Презентация по теме сказкотерапия.
презентация по психологии

Стрельникова Елена Александровна

Сказкотерапия как одна из технологий здоровьесбережения  в ДОУ
«Лечение сказкой»

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon strelnikova.pdf2.88 МБ
Файл ozvuchka.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Разрешите представить Вам опыт работы, который я назвала «Лечение сказкой». Выбор данной темы обусловлен с одной стороны тем, что я сама была воспитана на сказках и до сих пор благодарна родителям за это. А с другой – моим тесным знакомством со сказкотерапией во время, когда я получала второе образование психолога. Синтез полученных знаний, жизненного опыта, воспитание моих двух детей и личных взглядов позволили мне успешно применять потенциал сказок в воспитании и развитии детей с первого дня моей педагогической работы в детском саду, а значит более 5 лет.

Слайд 2

Одна из главных проблем современной педагогики – необходимость взращивания всесторонне развитой личности ребенка, что обусловлено ежегодно повышающимися требованиями социума к знаниям, умениям, навыкам и личностным характеристикам человека как субъекта общества. Это привело к тому, что малыша буквально с рождения начинают всячески развивать и обучать. С одной стороны ничего плохого в этом нет, но с другой – нервная система ребенка часто не справляется с предоставляемым ей объемом информации. В итоге процесс обучения становится малоэффективным, и при этом провоцирует ряд психологических и функциональных проблем в психике ребенка.  К сожалению, я часто наблюдаю это в своей педагогической практике.

Слайд 3

Чтобы избежать подобных негативных тенденций в развитии ребенка я опираюсь на естественные для него виды деятельности – это, прежде всего, игра, общение, изобразительная деятельность и театрализация.

        Базисом, скрепляющим все эти виды деятельности, на мой взгляд, является сказка.

Новизна темы заключается в том, что использование сказкотерапии в работе с дошкольниками позволяет не только решать профилактические, образовательные, воспитательные задачи, но и предоставляет возможность интегрировать образовательные области.

Слайд 4

 Раскрывая мою тему, могу сказать, что сказкотерапия способствуют:

- сохранению и укреплению психического здоровья,

- профилактике тревожности, агрессивности,

- развитию положительных эмоций, добрых чувств.

- формированию жизненной компетентности,

- реализации собственного личностного потенциала.

  Актуальность метода следует из моих наблюдений за детьми. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, около 40% детей - отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности.

В этой связи возникла потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, в развитии духовно-нравственных качеств детей. И в этом мне помогает сказкотерапия.

Почему я выбрала именно сказку?

Слайд 5

По моему мнению, сказки обладают рядом достоинств, благодаря которым так легко воспринимаются психикой детей. 

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сам термин появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение.    Опираясь на эти достоинства, и с помощью замечательных книг,( одна из первых –«Практикум по сказкотерапии» автор Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева (кстати рекомендую, книг этого автора более ста  и они очень интересны и полезны),  она Президент Международного союза сказкотерапевтов., можно получить максимум воспитательно-образовательного результата при минимальных ресурсных затратах со стороны педагога, при этом решаю и дополнительные задачи.

Слайд 6

На следующих слайдах моя практика использования сказкотерапии.

Чтение – основа использования дидактического потенциала сказок. Надо внимательно слушать, запоминать и понимать, это способствует развитию левого полушария мозга детей.  А обилие в тексте художественных средств выразительности, особая стилистика, темп, тембр, эмоциональность и громкость голоса позитивно влияют на правое полушарие. Как правило, я читаю детям несколько раз в день: утром, перед обедом или сном и вечером. Обязательно использую чтение длинного произведения в течение нескольких недель, чтобы развивать у детей память и внимание. Таким образом мы прочитали «Волшебник изумрудного города», «Незнайка в Солнечном городе», «Необыкновенное путешествие Нильса с дикими гусями».

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, использую ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушек, иллюстраций, картинок, элементов инсценирования, движения пальцами, руками.

Слайд 7

Сказки мы не только слушаем, но и анализируем, не просто отвечая при этом на вопросы, но и отыскивая и разрешая проблемные ситуации. Чаще всего дети затрудняются сами выделить проблему, но с моей минимальной помощью легко справляются с этой задачей. Так мы развиваем аналитические способности моих воспитанников.  

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры, такие как  «У медведя во бору», «Пузырь», «Кот и мыши», «Волк во рву», «Волк и зайцы», «Два Мороза», «Гуси-лебеди», «Буратино и Пьеро» и другие…..У меня собрана большая картотека таких игр.

Слайд 8

 Для закрепления знаний использую дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины, игры –головоломки, угадай из какой сказки предмет,  один начинает – другой продолжает, кто я? ( описание героев сказки), отгадай мою сказку и другие                            

Слайд 9

Сказку легко связать с любым видом изобразительной деятельности, но я предпочитаю рисование. Использую рисование по мотивам сказки, часто создаем с детьми  к ней иллюстрации. Дети любят рисовать то, что остается в сказке «за кадром» или же изображать ее продолжение. Например, мы рисовали жизнь лисы из сказки «Заюшкина избушка», после того, как ее выгнали из дома зайчика. Чаще всего дети рисовали лисе свой собственный дом, демонстрируя этим прекрасные моральные качества.

Рисование, лепка выступают как способы постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных

Слайд 10

Сами создаем куклы, маски, атрибуты и декорации , что  тем самым раскрываем творческий потенциал, личностные возможности, улучшаем настроение, повышают  жизненный тонус,  вдохновляем и  приводим к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Используем разные техники изготовления , например; оригами, бросовый материал, вырезание шаблонов для теневого театра, аппликация

Слайд 11

Используем предметы- заместители. На фото пример : кукол  из деревянных ложек

Сказкотерапевтическая диагностика – это та же самая сказкотерапия, ведь в ее основе лежит методика «неоконченные сказки», а факт общения на языке волшебных историй сам по себе терапевтичен. 

Слайд 12

Как может проходить терапия сказкой ?

Я подбираю сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки просто рассказываю и обсуждаю с детьми, придумываю свои. Играть в сказку – это не только развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных сказок ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Особое внимание уделяю самостоятельному сочинению детьми сказочных сюжетов. Я обратила внимание на то, что большинство детей старше 5 лет не в состоянии самостоятельно придумать сюжетную историю. Причин у этого несколько, но, на мой взгляд, основная заключается в том, что дети уже в состоянии оценить собственные силы и посмотреть на продукт своей деятельности со стороны. Поэтому они «не умеют» рассказывать сказки. Чтобы снять страх неудачи и подарить детям удовольствие от процесса сочинения я плавно включаю их в работу, обучая при этом и направляя, подключаю к этому родителей.

Сочинительство благоприятно отражается на эмоциональном состоянии детей – они становятся уравновешеннее, приобретают способность видеть хорошее в любой ситуации.

Слайд 13

Разумеется, сказки мы и пересказываем, и рассказываем, привнося в них творческий элемент.  Любим ставить рассказчику дополнительное условие, например, рассказать сказку от лица одного из героев.

Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей . Практически ни одна прочитанная нами сказка не обходится без театрализации различными видами театра. Но я предпочитаю спонтанные театрализации, поскольку они в большей мере способны развивать воображение и стимулировать творческие порывы детей. Чаще всего мои дети с помощью мимики и пантомимы обыгрывают сюжет. А игра в «превращалки» вообще одна из наших любимых.

Хорошо применяем при этом пальчиковые и другие игрушки.  

Положительные результаты этого метода:

- узнаешь о ребенке много нового. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать вам решение конкретной проблемы.

Сказочный тренинг иногда строим в виде спектакля, где я превращаюсь в режиссера, а дети – в актеров. Сказочное лицедейство очень им сродни, и это помогает обыграть любые ситуации легко, играючи..

 Для занятий по методу сказкотерапии использую сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон.

Слайд 14

 В своей работе системно  использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий: 

  • Интэрактивную доску
  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Музыкальный центр
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
  • Фотографии
  • DVD – диски (видеофрагменты: фильмов, сказок, мультфильмов по сказкам)
  • Презентации
  • Слайды

Активный пользователь образовательных порталов, платформ, групп в мессенджерах сети Интернет

Слайд 15

Анализируя результативность моей работы с использованием данной технологии, могу утверждать, что, сказкотерапия – дает положительный результат, пусть даже за такой короткий срок. Это один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, и его необходимо включать в работу с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии,  помогаю каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Как говорила ранее решаю и задачи других образовательных областей.  

Слайд 16

Нас волнует прогрессирующее ухудшение здоровья рождаемых детей. Причин тому много. Но здоровье - это не просто отсутствие болезней или физических дефектов; это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия. Именно «Лечение сказкой» останется актуальной технологией здоровьесбережения и  получит свое развитие.

          На будущее планирую продолжать изучать научную литературу, знакомится с опытами и трудами других авторов по использованию сказкотерапии . Использовать сказкотерапию не только в в режимных моментах, но и больше применять в  непосредственной образовательной деятельности, в праздниках, развлечениях.  

А так же активнее подключать родителей, убедить их в значимости элементов сказкотерапии , показать, какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в развитии ребёнка. Привлечь родителей для изготовления атрибутов персонажей по русским народным сказкам . а так же создать библиотеку психотерапевтических и психокоррекционных сказок , которые помогали бы детям избавляться от агрессивности, драчливости, от страхов, от боязни темноты, от жадности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему" Сказкотерапия в развитии речи младших дошкольников"

презентация на тему "сказкотерапия в развитии речи дошкольников"...

Презентация на тему:"Сказкотерапия"

Сказкотерапия-эффективное средство для развиии речи детей среднего возраста....

Презентация на тему:"Сказкотерапия - как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ"

Сказкотерапия -это процесс образования связи между сказочными событиями  и поведением в реальной жизни....

Презентация на тему "Сказкотерапия один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОО"

Сказкотерапия один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОО...

Презентация на тему "«Сказкотерапия,как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

laquo;Сказкотерапия,как одна из здоровьесберегающих технологий в ДОУ»...

Презентация на тему "Сказкотерапия как средство формирование речи у дошкольников"

В данной презентации изложена краткая ознакомительная информация на тему "Сказкотерапия как средсво формирование речи у дошкольников" ориентированная на младший возраст дошкольного образоват...