"Шесть проективных методик с метафорой дерева"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Кретинина Юлия Юрьевна

С помощью рисунка дерева вы сможете выявить отношения в семье ребенка и в коллективе сверстников, рассказать о связях поколений и скорректировать детско-родительские отношения. Используйте метафору дерева, чтобы помочь детям пережить психотравмирующие ситуации. Для воспитателей проведите занятие по профилактике эмоционального выгорания  и помогите подвести итоги года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_metodik_derevo.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Шесть проективных методик с метафорой дерева



С помощью рисунка дерева вы сможете выявить отношения в семье ребенка и в коллективе сверстников, рассказать о связях поколений и скорректировать детско-родительские отношения. Используйте метафору дерева, чтобы помочь детям пережить психотравмирующие ситуации. Для воспитателей проведите занятие по профилактике эмоционального выгорания  и помогите подвести итоги года.

Методика 1. «Три дерева» Э. Клессманн

Методику «Три дерева» проводите со старшими дошкольниками, чтобы выявить эмоциональные отношения в семье. Исследуйте внутрисемейные отношения, их особенности, наличие скрытых конфликтов, о которых детям трудно рассказать словами.

Как проводить диагностику

Перед диагностикой побеседуйте с ребенком и расположите его к себе. Узнайте, как зовут членов семьи, кем они работают. Ребенок может рассказать, сколько комнат в доме, есть ли у него своя комната.

Положите лист А4 горизонтально, подготовьте карандаши, фломастеры или мелки. Прочитайте инструкцию.

Инструкция. Ты любишь рисовать? Давай порисуем. У меня есть бумага и карандаши. Нарисуй, пожалуйста, три дерева цветными карандашами.

Попросите ребенка нарисовать деревья такими, какими он их представляет. Не сравнивайте деревья с членами семьи в процессе рисования, чтобы не подтолкнуть ребенка к приукрашиванию выбранного образа. Когда вы просите нарисовать три растения, ребенок неосознанно спроецирует на бумагу свои отношения с родителями.

Когда ребенок закончит, похвалите его за то, что справился с задачей. Попросите подписать название каждого дерева. Если он не умеет писать, спросите разрешения и сделайте надпись самостоятельно.

Побеседуйте с ребенком. Сначала задайте комфортные вопросы. Например, узнайте, какое дерево больше нравится, какое из них самое большое, какое маленькое, какое самое молодое, а какое старое. Попросите показать самое красивое дерево. Спросите, какое время года на рисунке, какая погода, где растут деревья, в какой земле, питательная ли почва. Попросите рассказать, какие у деревьев корни, ствол, кора, сердцевина и крона, достаточно ли листьев, есть ли плоды.

Предложите ребенку представить себя садовником и спросите, что он будет делать с деревьями. Если ребенок затрудняется, поясните, что деревья можно, например, поливать, удобрять, пересаживать, обрезать ветви и собирать урожай. Уточните, что если у деревьев все благополучно, можно ничего не предпринимать. Спросите, как чувствуют себя деревья после ухода. В конце попросите сравнить каждое дерево с членами семьи. Предложите выбрать цвет карандаша для каждого дерева и подписать их. Все ответы зафиксируйте в протоколе.

Как анализировать рисунок

Рассмотрите композицию. Самое крупное и заметное дерево дети ассоциируют с главным человеком в семье. Самого важного персонажа они помещают в центр листа. Если ребенок нарисовал себя между двумя деревьями, то, скорее всего, родители общаются друг с другом через него, а между собой практически не общаются.

Важно
Самое крупное и заметное дерево дети ассоциируют с главным человеком в семье

Три дерева – это сам ребенок, мама и папа, но некоторые дети сравнивают деревья с другими родственниками, например, братом или бабушкой. Если в семье больше трех родственников, ребенок исключает кого-то из рисунка или изображает дополнительные деревца – важных в его жизни людей. Дети, у которых нет одного из родителей или семья полная, но случаются конфликты, рисуют одно или два дерева.

Если деревья растут на общей земле, семейные взаимоотношения прочные и крепкие. Чем ближе деревья друг к другу, тем значимее отношения с близкими. Кривой ствол, изогнутые ветви и дупло свидетельствуют о травмах, болезнях и неблагополучии. Деревья с плодами дети ассоциируют с людьми-альтруистами.

Проанализируйте ответы ребенка и его поведение. Когда ребенок ухаживает за деревьями в роли садовника, он хочет изменить отношения с семьей. Ребенку может не хватать общения с близкими людьми.

Проведите дополнительную беседу с родителями, чтобы подтвердить или опровергнуть предположения. Спросите о семейных отношениях и месте ребенка в них. Проведите развивающие занятия с ребенком (Страница 1).

Методика 2. «Дерево» Д. Лампена в адаптации О. Лашиной

Справка
Если ребенок предлагает поухаживать за деревьями, которые нарисовал, значит он хочет изменить отношения с семьей

С помощью методики исследуйте отношения ребенка в семье и со сверстниками. Изучите, как ребенок адаптируется к коллективу. Выявите самооценку и уровень притязаний. Для диагностики подготовьте бланки, с изображением человечков на дереве (Страница 2) и карандаши. Человечков на бланках не нумеруйте. Как провести диагностику отношений со сверстниками. Проведите методику в группе. Раздайте бланки. Предложите инструкцию.                          Если ребенок хочет обозначить позиции двух человечков, зафиксируйте, кого он отметил первым, а кого вторым.

Инструкция. Перед вами лесной детский сад. И ходят в него лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом и занимает свое положение. Чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем успешнее он на занятиях и среди ребят. Возьмите коричневый карандаш и раскрасьте ствол и ветки дерева. Внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят. Возьмите красный карандаш и раскрасьте человечка, который напоминает вам себя, ваше настроение в детском саду и ваше положение. Теперь возьмите зеленый карандаш и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть.

Как провести диагностику отношений в семье

Подготовьте два бланка с человечками на дереве. На одном из них вверху поместите восемь кругов. Предложите инструкцию.

Инструкция. Посмотри, какой рисунок я тебе приготовила. Раскрась кружочки карандашами. Каждый кружочек должен быть своего цвета. (Оставьте карандаши тех цветов, которые использовал ребенок.) Теперь посмотри на дерево: на нем и рядом с ним много человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают разные положения. Раскрась человечка, который похож на тебя, отображает твое настроение. Чем выше стоит человечек, тем больше дел у него получается, больше друзей и дома с родными все в порядке. Раскрась человечка, который напоминает тебе маму, папу, сестру или брата, друга. А теперь посмотри на другое дерево. Раскрась человечка, которым ты хочешь быть, на чьем месте хочешь находиться, и человечка, на чьем месте ты хочешь видеть маму, папу, сестру или брата, друга.

Как анализировать методику

Совет
Чтобы, скорректировать детско-родительские отношения, проведите занятие по методике «Семейное дерево»

Отметьте, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Определите номера выбранных позиций и интерпретируйте их по таблице.

Проанализируйте, какие позиции ребенок выбрал для членов семьи и друзей. По раскрашенным кругам определите цветовые предпочтения. Первые три круга – преобладающие цвета, два следующих – нейтральные, три последних – оспариваемые.

Интерпретация положения человечков по методике «Дерево»

Номер человечка

Характеристика

1, 3, 6, 7

Ребенок готов преодолевать препятствия

2, 11, 12, 18, 19

Ребенок общителен, ждет дружеской поддержки

4

Положение ребенка устойчиво. Он хочет добиваться успехов, не преодолевая трудности

5

Ребенок быстро утомляется, чувствует общую слабость. Он застенчив

9

Ребенок мотивирован на развлечения

13, 21

Ребенок отстранен от сверстников, замкнут, тревожен

8

Ребенок отстранен от общения со сверстниками, уходит в себя

10, 15

Ребенок чувствует себя комфортно, адаптирован к саду

14

Ребенок переживает кризисное состояние, «падение в пропасть»

20

У ребенка завышенная самооценка и установка на лидерство

Позицию № 16 дети могут понять, как человечка, которого обнимает другой, а не как того, кто несет на себе другого

Методика 3. «Семейное дерево»

Чтобы скорректировать детско-родительские отношения, проведите с детьми среднего и старшего дошкольного возраста занятие по методике «Семейное дерево». Сформируйте уважительное отношение к старшим, понимание взаимосвязи поколений и помогите ребенку понять свое место и значение внутри рода. Используйте два варианта методики: с пуговицами и с птицами.

Как провести методику с пуговицами

Справка
Методика «Дерево жизни» в модификации А. Кремляковой состоит из частей:
1) Дерево жизни;
2) Лес Жизни;
3) Когда приходит гроза;
4) Рефлексия

Положите перед ребенком лист А4 вертикально, подготовьте цветные карандаши и пуговицы. Предложите инструкцию.

Инструкция. Давай возьмем лист бумаги, карандаш и проведем вертикальную линию в центре листа. Представь, что это ствол дерева. Давай подрисуем его. Что еще есть у дерева? Правильно, ветви, веточки и листочки. (Помогите ребенку нарисовать ствол и три уровня ветвей.) Посмотри, у меня есть пуговицы. Выбери пуговицу, которая принадлежит маме, и пуговицу, которая принадлежит папе. Положи мамину пуговицу слева от ствола, а папину – справа. У каждой семьи есть родовое дерево. Есть оно и у тебя: сейчас мы вместе его создадим. Нижние ветви дерева принадлежат старшему поколению: твоим бабушкам и дедушкам с маминой и папиной стороны. У папы есть мама и папа, и у мамы есть мама и папа. Они четверо – самые старшие в твоей семье, ее опора. Мы называем опору семьи «старшим поколением». Найди четыре самые большие пуговицы и положи на нижних ветвях: маминых родителей – слева, а папиных – справа. У старшего поколения появились дети: у маминых родителей – мама, у папиных – папа. Мама с папой называются «среднее поколение». Возьми две пуговицы поменьше – это мама и папа. Расположи пуговицы над бабушкиными и дедушкиными ветвями. У мамы с папой родился ты (твоя сестра, брат). Это – «младшее поколение». Поэтому найди пуговицу(ы) еще меньше и расположи на самых высоких ветвях. Но дерево не может жить без корней. Корни дерева – родители твоих бабушек и дедушек. Их называют «прадедами». Возьми самую большую пуговицу, положи ее в основание ствола, откуда растут у дерева корни.

Как провести методику с птицами

Положите перед ребенком краски, фломастеры и лист, на котором изображено дерево без листьев. Предложите ребенку инструкцию.

Инструкция. Я приготовила для тебя рисунок. Чего не хватает у дерева? (Помогите ребенку дорисовать листву.) На дереве живет птичья семья, совсем, как твоя. Птичек мы будем рисовать пальчиками. Давай нарисуем птенца. Обмакни пальчик в краску и поставь отпечаток на ветку. Какую краску ты выберешь?

Помогите фломастером дорисовать контур птицы, клюв, глаза и лапы. Далее попросите выбрать цвет и нарисовать птицу-маму. Спросите, кто еще есть в птичьей семье, и дорисуйте их.

Методика 4. «Дерево Жизни» в модификации А. Кремляковой

Используйте методику «Дерево жизни», чтобы помочь старшим дошкольниками пережить психотравмирующую ситуацию. Запланируйте занятие с группой из десяти детей. Проведите методику для профилактики эмоциональных расстройств, тревожности и страхов у детей после травмирующих событий в стране.

Как создать «безопасную территорию»

Подготовьте листы А4, карандаши или фломастеры для каждого ребенка. Спросите, какие деревья дети знают, из чего они состоят. Попросите каждого нарисовать свое дерево.

Дети отмечают на рисунке информацию о себе и своей семье, как проходит их день, что они умеют, о чем мечтают, кого считают близкими и важными людьми. Если ребенок вспоминает об умершем близком человеке и расстраивается, спросите: «Были ли моменты, когда вы с этим человеком были счастливы вместе? Чем этот человек замечателен? Был бы этот человек рад, если бы знал, что ты помнишь его именно таким?».

Предложите приклеить рисунки на стену и написать добрые слова друг другу. Попросите каждого рассказать о своем дереве. Обсудите, что общего у деревьев и чем они отличаются, как защищают и поддерживают друг друга.

Как помочь пережить травму

Помогите дошкольникам рассказать о травмирующих ситуациях в жизни и признать их последствия. Спросите об опасностях, которые угрожают деревьям, узнайте, виноваты ли деревья в них. Обсудите опасности, с которыми могут встретиться дети. Покажите, что дошкольники не виноваты в том, что с ними случилось.

Попросите детей рассказать, что помогло им справиться с трудными ситуациями. Напомните, какими способами они могут поднять себе настроение.

Методика 5. «Дерево как образ человека» Л. Кузнецовой

Совет
Используйте методику «Дерево года», чтобы помочь педагогам подвести итоги календарного года

Чтобы выявить эмоциональное состояние и жизненный ресурс педагогов или родителей, пригласите их на индивидуальную консультацию и проведите методику «Дерево как образ человека». Используйте ее для профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей.

Как провести методику

Подготовьте изображение дерева. Можете использовать метафорические карты, например, из наборов «МEMORY» (Н. Глотова), «Сказка внутри тебя» (Ю. Воловикова), «Дерево как образ человека» (Г. Кац, Е. Мухаматуллина). Предложите инструкцию.

Инструкция. Образ дерева в культуре и психологии часто связывают с человеком и его жизнью. Этот образ люди используют, чтобы донести до других особенности своего состояния. Рассмотрите картину. Задайте вопросы: «Какой отклик получила картина в душе? Вы похожи на это дерево? Каким Вы себя видите? Каким бы хотели быть? Каким Вас видят окружающие?».

После беседы предложите педагогу или родителю нарисовать свое дерево. Выберите реальное, идеальное или желаемое дерево в зависимости от запроса и ситуации.

Методика 6. «Дерево года» Д. Кутузовой

Используйте методику «Дерево года», чтобы помочь педагогам подвести итоги календарного года в метафорической форме. Работайте индивидуально или с группой воспитателей.

Как провести методику

Раздайте каждому педагогу лист А4 и карандаши. Прочитайте инструкцию.

Инструкция. Подошел к концу еще один год. В преддверии нового года подведем итоги праздничным способом. Нарисуйте елочку в горшке. Под елочкой – коробки с подарками, над елочкой – звездочки. На еловых лапах – свечки и шарики.

Далее предложите педагогам представить прошедший год в виде елки. Раздайте шпаргалки (Страница 3) и попросите ответить на вопросы. Если педагоги хотят, они могут поделиться наблюдениями с группой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проективные методики в помощь специалистам

С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые кон...

Проективные методики в психологии.

В психологии существует такое понятие как «проекция», то есть перенос вовне своего внутреннего мира, приписывание своих проблем, черт характера другим предметам и людям. В данном материале дается обща...

Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психического развития.

Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психическоо развития....

Проективные методики: рисуночные тесты.

Проективные методики: рисуночные тесты.Тест «Несуществующее животное»...

проективная методика "Три дерева"

диагностика внутрисемейных отношений...

Проективная методика "Дерево"

Расшифровка методики "Дерево"...