СЕМИНАРЫ для педагогов
методическая разработка по психологии

Милитенко Елена Сергеевна

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективное взаимодействие с родителями детей с ОВЗ

Формирование мотивации

  1. Источники мотивации

Что мотивирует человека (является источником его активности):

  1. эмоции и переживания
  2. потребности
  3. установки в поведении, убеждения и ценности

  1. Отрицательная и положительная мотивация (блок эмоции и переживания)

В основе положительной лежит позитивное подкрепление, в основе отрицательной – негативное.

Упражнение «Наставление»

Участникам предлагается составить наставление для человека, который решил заняться спортом, но никак не может преодолеть лень. Группа делится на две части. Одна составляет наставление с положительной мотивацией, другая с отрицательной.

Рефлексия

  1. Какое наставление вам показалось более мотивирующим и почему?
  2. Какие переживания возникли у вас при прослушивании «положительной» мотивации, а какие при прослушивании «отрицательной»

  1. Структура мотивации (блок потребности)
  1. наличие общей цели (соответствующая интересам и потребностям и описываемая как достижимая)
  2. наличие критериев оценки (как мы поймем, что цель достигнута)
  3. учет ресурсов и возможностей
  4. учет значимости вклада каждой из сторон в общую деятельность

Выявляем общую цель: положительная динамика в развитии ребенка/ желание «переделать родителя»

Обсуждаем на рефлексивном круге, чем эти цели отличаются (делается акцент на том, что желание «переделать» родителя не способствует установлению и поддержанию контакта)

Работа в группах: 1) определяем, интересы и потребности родителя – для этого размышляем о трудностях, с которыми сталкивается родитель 

  • отсутствие информации о диагнозе ребенка,
  • трудности с поведением,
  • отсутствие у ребенка определенных навыков и умений

Исходя из потребностей, проговариваем родителю, критерии оценки при достижении цели

                                   2) ресурсы и возможности родителя

  • внешние ресурсы (наличие времени и материальных возможностей, отсутствие конфликтов внутри семьи, наличие людей, помогающих в воспитании ребенка, поддерживающая атмосфера в семье)
  • внутренние ресурсы (стрессоустойчивость, гибкость, воспитательный потенциал)

Обсуждаем на рефлексивном круге:

  1. Зачем нужно учитывать ресурсы и возможности родителя?
  2. Как можно получить информацию о ресурсах и возможностях родителя?
  3. Что делать, если ресурсов у родителя недостаточно?

Подводим педагогов к мысли о важности развития личностной рефлексии у родителя (обращаемся к положительному опыту родителя, задаем вопросы, позволяющие родителю размышлять о сложившейся ситуации)

Проговариваем, что работа с установками, убеждения и ценностями также построена через диалог с родителем, побуждение его к размышлению о реальной ситуации развития ребенка с учетом эмоций родителей.

Ограничивающие установки и убеждения

  • мой ребенок неумеха
  • я не обязан заниматься с ребенком, это задача специалистов и воспитателей
  • моего ребенка оценивают предвзято

Проговариваем, что чаще всего за этими установками лежит ощущение бессилия родителей – я не знаю, что с этим делать

Ситуация-кейс

Рефлексия

  1. Что Вам показалось удачным в действиях и словах педагога, получилось ли у него Вас замотивировать на совместную работу?
  2. Какие трудности Вы испытывали, выстраивая «взаимодействие» с родителем?
  3. Какие чувства Вы испытывали при взаимодействии?

Ваш ребенок отказывается выполнять задания, которые дают педагоги (специалисты). Вы ощущаете бессилие и не знаете, как справиться со сложившейся ситуацией.  Чаще всего у Вас просто не хватает терпения и сил, чтобы договориться с ребенком, и Вы оставляете все, как есть. Или делаете задание за ребенка сами, только бы от Вас «отвязались». Близкие Вас не поддерживают, говоря, что «ребенок все это перерастет и не нужно его насиловать, специально с ним занимаясь».

При разговоре с педагогом Вы отмалчиваетесь, или говорите, что «дома ребенок совсем другой».

Расскажите педагогу о своих трудностях, только если почувствуете, что педагог «на вашей стороне».

Ребенок, о котором Вам предстоит говорить с родителем, испытывает трудности в усвоении программы. Он невнимателен, часто отвлекается, у него плохо развита мелкая моторика. Задания, которые даются «домой» выполняются из рук вон плохо. Родитель, когда Вы говорили с ним, чаще отмалчивается и Вы понимаете, что сложившуюся ситуацию нужно как-то менять.

Ваша задача – замотивировать родителя на совместную деятельность с ребенком дома.

Общая цель

Ресурсы и возможности

Положительная мотивация

                 

Эмоции и переживания

Интересы и потребности

Установки, убеждения, ценности

Отрицательная мотивация

Желание «переделать» родителя

Мой ребенок неумеха

Для занятий с ребенком есть педагоги

Предвзятое отношение к ребенку

Мотивация

Положительная динамика в развитии ребенка

Интересы и потребности родителя

Ресурсы и возможности

Информация о «диагнозе» ребенка

Изменения в поведении

Приобретение умений и навыков

Желание ощущать себя успешным родителем

Ощущение бессилия

Наличие времени

Поддерживающая обстановка в семье

Стрессоустойчивость

Гибкость

Воспитательный потенциал

  1. Установление контакта
  2. Формирование мотивации
  1. Поддержание эффективного взаимодействия, обратная связь

  1. Портрет «трудного» родителя и «трудного» педагога

Рефлексия

  1. Почему вы считаете эти качества «трудными», чему они мешают?

Подводим к трудностям в установлении эффективного взаимодействия с родителем

  1. Тактика установления эффективного взаимодействия
  2. Портрет родителя и педагога при эффективном взаимодействии

Игровая ситуация

Рефлексия

  1. Позиция «взрослый»-«взрослый», позиция «родитель-взрослый»
  2. Почему педагогу может быть трудно оставаться в рамках «эффективного взаимодействия»?

Говорим о чувствах педагога, которые вызывает «нежелание» родителя идти на контакт

  • злость
  • бессилие
  • обида

Говорим о чувствах родителя, когда педагог встает по отношению к нему в экспертную позицию

  • злость
  • обида
  1. Установление контакта
  • доброжелательность
  • акцент на ресурсах
  • искренняя заинтересованность в собеседнике
  • выявление точек соприкосновения (общие цели, мотивы, устремления)

  1. Особенности родителей детей с ОВЗ
  • принятие диагноза
  • отрицание
  • отвержение ребенка

Установление контакта

Формирование мотивации на совместную работу

Поддержание эффективного взаимодействия, обратная связь


Обвиняет

Отказывается слушать

Критикует

Может проявлять агрессию

Отрицает наличие проблемы

Категоричен в высказываниях

Проявляет незаинтересованность

Отказывается выполнять рекомендации

Акцентирует внимание только на проблемных моментах

Объективно оценивает ситуацию

Внимателен к тому, что говорят

Проявляет доброжелательность

«Видит» проблему

Делает акцент на ресурсах

С вниманием относится к тому, что говорят

Следует рекомендациям

Не выносит однозначных суждений

Стремится к сотрудничеству

Ребенок, о котором вы будете разговаривать с родителем, систематически нарушает режимные моменты. На занятиях не слушает педагога, постоянно вертится и занимается чем угодно, только «не тем, что нужно». У ребенка есть трудности в усвоении материала. Поведение также «оставляет желать лучшего». Ребенок чрезмерно эмоционален, обидчив, может проявлять агрессию по отношению к детям.

Вам нужно составить с родителем разговор об имеющихся проблемах и дать рекомендации по их преодолению. Например, рекомендовать больше заниматься с ребенком дома, разговаривать с ним о том, что происходит на занятиях и во взаимодействии с детьми

Займите «понимающую» позицию.

Ваша задача – помочь родителю увидеть, что у ребенка объективно есть трудности, выразить понимание, что ему (родителю) тоже может быть непросто, дать рекомендации, основываясь на ресурсных моментах (например, на том, что у ребенка хорошо получается делать, на том, в какие моменты ребенок проявляет интерес к предложенным заданиям)

Вы знаете, что ваш ребенок неусидчив и очень эмоционален. Вас постоянно просят повлиять на происходящее. Вот только вы не знаете, как это сделать.

 Весь предыдущий опыт общения с педагогами подсказывает вам, что «ничего хорошего о ребенке не скажут», поэтому вы изначально готовитесь оспаривать все, что вам будут говорить. По вашему мнению, вас пытаются выставить «плохим родителем», и поэтому вы готовы защищаться до последнего.

Ваша задача – занять оборонительную позицию, до последнего не соглашаясь с педагогом

Ребенок, о котором вы будете разговаривать с родителем, систематически нарушает режимные моменты. На занятиях не слушает педагога, постоянно вертится и занимается чем угодно, только «не тем, что нужно». У ребенка есть трудности в усвоении материала. Поведение также «оставляет желать лучшего». Ребенок чрезмерно эмоционален, обидчив, может проявлять агрессию по отношению к детям.

Вам нужно составить с родителем разговор об имеющихся проблемах и дать рекомендации по их преодолению. Например, рекомендовать больше заниматься с ребенком дома, разговаривать с ним о том, что происходит на занятиях и во взаимодействии с детьми

Займите экспертную позицию.

Ваша задача – научить родителя, как ему лучше поступить в сложившейся ситуации

Вы знаете, что ваш ребенок неусидчив и очень эмоционален. Вас постоянно просят повлиять на происходящее. Вот только вы не знаете, как это сделать.

 Весь предыдущий опыт общения с педагогами подсказывает вам, что «ничего хорошего о ребенке не скажут», поэтому вы изначально готовитесь оспаривать все, что вам будут говорить. По вашему мнению, вас пытаются выставить «плохим родителем», и поэтому вы готовы защищаться до последнего.

Ваша задача – не соглашаться с тем, что будут говорить, переводить тему, обижаться на услышанное



Предварительный просмотр:

Приемы нейрокоррекции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ТНР и ЗПР)

Цель: распространение профессионального опыта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

  • создание условий для профессионального общения по вопросу обучения и развития детей с ОВЗ;
  • формировать представления о нейропсихологических приемах и их значении для общего развития детей с ОВЗ;
  • показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми с ОВЗ

 Цели нейропсихологической коррекции:

  • развитие высших психических функций;
  • функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой;
  • обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.

Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения -растяжки;
  • глазодвигательные упражнения;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук;
  • упражнения релаксационные;
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
  • упражнения с правилами и т.д.

Данные нейропсихологические упражнения направлены на работу с детьми, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением памяти, внимания, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.

1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Метафорический «девиз» этого уровня «я хочу».

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

  • истощаемость, утомляемость, вялость;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • медлительность или гиперактивность;
  • частые простуды;
  • двигательная неловкость

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений 1-го блока включает в себя: дыхательные упражнения, массаж, релаксация, растяжки, тренировка мышц речевого аппарата, упражнения для шеи, плеч, рук, ног. Такие упражнения формируют сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, тонический и эмоциональный статус.

Примеры упражнений

«Дерево на ветру»

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и на выдохе качаться вправо (влево), немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево

«Воздушный шарик»

Встать, расставив ноги на ширине плеч и представить, что в руках невидимый воздушный шарик. На счет «раз, два» набрать в грудь воздух. На счет «три, четыре» выдохнуть, наполняя воздушный шар. При этом показывать руками, как шарик увеличивается в размерах.

«Кто дальше?»

Выполняется за столом. Положите перед собой и ребенком два ватных шарика (разноцветных, или обычных белых). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

«Вырасти большой»

Выполняется стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз

2 блок – блок приема, переработки и хранения исходящей извне информации. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».

Признаки нарушений в развитии 2-го блока мозга:

  • страдает память,
  • несформированность пространственных представлений,
  • недостаточное развитие зрительного и слухового восприятия
  • недостаточность тонкой моторики

Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария. Соматогнозис, тактильный, слуховой, зрительный гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.

Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы – у ребенка нарушается формирование представлений о своем теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений.

Упражнения: «Повтори позу». - «Телесные фигуры, буквы и цифры». - «Рисунки и буквы на спине и на ладонях».

Зрительный гнозис – при нарушении зрительного гнозиса ребенок плохо опознает картинки или даже реальные предметы. Также возможны серьезные трудности при опознавании лиц знакомых людей. Работа начинается с того уровня, на котором ребенок успешно справляется с предлагаемыми ему действиями.

Упражнения: «Разрезные картинки». - «Выбор недостающего фрагмента изображения». -«Чего здесь не хватает?» - «Дорисуй предмет до целого «Лабиринт».

Пространственные и «квазипространственные» представления. 

Пространственные схемы и диктанты. - Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет). - «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево». - «Покажи направление». - «Графические диктанты».

«Квазипространственные» речевые конструкции - «Положи предмет...», «Где лежит предмет?», - Логические задачи (лягушка живет под мышкой, зайчик — над лисичкой, мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?)

Графические способности - Различные «обводилки». - Специальные рисунки.

Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы - при нарушении слухового восприятия ребенок недостаточно хорошо различает окружающие его звуки. Он плохо ориентируется в мире, так как не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом. Часто это приводит к страху. Также таким детям трудно контролировать свои действия. Трудности слухового восприятия проявляются и в развитии речи. Так, дети не «слышат», не понимают интонации говорящего, не чувствуют эмоциональной составляющей коммуникации. В дальнейшем при такой слабости слухового восприятия искаженно формируется и речевое восприятие (и собственная речь ребенка).

Упражнения: - «Шумящие коробочки». «Игра в рифму» - «Первый звук, последний звук»

Мнестические процессы. «Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать). «Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность» (ощупать и назвать). «Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы). «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное). «Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».

Признаки нарушений в развитии 3-го блока мозга:

  • трудности самоконтроля и усвоения норм и правил поведения,
  • повышенная отвлекаемость на любой стимул, который появляется в поле зрения,
  • тенденция к упрощению любой программы.

Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов головного мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания и преодоление стереотипов, целеполагание, формирование программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов.

Примеры упражнений

«Послушай тишину»

Дети садятся на пол и закрывают глаза. Им предлагается последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

«Кричалки – шепталки – молчалки»

Необходимы три силуэта ладони, сделанные из разноцветного картона: красный, желтый, зеленый. Это – сигналы. Когда педагог поднимает зеленую ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую – «шепталку» - можно тихо передвигаться и шептаться; красную – «молчалку» - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

«Четыре стихии»

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Летает - не летает»

Все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.

Педагог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова.

«Сова» («День и ночь»)

С помощью считалки выбирается водящий - «сова». Остальные дети будут изображать мышек или птичек. По команде педагога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда педагог произносит: «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и «уносит» их к себе в «гнездо».

«Руки-ноги»

Дети прыгают на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вместе – руки врозь.

Ноги врозь – руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе.

Ноги врозь – руки врозь.



Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для воспитателей

Название: Педагог и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Пути достижения взаимопонимания

Цель: актуализация представлений педагогов об их профессиональной позиции и особенностях взаимодействия с ребенком с ОВЗ, формирование навыков эффективной коммуникации

Необходимые материалы: карточки с заданиями, листы бумаги желтого цвета (для «кирпичиков»), фломастеры, музыкальный центр, или магнитофон, диск с музыкой

Ход занятия.

1. Вводная часть

Обсуждение на круге актуального эмоционального состояния и ожиданий от предстоящей работы, актуализация внимания участников на теме занятия

2. Разминка

Упражнение «Приветствие без слов»

Каждому из участников предлагается поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Остальные участники группы отвечают так же, как с ними поздоровались.

3. Основная часть

1) упражнение «Карусель общения»

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание, которое дается участникам группы: войти в контакт, поддерживать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Ведущий предлагает примеры ситуаций:

  • перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но при этом довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…;
  • перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…;
  • перед вами маленький ребенок, который чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте…;
  • после длительной разлуки вы встречаете любимого (любимого). Вы очень рады встрече.

Время на установление контакта 2-3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники внешнего круга переходят к следующему участнику.

Вопросы для обсуждения на рефлексивном круге: легко ли вам было вступать в контакт, с какими трудностями вы столкнулись, какие способы поддержания контакта вы использовали.

2) упражнение «Плющ»

Перед началом упражнения ведущий предлагает участникам послушать сказку про «Плющ, который карабкался и карабкался».

Сказка

«Карабкаться» — странное такое слово, но его всегда употребляют, когда говорят про плющи… По мнению людей, плющи только и делают, что карабкаются! Причем карабкаются, и карабкаются, и карабкаются — выше, и выше, и выше…

Вообще-то, про плющи можно ещё сказать, что они «ползут» или «вьются», но эти слова какие-то… насекомые. Так про насекомых говорят: гусеница ползет, муха вьётся… Вот и непонятно, как плющ мог бы оказаться в такой компании — словно он гусеница опять же. Или муха. Так что мы с вами забудем слова «ползти» и «виться» — выберем уж тогда слово «карабкаться», потому что карабкаются не только насекомые, но ещё, например, и альпинисты — когда в горы поднимаются. А альпинисты — они всё-таки гораздо лучше, чем насекомые! Вот наш Плющ, значит, и карабкался… карабкаться же ему было ох как высоко! Он ведь родился на самой земле, у забора: сначала даже никто и не понял, что это плющ и что он вообще когда-нибудь начнет карабкаться. Но карабкаться он начал сразу же — как родился, так и стал карабкаться.

— Ты куда? — спросили его соседние растения: у них пока ещё не было имен, как и у Плюща. У растений ведь как… Пока растение не станет большим, совершенно непонятно, что это за растение и как его зовут. Они все на одно лицо: маленькие такие, зелёненькие… — потому и гадать бесполезно, что из каждого появится. Может, цветок или овощ, а может — сорняк противный! Только уже потом становится ясно, что перед нами… ну, цинерария, например… но это я так, к слову. В этой-то сказке перед нами никакая не цинерария, а даже совсем наоборот — Плющ.

Плющ, услышав вопрос: «Ты куда?» — задумался… и в самом деле: куда это он? Все вокруг него как стояли на земле, так и стоят, а он сразу же за какую-то щепочку на заборе зацепился да и поднялся на полсантиметра. Но отвечать было надо — и Плющ сказал:

— Я… я — туда, наверх.

— И чего ты там, наверху, забыл? — опять спросили его соседние растения.

От этого вопроса Маленький Плющ почувствовал себя и вовсе уж в тупике. Однако он всё-таки сосредоточился и ответил:

— Я там ничего не забыл, потому что я там ещё и не был. Но мне туда очень хочется.

— А здесь тебе чем плохо?

Плющ вздохнул и решил поскорее всё-таки вскарабкаться наверх, а то вопросов становилось что-то слишком много.

— Мне здесь хорошо, — объяснил он, — только здесь я уже довольно долго нахожусь. — И начал карабкаться по забору.

Он карабкался так прилежно, что всего через несколько дней оказался на самой вершине забора, и, когда посмотрел вниз, — у него даже голова закружилась.

— Ох… — сказал тогда Плющ сам себе, — высоко-то как! Не свалиться бы отсюда…

— Не бойся, — успокоило его Небольшое Деревце, — тут не страшно. Тут здорово!.. А ты куда?

Небольшое Деревце так спросило, потому что Плющ уже начал карабкаться дальше — по стене дома.

— Мне надо выше, — объяснил Плющ, сам изумляясь своим словам, и принялся тянуться вверх.

— Тут же здорово… — услышал он снизу, но ничего не ответил, потому что находился уже возле самой крыши дома, а потом — даже не заметив как — принялся карабкаться по трубе. Когда он добрался до вершины трубы, Одно Высокое Дерево с удивлением поприветствовало его и воскликнуло:

— Высоко же ты залез! Сюда немногие добираются… А тебе сюда зачем?

— Мне не сюда, — смущённо ответил Плющ. — Мне выше…

— Выше? — рассмеялось Одно Высокое Дерево. — Про это забудь. Выше уже ничего нет — посмотри-ка, что над тобой!

Плющ с тревогой посмотрел вверх и ужаснулся: наверху действительно ничего не было — одно только небо, безбрежное синее небо.

— Здесь кончаются все дороги, — вздохнуло Одно Высокое Дерево. — Я и само подумываю, не остановиться ли расти… Тут, наверху, по-настоящему прекрасно: чистый воздух и никого поблизости! Я думаю, что мы с тобой достигли предела.

— Разве есть какой-нибудь предел? — огорчился Плющ и ещё раз посмотрел в небо, безбрежное синее небо.

— Конечно! — снова рассмеялось Одно Высокое Дерево. — Предел есть всему.

Плющ вздохнул… А потом всё-таки решил ещё хоть немножко потянуться вверх, в пустоту.

— И не старайся, — махнуло веткой Одно Высокое Дерево. — Там, наверху, ты не найдёшь никакой опоры.

Плющ не спал всю ночь. Он думал о том, что вот и кончилось его путешествие: он достиг самой крайней точки и теперь должен остановиться, привыкнуть к жизни на трубе и радоваться, что добрался до таких высот. Но когда утром он опять увидел небо, безбрежное синее небо, непонятная дерзкая сила бросила его вверх— туда, где не было никакой опоры.

— Ты упадёшь! — крикнуло ему вслед Одно Высокое Дерево, которое как раз проснулось и следило за опасными движениями Плюща.

— И пусть! — сказал Плющ, уже готовый падать, но в эту самую минуту с неба, безбрежного синего неба, кто-то внезапно протянул ему большую ласковую руку — и, даже не думая о том, чья это рука, Плющ с благодарностью стал карабкаться по ней — выше, и выше, и выше…

После окончания сказки участникам предлагается разбиться на пары и определить, кто в паре будет педагогом, а кто ребенком. После этого «ребенку» предлагается  встать перед «воспитателем». «Ребенок», стоящий впереди, становится плющом, а «воспитатель», стоящий позади, выполняет роль того, кто будет страховать плющ, пока тот будет «расти». «Плющ» поднимает руки на уровне пояса ладонями вверх, тот, кто страхует подставляет свои раскрытые ладони под его. Участники закрывают глаза. Теперь руки «плюща» должны медленно подниматься вверх, символизируя его рост, а страхующий его движется следом за ним. Звучит релаксационная музыка. После окончания первого этапа упражнения участники в паре меняются местами.

Цель упражнения в том, чтобы отследить, насколько руки, поддерживающие плющ поспевали за ним, или же, напротив, подталкивали его. Случается и так, что тот, кто поддерживает, стремится «удержать» плющ, и не дает ему расти так, как тому хотелось бы. Рефлексия дает возможность педагогам понять, насколько они чутки к потребностям ребенка, какие стратегии взаимодействия реализуют в общении с ним.

После окончания упражнения происходит обсуждение в рефлексивном кругу.

  1. ролевая игра «Разница взглядов»

Ведущий предлагает участникам определить, кто будет играть роль ребенка (один человек), а кто воспитателей (три человека). Остальные участники выступают в качестве наблюдателей. «Воспитателям» даются карточки с заранее приготовленными фразами («Я же тебе говорила, что так и будет», «Тебе нужно было поступить иначе, смотри, к чему это привело», «С тобой так никто не будет дружить» и так далее). «Ребенок» садится на корточки, «воспитатели» встают вокруг него. Ведущим описывается ситуация, что «ребенок» в очередной раз поссорился с ребятами, и теперь они не хотят с ним играть. «Воспитатели» поочередно обращаются  ребенку, используя фразы, написанные на их карточках.

После окончания первого этапа ролевой игры происходит рефлексивное обсуждение на круге.

Для второго этапа снова выбираются три «воспитателя» и «ребенок». Карточки «воспитателей» теперь содержат такие фразы: «Я вижу, тебе нужна помощь», «Ты расстроен, давай я тебе помогу», «С тобой не хотят играть, и очень рассердился из-за этого». И когда воспитатели обращаются к «ребенку», они тоже садятся на корточки, устанавливают контакт глаз и произносят то, что написано на их карточках.

После окончания упражнения происходит обсуждение на круге. Делается акцент на важности установления контакта с ребенком и выборе позиции, которую мы занимаем по отношению к нему.

  1. упражнение «Дорога из желтого кирпича»

Ведущий предлагает участникам объединиться в группы по 3-4 человека и дает каждой подгруппе заранее приготовленные листы желтой бумаги («кирпичики»), символизирующие действия педагогов по выстраиванию отношений с ребенком. Если участники затрудняются, могут быть предложены следующие варианты: положительное отношение к ребенку, важность контакта глаз, внимание к чувствам и потребностям ребенка и так далее. Участникам группы предлагается построить «дорогу» эффективного взаимодействия с ребенком.

По окончанию работы каждая группа представляет свою «дорогу». Происходит рефлексивное обсуждение на круге.

4. Подведение итогов (рефлексия состояния)

5. Ритуал прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...