Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психического развития.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психическоо развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проективных методик в изучении особенностей личности дошкольников с задержкой психического развития.

    Психическое развитие личности дошкольника с задержкой психического развития рассматривается в целостности всех индивидуальных проявлений. Чтобы обеспечить условия оптимального развития личности ребенка, необходимо своевременно осуществлять диагностирование особенностей личности дошкольников с ЗПР. Для этого необходим диагностический инструментарий, максимально соответствующий возрастным возможностям дошкольников данной категории. Следует указать, что проективные методы диагностики являются достаточно эффективными в дошкольном возрасте, это определяется тем, что они позволяют изучать базовые, глубинные структуры детской психики, которые трудно диагностировать другими методами, точно соответствуют возрастным возможностям дошкольников, позволяют действовать не напрямую, а опосредованно. Концептуальные положения конкретного психологического направления (психоаналитическая психология, ассоциативная психология, холистическая психология и др.) определяют цели и содержание проективных методов психологии. В отечественной психологии на современном этапе проективные методы рассматриваются в рамках деятельностного подхода, концепции личностного смысла и направлены на раскрытие целостности детской личности (И. Г. Беспалько, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, И.Н. Гильяшева, Е.Т. Соколова и др.).[1, с.36]

       Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации детей с ЗПР. Его преимуществом в этом своём качестве является то, что он – едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в наиболее интимную область детской  психики. Проективные методики позволяют опосредованно, исследовать эти личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Если большинство психологических приёмов направлено на изучение того, как и за счёт чего достигается объективный характер отражения ребенка внешнего мира, то проективные методики ставят целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», которые всегда личностно значимы и которые в силу особенностей развития детей с ЗПР не могут диагностироваться иначе. Так как у данной категории детей преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. В формировании таких психических особенностей большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных в дальнейшем невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности).[2, с. 112-113]

        Проективные  методики  характеризуются  также  глобальным  подходом 

оценке  личности.  Внимание  фокусируется  на  общей  картине  личности  как таковой,не  на  измерении  отдельных  ее  свойств.  Наконец,  проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные  процедуры   обнаружения  скрытых,   завуалированных   или   неосознаваемых   сторон личности, что свойственно детям с ЗПР.[2,с. 99]

    Таким образом, необходимо использовать  подборку проективных методик для диагностики личности дошкольника с ЗПР

Диагностическая программа исследования.

Название методики

Цель методики

Ход обследования

Результат

(обработка)

1.

Методика восьми-цветный тест Лю-шера  

Выявление эмо-ционально хара-ктерологического базиса личности и актуального сос-тояния: усто-йчивость эмоци-онального фона, преобладание на-строения и  эмо-ционального сос-тояния

Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверх-ностью вверх пример-но на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого дайте испытуемому следующую инстру-кцию: "Из предло-женных цветов выбе-рите тот, который Вам больше всего нравит-ся. После того, как будет выбрана нужная карточка, она убира-ется в сторону и кла-дется окрашенной сто-роной вниз. Далее вы просите  испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи и т.д.

Обработка данных см. Приложение №1

2.

Графический тест «Дом. Дерево. Человек».

Определение эмоционального состояния и выявление личностных особенностей ребенка.

Инструкция: «Нари-суй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие воп-росы отвечать: «Рисуй так, как тебе хочется».

Само тестирование со-стоит из двух частей: процесса рисования и беседы после этого. Опрос начинается с рисунка человека.

Примерные вопросы:

  1. Кого ты нарисовал?
  2. Сколько ему лет?
  3. Что он делает?
  4. Какое у него настроение?
  5. Напоминает ли он кого-то из твоих знакомых?

Количественная оценка теста: осуществляется на основе 10 групп симптомокомплексов.Каждый симптомо-комплекс состоит из показателей, которые оцениваются бал-лами; если показатель отсутствует, ставится 0.Присутствие неко-торых признаков оценивается в зави-симости от степени выраженности.(см. Приложение №2)

3.

Графическая методика «Кактус»

Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка

При проведении диаг-ностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и прос-той карандаш. Возмо-жен вариант с исполь-зованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цве-тов, тогда при интер-претации учитывают-ся соответствующие показатели теста Лю-шера.

Инструкция:"На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь".

При обработке результатов прини-маются во внимание данные, соответству-ющие всем графи-ческим методам, а именно: пространст-венное положение размер рисунка ха-рактеристики линий

сила нажима на карандаш

4.

Графический тест «Несуществующее животное»

Изучение психи-ческого состоя-ние детей дошко-льного возраста, в частности выяв-ление уровня агрессивности дошкольника.

Придумайте и нари-суйте несуществу-ющее животное и назовите его несущес-твующим названием.

При толковании ма-териала теста испо-льзуются теорети-ческие положения оперирования сим-волами и символи-ческими геометриче-скими элементами и фигурами.(см. При-ложение 4)   

Проективная методика Расскажи историю».

Оценка динамики личностного рос-та и взаимосвязи личностных черт ребенка.

В качестве стимуль-ного материала высту-пают небольшие по величине истории — рассказы, содержащие вопрос, на который обследуемому ребенку предстоит ответить, завершив тем самым повествование и выра-зив свое отношение к описанным в истории событиям и персона-жам см. Приложение №6.

Количественная об-работка результатов тестирования вклю-чает 4-х бальную систему оценок, соответствующую четырем степеням напряжения иссле-дуемого чувства.

1балл—минималь-ная степень напря-женности;

2балла—средняя степень напряженно-сти,

3балла—повышеная степень напряженно-сти;

4балла—высокая степень напряженно-сти.

    Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные нами проективные методы исследования для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, соответствуют  возрасту и имеющимся отставаниям в развитии. Проективные методы изучения личности дошкольника с ЗПР были подобраны с соблюдением психолого-педагогических условий, необходимых для грамотного проведения этой диагностической процедуры.

Литература.

  1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория и практика применения к исследованию личности ребёнка. - 2-е изд., перераб. и доп./ Н. С. Бурлакова. - М.: ИОГИ, 2006.
  2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста./ С.В. Велиева. — Санкт-Петербург. Речь, 2007.

3.Ковалец И.А. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии и эмоциональной серы: Метод. Пособие для педагогов общего и спец. Образования./ И.А. Ковалец.- М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе дл...

Статья "Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

В данной статье рассказывается об использовании игр на развитие мышления, внимания, восприятия и памяти в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития.....

Методика использования театрализованной деятельности в формировании монологической речи детей с задержкой психического развития.

в данной статье в доступной для неспециалистов форме освещается применение театрализованной деятельности для работы  детьми с ЗПР...

Статья. "Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития"

Задержка психического развития - это состояние характеризующееся заторможенным темпом психического формирования, личностной незрелостью негрубыми нарушениями познавательной деятельности, обладающая те...