельности. В перспективе у меня появилась новая задача: разработать интегрированные занятия по театрализованной деятельности с использованием технических средств. На таких занятиях программные задачи будут реализованы в нестандартной форме, у дошколят сформируются положительные эмоции от общения с миром знаний.

     «Счастливая, невозвратимая пора детство! Как нам не любить, не лелеять воспоминания о ней?» - писал Л. Н. Толстой.  В общую цепь незабываемых эмоций детства свои особые, яркие, добрые, радостные воспоминания вносит театрализованная деятельность детей. Закончить описание своего опыта работы хочу словами С. Образцова «Кукольный театр очень нужен людям – и детям, и взрослым, иначе зачем бы я стал всю жизнь играть в куклы». (9, с.15)

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии.     Минск, 1990.  – С. 27

2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников. –

3. Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности //Воспитание школьников. – 2004. - №5

4. Васильевой М.А., Гербовой В.В.Комаровой Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Москва, 2007. – С. 194

5. Доронова Т.Н. Играем в театр. – Москва, 2004. – С.126

6.Ельцова О.М. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов. – Волгоград, 2011. – С.215

  1. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. – Новосибирск, 2004. – С.175
  2. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – Москва, 2001. – С. 125
  3. Образцов С.В. Всю жизнь я играю в куклы. – Москва, 1983. – С. 80
  4.    Психологический словарь. – Москва, 1981. – С.702
  5.  Сорокина Н., Миланович Л. Играем в театр. - 2001г.
  6.  Сухомлинский В.А.  Сердце отдаю детям. – Москва,1974. – С. 22