Семинар для педагогов Креативность и воображение
методическая разработка по психологии

Ирина Михайловна Гришина

Креативность и воображение (семинар-практикум для педагогов)

         Сегодня во всех сферах крайне востребована творческая личность – жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. Это необходимо для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен и адекватно на них реагировать. В связи с этим слово «креативность» сегодня очень популярно.

Под креативностью понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является противоположностью шаблонному мышлении, она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_s_pedagogami_teoriya.doc39 КБ
Microsoft Office document icon seminar_s_pedagogami_praktika.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Креативность и воображение (семинар-практикум для педагогов)

        Сегодня во всех сферах крайне востребована творческая личность – жизнь настоятельно требует от человека качеств, позволяющих нестандартно и продуктивно подходить к любому делу. Это необходимо для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен и адекватно на них реагировать. В связи с этим слово «креативность» сегодня очень популярно.

Под креативностью понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является противоположностью шаблонному мышлении, она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.
          Можно ли развить творческие способности у ребенка?  Да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности.

Некоторые западные психологи считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но российская практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть в себе творчество. Если подобрать соответствующие методы обучения,  то те дети, которых специально этому обучают, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств.

Условия, которые необходимы для развития креативности  у  детей:

1) Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы его самую разнообразную творческую деятельность. Например, еще задолго до обучения чтению ребенку дают играть кубиками с буквами и во время игры  называют ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.  

2) Предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельности. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь не превращать в подсказку. Не надо делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.  

3)Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для развития творческого поиска. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству поощрять их, и проявлять  сочувствие  к  его  неудачам. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

4) Личность педагога является решающим фактором. Насколько ярко и эмоционально он преподнесет информацию, насколько сумеет завлечь и заинтересовать  детей, настолько и эффективна будет работа по развитию воображения. Нужна игра и яркие эмоции с вашей стороны. А если педагог является для детей авторитетом, то они охотнее идут за ним  и с увлечением подхватывают его идеи. Ну и конечно, помимо самостоятельного примера, педагог часто подбрасывает темы для игр и идеи для размышления.

Воображение играет в жизни ребенка значительно  большую роль, чем в жизни взрослого. Главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика, угрожать злому волшебнику, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене, в мультике), вызывает у него самые сильные эмоции.

Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда даже и видят) добрую фею. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Как развивать в детях творческие способности?

В самых разных ситуациях спрашивайте: «А что, если...?» Предлагайте на рассмотрение темы типа: «А что случится, если вдруг не станет солнца? или что будет, если не станет игрушек, во что мы будем играть?» или «Представь, что ты пишешь сказку «Колобок». Как бы ты хотел ее изменить?».

Играйте с ребенком в «плохо/хорошо» (плохо, если идет дождь: лужи, грязь, нельзя гулять; хорошо, если идет дождь: можно бегать по лужам, трава и деревья ярче зеленеют). Вместе придумывайте самые разные темы для этой игры: плохо/хорошо, что ваша собака не умеет говорить; когда болеешь и т. д.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Что будет делать Буратино в гостях у Винни-Пуха? А в замке Людоеда? А как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах? Что если к тебе прилетел Карлсон? А если ты встретишь Маугли?

Главное научить детей размышлять, мыслить. Поощряйте нестандартные, творческие ответы, далекие от шаблона. Надо стараться давать возможность говорить детям на заданные темы как можно чаще. Особенно тем детям, которые обычно на занятиях отмалчиваются.

Можно вместе придумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, сломанная ветка, морозные узоры на стекле. А камушки на берегу? Может быть, это живые существа и разные вещи, заколдованные волшебником? На что похож каждый из них?

В обычном, повседневном общении с детьми давать им больше инициативы, ставить новые, неожиданные задачи. Во что будем играть сегодня? Кем будешь ты в игре и кем буду я? Что я должна делать и говорить? А ты? Пусть решают сами. Пусть учатся представлять не только новые предметы и их сочетания, но и особенности характера другого человека и его поведение.



Предварительный просмотр:

Нельзя научить тому, чем сам не владеешь. Поэтому сейчас мы с вами проведем 3 задания. С одной стороны это тесты, т.е. это будет выглядеть как психодиагностика. С другой стороны, в процессе выполнения этих заданий, будет развиваться ваше воображение и креативность, т.е. можно назвать их коррекционо-развивающими упражнениями.

1) Сходства и отличия. Напишите у себя на листке как можно больше вариантов, чем похожи и чем отличаются рубка деревьев и создание прически (5 мин).

2) Напишите буквы Н Г О К. Задание: нужно составить как можно больше предложений, первая буква Н, вторая Г, тертья О, четвертая К. Например: николай говорит очень красиво (5 мин). Затем по желанию участники зачитывают самые интересные варианты.

        3) Раздать листы со стимульным материалом. Задание: дорисовать  в каждом квадрате так, чтобы получился законченный рисунок (10 мин).

                                             

        По окончании выполнения посчитать количество адекватно нарисованных рисунков. Ошибки: цифры, буквы, просто геометрические фигуры; кошка, черепаха – засчитывается как 1 ответ «животные»;  ромашка, подсолнух – засчитывается как 1 ответ «цветы».

        Норма для подготовительной группы: до 4х правильных рисунков – низкий результат, 5-6 рисунков – средний результат, 7-8  – высокий результат.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов Доу "Развитие воображения у детей дошкольного возраста"

знакомство с психической функцией воображение, способами его развития. Знакомство с приемами развития воображения у детей посредством активизации фантазии....

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский...

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога»

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога» Цель: развитие личности и профессиональных качеств педагогов через развитие творческого мышления...

Деловая игра для воспитателей “Креативный педагог – креативный ребенок”

Цель данной деловой игры: развитие творческого потенциала педагогов...

Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»

Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»...

Деловая игра с педагогами ДОО "Креативный педагог-креативный ребенок"

Актуальность креативных качеств современного воспитателя сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, ...