Консультация "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода."
консультация на тему

Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ребенка с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и т.д. Многочисленные наблюдения убеждают, что объектный подход к человеку, насильственный характер воспитательных средств противен природе ребенка, которому свойственна страсть к свободе. Направленное воспитательное воздействие всегда вызывает сопротивление личности. Ребенок не хочет быть объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода.

     Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ребенка с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и т.д. Многочисленные наблюдения убеждают, что объектный подход к человеку, насильственный характер воспитательных средств противен природе ребенка, которому свойственна страсть к свободе. Направленное воспитательное воздействие всегда вызывает сопротивление личности. Ребенок не хочет быть объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни.
                Принцип личностно ориентированного подхода определяет положение ребенка в воспитательном процессе, что означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности, а результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания.
Индивидуально личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. Индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, а ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и воспитания.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
               1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности
темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
               2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности
таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,
установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные
ориентации, жизненные планы и другие;
              3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и
все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности,
обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
              4)      своевременно   выявлял   и   устранял   причины,   которые   могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
              5) максимально опирался на собственную активность личности;
              6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе
целей, методов, форм самовоспитания;
              7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников,   не   столько  руководил,   сколько  умело  организовывал  и направлял ведущую к успеху деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.
            При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в младшем возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его авторитету.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.
Учитывая возросший уровень знаний современных детейих разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
           Развитие собственной личности требует от ее носителя известной успокоенности, гармонии с самим собой, т.е. того состояния, о котором поэт сказал: «Мне грустно и легко, печаль моя светла...».

Допуская в свой внутренний мир педагога, воспитанник в любом случае стремится представить этот мир таким, каким бы он хотел, чтобы его видели.
Быстрые   темпы   формировании   личностных   качеств   в   детском возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полудостигнутым.
Особенно  внимательно  воспитатели  следят за изменением  главных  личностных качеств -  направленности ценностных ориентаций, жизненных планов   деятельности   и   поведения,   оперативно   корректируют   процесс -воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.
Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» детям, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.
Личностно-ориентированный подход помогает воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит  личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного  воздействия.  Очень важно, чтобы требования,    исходящие от  воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
2.      Огромная   роль   в   формировании   личности   принадлежит  семье. Интимность  отношений,   индивидуальность   воздействий,   неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых   родители   знают   значительно   лучше   воспитателей,    никакими другими    педагогическими    воздействиями    заменить    нельзя.    Недаром большинство педагогов согласны с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и   укреплять   связь   с   семьей,   опираться   на   нее    при   решении   всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.
3.      Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей
нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели
бы прививать своим детям.
4.Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других воспитателей и т.п. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.
5.Практическая   реализация   личностно-ориентированного   подхода требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и  в свободноевремя. Систематичность   процесса   воспитания   обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться.
6. Способ    достижения    успешности    в    реализации    личностно-
ориентированного подхода –        координация усилий причастных к воспитанию людей. Вот почему воспитатели не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми участниками этого процесса.
Накопленный опыт показывает, что для продуктивной деятельности педагог, воспитатель должен обладать рядом профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
способностью к формированию и развитию личностных креативных качеств;
знанием формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения  воспитания, познания других людей и самопознания; творческого совершенствования человека;
методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;
способностью к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Таким  образом, система повышения квалификации  педагогов справедливо рассматривается как один из мощных факторов развития.