Педагогическая находка
материал по психологии (старшая группа)

Наталья Игоревна Шевченко

Цветок вежливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_ped._nahodke.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ

Выбранная мною тема не случайна, считаю ее наиболее актуальной на сегодняшний день.

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию.

Усвоение норм вежливости – одна из составляющих социально-личностного развития детей. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке качеств культурного человека.

Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому мы стараемся привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом.

Для того чтобы понять, в чем же проблема сначала выделим определение «Вежливый».

«Вежливый»-соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, выражающий учтивость, исполненный предупредительности.

«Вежливый» - соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое обращение.

«Вежливый»-внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, корректный, уважительный, галантный, светский, тонкий, (благо) воспитанный, приличный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный; субтильный, благовоспитанный, бонтонный, милый, галантерейный, обычливый, куртуазный, мил, пристойный.

Цель моей работы: создание в группе условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.

Задачи: 

  • прививать навыки вежливого поведения;
  • учить доброте, умению осознавать свои поступки, видеть различия между тем "что такое хорошо" и "что такое плохо";
  • приучать творчески относиться к миру, в котором мы живем;
  • учить детей быть вежливыми;
  • упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях;
  • расширять словарный запас вежливых слов;
  • воспитывать активную личность.

Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками (не толкаться) и своими словами (со взрослыми не говорят так, как с приятелями); надо с уважением относиться к имуществу (потому что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит), нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на воспитание вежливости у детей дошкольного возраста.

Сначала я подобрала слова, которые использует вежливый человек, и познакомили с ними детей.

Вместе с детьми мы подбирали  пословицы, поговорки (приложение 1).

Мы ввели  «Цветок вежливости», который был на каждом занятии. Например.

Слово "Пожалуйста"

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его “ Пожалуйста ”.

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

Подумаем, порисуем, поиграем:

• Нарисуй слово Пожалуйста в виде золотого ключика.

• Как трудится слово Пожалуйста во дворе, в семье и в садике?

• Почему слово “ Пожалуйста ” очень важное?

• Вспомните случай из своей жизни, когда “ Пожалуйста ” вам помогло.

• Как нужно произносить слово “ Пожалуйста ”, чтобы оно согрело даже самого хмурого человека? Произнесите так это слово.

Слово "СПАСИБО»

Спасибо маме за заботу

И папе за его работу,

Сестре и брату за компанию

И бабушке за понимание.

Спасибо всем учителям,

И воспитателям и няням,

Спасибо, что гордятся нами

И добрым учат нас делам.

Подумаем, порисуем, поиграем:

• За что вы говорите “Спасибо” своим родным?

• Какое слово дружит со словом “Спасибо”?

• Просила детей встать в круг и давала одному из детей красивый шарик. Ребенок, получивший шарик, должен сказать своему соседу по кругу спасибо за что-либо доброе, а затем передать ему шарик. Игра заканчивается, когда все в круге поблагодарят друг друга.

Во время прогулки проводила подвижную игру «Вежливый паровозик». Цель: продолжать развивать умение использовать вежливые слова в игровой деятельности.

Разбирались различные ситуации и на основе их составлялись правила вежливости . Например.

Ситуация 1. После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Правило 1. Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2. Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Правило 2. Будь вежлив со своими товарищами. (приложение 1).

Рассказы-загадки, используемые для этических бесед со старшими дошкольниками  помогали старшим дошкольникам увидеть себя и своих друзей со стороны, изменить свое поведение.  

С детьми были проведены «Занятие вежливости» («Учимся общаться», «Назовем друг друга по имени», «Волшебные слова» «У нас в гостях бабушка», «Жадным быть нехорошо»). Во время «занятия» дети научились употреблять в речи «волшебные слова» в различных ситуациях.

Играя в игру «Ожившие картинки» дети научились анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. (приложение 3).

Таким образом, проведенная мною работа способствовала воспитанию вежливости у детей. Дети стали здороваться со знакомыми людьми не только дома, но и в гостях, благодарить за оказанную помощь, чаще употребляет вежливые слова, поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может. Дети сами стали замечать, как «выросли» в глазах друг друга. Им нравится быть хорошими. Это заметили и их родители.

Эти качества потребуются не только в детском саду, не только в школе для успешного обучения, но и в жизни: на производстве, в общественной деятельности и в семье.

Важнейшей задачей работы педагогов считаю создание в группе детского сада благоприятных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активному проявлению доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.

Приложение 1

Пословицы о вежливости

  1. На всякое чиханье не наздравствуешься.
  2. Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
  3. В передний угол посоха не ставят.
  4. В просьбе поклон не в потерю.
  5. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  6. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
  7. На всякие приветы надобно иметь ответы.
  8. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
  9. Не спеши хватать: оботри руки.
  10. Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
  11. Ласковое слово - что весенний день.
  12. Когда совесть раздавали, его дома не было.
  13. От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
  14. Поклониться – вперед пригодится.
  15. Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.
  16. С поклону голова не заболит. Поклоном поясницы не переломишь.
  17. Чин чина почитай, а меньшой садись на край!

Приложение 2

Разбирались различные ситуации и на основе их составлялись правила вежливости.

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Правило 1.

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Правило 2.

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Коля, вбежав в группу, закричал: «Привет, Серый!  Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!»

Правило 3.

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

Правило 4.

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.

У Наташи много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют,    выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

Правило 5.

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.


Приложение 3

Рассказы-загадки, используемые для этических бесед

со старшими дошкольниками

  1. Два мальчика встретились в дверях: одному три года, другому 12 лет. Какой мальчик должен уступить дорогу?
  2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» (он сделал три ошибки, какие?)
  3. Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой не вежливый, зовет меня Галькой!». «А ты как его зовешь?» – спросила мама. «А я его вообще никак не зову, я кричу ему «эй, ты!» Кто же из этих детей вежливый?
  4. Шли два прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. у первого в руках было пять предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала. «У вас упала книга» - закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» - удивился тот. «Конечно. У вас же был портфель, 3 книги и большой сверток, а теперь осталось 4 предмета». «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение» - сказал прохожий. «Однако есть правило, которое ты еще не усвоил». Какие правила не усвоил мальчик и как он должен был поступить?
  5. Саша и Оля играли в мяч. Вдруг мяч покатился под горку. Саша бросился за ним и сшиб Олю. Оля упала и заплакала. Когда Саша вернулся, он стал дразнить Олю – «Ревушкой». Правильно ли поступил Саша? Какие он сделал ошибки?
  6. Мальчик 6-ти лет вошел в трамвай с бабушкой. «Подвинься» - сказал он мужчине и сел рядом с ним. Бабушка осталась стоять рядом с внуком. Какие ошибки допустил мальчик?
  7. В трамвае много народа. Вове нужно пройти к выходу. Он стал расталкивать всех и говорить «простите». Правильно ли он поступил?
  8. Петя пришел утром в детский сад. Войдя в группу, он поздоровался с воспитателем и пошел играть с детьми. Что забыл сделать Петя?
  9. Артем ехал с горки на санках и сшиб Таню. Таня упала и заплакала. Артем подошел к тане и сказал: «Вставай, что мешаешь кататься». Как должен был поступить Артем?
  10. В детском саду во время завтрака воспитательница предложила добавить каши. Катя ответила «Не надо». А как бы ответили вы?
  11. Девочка открыла дверь в кабинет заведующей и сказала» «Дайте, пожалуйста, сказки». Какие ошибки допустила девочка?
  12. Вошел мальчик в автобус и скорей сел на свободное место. А как бы поступили вы?
  13. Сережа подошел к помощнику воспитателя и вежливо спросил: «Дайте, пожалуйста, мыло». Помощник воспитателя дополнила к просьбе всего одно слово. Какое?
  14. Наташа долго искала в снегу, а Павлик пригласил ее кататься на санках. Наташа отказалась. Узнав, в чем дело, Павлик подошел к ней и вежливо предложил ей свою помощь. Когда Павлик нашел Наташе варежку, он радостно крикнул: «Нашел! Вот она!» Побежал и отдал варежку, сказав: «На». Наташа взяла варежку и пошла играть. Какие ошибки сделала при этом Наташа, и какие ошибки сделал Павлик?
  15. В умывальной комнате было много детей. Гена вытер руки и быстро пошел, расталкивая детей. На ходу наступал на ноги: «Пропусти, я ведь дежурный». Около дверей его остановила воспитательница и предложила самому исправить свои ошибки. Какие ошибки исправлял Гена?
  16. В воскресенье Миша пришел в гости к Боре. Поздоровавшись, Боря сказал: «Садись». Миша постоял у порога, потом сел на стул. Когда Боря посмотрел на друга, тот сидел весь красный. Почему?
  17. Утром воспитательница младшей группы шла в детский сад. По дороге она встретила девочек из подготовительной к школе группы: Лена и Тоня и Ленина мама. Девочки поздоровались и прошли первыми в дверь, а потом прошла воспитательница и Ленина мама. Воспитательница сделала замечание девочкам. Какое?
  18. Девочка Аня жила с папой, с мамой и бабушкой. Накануне Дня 8 Марта лена ходила радостная, потому что в этот день ей всегда дарили подарки. Она тоже сделала подарок маме. Улыбаясь, подошла к бабушке, которая штопала ей колготки. «Что ты намерена подарить мне?» - спросила она бабушку. Хорошо ли поступила Аня и в чем ее ошибки?
  19.  Дети гуляли на участке детского сада, катались с горки. У всех были лыжи и санки. Только Вите не досталось ничего. Воспитательница сказала, что Сережа покатается немного на лыжах и даст Вите. Но Витя не стал ждать: он подошел к Сереже и вырвал у него из рук лыжи, которые тот держал в руках и собрался кататься. Его остановила воспитательница и предложила самому исправить свои ошибки. Какие ошибки исправлял Витя?

Приложение 4

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«ВЕЖЛИВОСТЬ НИЧЕГО НЕ СТОИТ, НО ДОРОГО ЦЕНИТСЯ».

Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей. Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, при встречи с родными, с воспитателями, детьми. На ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи. Не забывает говорить спасибо за все , что ему кто- то делает. А разве не приятно, когда твой ребенок подает старшим стул или поднимает то, что кто-то уронил, и говорит: «Садитесь, пожалуйста». Но   все это требует очень много внимания и большой работы с ребенком.

Дорогие родители, помните:

- прежде всего, самим родителям надо быть вежливым друг с другом;

- хороший пример проявления вежливости самими родителями - один из самых сильных  и верных способов воспитания вежливости у детей;

Если вы приучаете своего малыша к правильному поведению, то:

- установите за ребенком контроль, не одергивайте его без надобности, особенно в присутствии посторонних;

- используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении;

- ребенку следует объяснять, почему надо поступать так, а не иначе;

- детское сердце очень чутко, ранимо, и важно, чтобы в раннем возрасте в сердце ребенка не оставалось рубцов от незаслуженных обид;

- следите за своими поступками и словами, своим собственным поведением показывайте детям примеры скромности, честности, доброжелательности к людям.


Приложение 5

Методические разработки.

1. Работа с воспитанниками.

  1. Конспект дидактического занятия-развлечения «Путешествие в страну этикета».
  2. Конспект занятия «Поведение в общественных местах».

2. Групповые консультации, беседы

  1. Беседа на тему: «Зачем быть вежливым».
  2. «Учимся вежливости».
  3. «Зачем быть вежливым».
  4.  «О вежливости у детей старшего дошкольного возраста».

3. Памятка для родителей «Вежливость ничего не стоит, но дорого ценится».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...