«Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода»
статья на тему

Русскова Татьяна Евгеньевна

Принцип личностно ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом этого процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода»

Человек- свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ребенка с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариантов обучения и т.д. многочисленные наблюдения убеждают, что объектный подход к человеку, насильственный характер воспитательных средств противен природе ребенка, которому свойственна страсть к свободе. Направленное воспитательное воздействие всегда вызывает сопротивление личности. Ребенок не хочет быть объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни.

Принцип личностно ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом этого процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы изменения , происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности, а результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую   ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания. Индивидуально личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. Индивидуальность  интегрирует все социально ценные свойства личностио, придает ей целостность, а ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания.                                                                                                         Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:                                1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своего воспитанников.                                                                                                        2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности  таких важных личностных  качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, жизненные планы.                                                                                                                         3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.                                                                                                 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить -  оперативно изменял тактику воспитания  в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств.                                                   5) максимально опирался на собственную активность.                                                                6) помогал в выборе целей, методов, форм воспитания.                                                               7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовал и направлял ведущую к успеху деятельность.                                                                Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.                                                                                                                                 При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются  потенциальные возможности, ближайшие  перспективы.                                                                                                                                    Все мы знаем , что максимально благоприятные возможности  для формирования нравственных и социальных качеств- в младшем возрасте.  Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авторитету.                                                         Индивидуальные особенности на которые надо опираться педагогу , чаще всего выделяются особенностями . восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. При массовом воспитании изучать эти особенности трудно и педагог должен идти на дополнительные затраты времени и энергии, средств, собирая  важные сведения, без которых, знания личностных качеств не может быть полным.                Современные дети, с возросшими интересам, подталкивают педагога на всестороннее развитие.                                                                                                                            Допуская ,в свой внутренний мир воспитателя, ребенок стремиться создать этот мир таким, каким бы он хотел его видеть.                                                                                Многие воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным»  , нарушителям правил поведения.                                                  Эти воспитанники требуют повышенного внимания.    За внешним благополучием  могут скрываться и неблаговидные мысли.                                                                                   Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, воспитателя.      Требование к семье: поддерживать и укреплять связь с педагогом.   Педагог должен обладать способностью  к формированию и развитию личностных качеств и качеств ребенка. Таким образом , система повышения квалификации, справедливо рассматривается, как мощный фактор развития педагога.                               ..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя  дошкольного образовательного учрежденияПоказательПроявление показателяПодтверждающие документыРекомен...

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

По этим критериям я набирала портфолио на 1 категорию воспитателя. Может кому пригодится, удачи....

Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"

Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...

Консультация "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода."

Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...

Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"

Консультации для воспитателей."Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"Человек – свободная личность, способная к...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие формированию профессиональной мобильности воспитателей, приводятся типичные для дошкольных образовательных учреждени...