Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе
учебно-методический материал по психологии

Богданова Ирина Дмитриевна

Понятие «коммуникативные умения» рассматриваются в различных науках: в дидактике, методике, психологии, педагогике. Для данного исследования наибольшее внимание представляет определение этих понятий в психологии и педагогике. Некоторые аспекты коммуникативной направленности изучались в самом начале развития методических идей в России. К.Д Ушинский, Н.М Соколов, В.И Чернышев считали одной из важных целей образования подготовку учащихся к практической деятельности, но для этого необходимы реальные прикладные знания. Они указывали на необходимость формирования у школьников различных умений и по сути, сформулировали понятие одного из важных коммуникативных умений (не называя этого термина) – умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке [11].

Коммуникация (от лат. сommunicatio – сообщение, передача) – это понятие универсальное, которое используется всеми науками. Но, несмотря на интерес к этой проблеме со стороны педагогов, философов, лингвистов, социологов и других специалистов, этот вопрос в настоящее время еще недостаточно разработан в теоретическом и практическом плане.

В педагогическом словаре в широком смысле слова коммуникация означает связь, взаимодействие, как систем, так и индивидуумов [26]. Так считает и П.И. Пидкасистый [23], который определяет коммуникацию как взаимодействие между двумя или более лицами, связанные с обменом информацией, процесс обмена информацией.

В философском энциклопедическом словаре, коммуникация рассматривается, как обмен сведениями, мыслями, идеями, как передача того или иного содержания от одного сознания – коллективного или индивидуального – другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях [27]. Таким образом, коммуникация предполагает использование знаково-символических средств, наличие которых в общении и взаимоотношениях обязательно.

Г.М. Андреева считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [1].

Н.Г. Казанский, Т.С. Назаров определяют коммуникативные умения как систему приемов, которые обеспечивают готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время вступать во взаимодействие с другими людьми как вербальными, так и невербальными средствами [10].

Под коммуникативными умениями А.В. Мудрик понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения [18].

Исходя из этого, можно сказать, что коммуникативное умение – это умение общаться с людьми, то есть способность людей взаимодействовать, переживать, понимать и влиять друг на друга. 

Во время развития ребенка на всех этапах, его непосредственное взаимодействие со взрослыми в процессе совместной деятельности осуществляется на разных уровнях: моторном (двигательном), материальном (предметном) и информационном (коммуникативном). Здесь коммуникация как одна из сторон и функций общения выступает в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком. Как считает М.И. Лисина: общение для ребенка – это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, удовлетворить свои материальные и духовные потребности, установить с окружающими людьми необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими [25].

В нашем понимании коммуникации мы исходим из концепции деятельности, разработанной А.А. Леонтьевым и имеющей свое продолжение в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина. Общение рассматривается ими как коммуникативная деятельность, имеющую свою структуру, компоненты которой тесно взаимодействуют на каждом этапе своего развития [14].

Согласно теории А.А. Леонтьева, приемы коммуникации соответствуют тем действиям, посредством которых каждый участник коммуникации строит свою деятельность общения и способствует взаимодействию с другим человеком [13].

Ведущей в дошкольной педагогике считается точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, относящая категории «общение» и «коммуникативная деятельность» к синонимичному ряду [15]. Согласно этой концепции процесс развития общения дошкольников со взрослыми и сверстниками представляет собой качественные преобразования структуры коммуникативной деятельности. М.И. Лисина выделила в структуре общения ряд компонентов:

1. Предметом общения является партнер по общению, представляющий собой субъекта.

2. Под потребностью в общении следует понимать стремление человека узнавать и оценивать других людей, осуществляя через них самопознание и самооценку.

3. Коммуникативными мотивами называется то, ради чего субъект вступает в общение. К ним может относиться потребность в узнавании и сближении с другим человеком, в получении информации, в организации совместной деятельности и др.

4. Действия общения являются единицей коммуникативной деятельности, адресованной другому человеку. Среди двух основных категорий действия общения следует отметить наличие инициативных актов и ответных действий.

5. К задачам общения следует отнести поэтапные шаги, при помощи которых осуществляется достижение цели в конкретных условиях. Мотивы  общения и его задачи не всегда совпадают между собой.

6. Средствами общения называются операции, которые позволяют достигать действия общения.

7. К продуктам общения относятся материальные и духовные образования, возникающие в итоге общения [16].

По мнению О.Н. Сомковой ко мму ни ка ти вны е  у ме ни я  де те й до шко льно го  во зра ста  – э то  вла де ни е  ко нстру кти вны ми  спо со ба ми  и  сре дства ми  вза и мо де йстви я  с о кру жа ю щи ми  лю дьми , «у ме ни е  о бща ться  и   по сре дство м о бще ни я  у спе шно  ре ша ть во зни ка ю щи е  и гро вы е , по зна ва те льны е , бы то вы е  и  тво рче ски е  за да чи » [11].

К ко мму ни ка ти вны м о на  о тно си т сле ду ю щи е  у ме ни я :

1. Ре че вы е  у ме ни е  слу ша ть со бе се дни ка  и  пра ви льно  по ни ма ть е го  мы сль, фо рму ли ро ва ть в о тве т сво е  су жде ни е , за да ва ть во про сы , пра ви льно  вы ра жа ть мы сль по сре дство м я зы ка , ме ня ть всле д за  мы сля ми  со бе се дни ка  те му  ре че во го  вза и мо де йстви я , по дде ржи ва ть э мо ци о на льны й то н о бще ни я , сле ди ть за  пра ви льно стью  я зы ко во й фо рмы , в ко то ру ю  о бле ка ю тся  мы сли , слу ша ть сво ю  ре чь и  ко нтро ли ро ва ть е е  но рма ти вно сть, при  не о бхо ди мо сти  вно си ть и зме не ни я .

2. Не ве рба льны е  у ме ни я : у ме стно е  и спо льзо ва ни е  ми ми ки , же сто в, по з и  у ме ни е  по ни ма ть э мо ци и  со бе се дни ка .

3. Пра ви ла  ре че во го  э ти ке та : у ме ни е  всту па ть в ра зго во р (ко гда  и  ка к на ча ть е го  со  зна ко мы ми  и  не зна ко мы ми  лю дьми ); спо со бно сть по дде ржи ва ть и  за ве рша ть о бще ни е  (слы ша ть и  слу ша ть, про я вля ть и ни ци а ти ву , пе ре спра ши ва ть, до ка зы ва ть сво ю  то чку  зре ни я , вы ра жа ть сво е  о тно ше ни е  к пре дме ту  ра зго во ра , сра вни ва ть, при во ди ть при ме ры , во зра жа ть, о це ни ва ть); и спо льзо ва ть фо рмы  о бра ще ни я  к со бе се дни ку  (зна ко мство , при ве тстви е , при гла ше ни е  к ра зго во ру , при вле че ни е  вни ма ни я , про сьба , со гла си е  и  о тка з, жа ло ба  и  со чу встви е , о до бре ни е , по здра вле ни е , бла го да рно сть, про ща ни е ).

М.М. А ле ксе е ва  и  М.И . Я ши на  к о сно вны м ко мму ни ка ти вны м у ме ни я м о тно ся т: у ме ни е  слу ша ть и  по ни ма ть ре чь, у ме ни е  стро и ть о бще ни е  с у че то м си ту а ци и , а кти вно сть в о бще ни и , у ме ни е  ле гко  вхо ди ть в ко нта кт с де тьми  и  пе да го го м, я сно  и  по сле до ва те льно  вы ра жа ть сво и  мы сли , у ме ни е  по льзо ва ться  фо рма ми  ре че во го  э ти ке та  [2].

У че ны е -пси хо ло ги  о тме ча ю т мно же ство  сре дств коммуникации, но  на и бо ле е  ва жны ми , на  на ш взгля д, я вля ю тся  три  о сно вны е  ка те го ри и , вы де ля е мы е  М.И . Ли си но й: э кспре сси вно -ми ми че ски е , пре дме тно -де йстве нны е , ре че вы е  вы ска зы ва ни я  [14].

В и ссле до ва ни я х, по свя ще нны х про бле ма м ко мму ни ка ти вны х у ме ни й по дче рки ва е тся , что  при  и спо льзо ва ни и  э кспре сси вно -ми ми че ски х сре дств о бще ни я  па ртне р про я вля е т сво е  э мо ци о на льно е  со сто я ни е  и  о тно ше ни е  к со вме стно й де я те льно сти  со  взро слы м. Ре че вы е  сре дства  коммуникации я вля ю тся  мно го фу нкци о на льны ми , по ли фу нкци о на льны ми , по ско льку  о ни  на пра вле ны  не  то лько  на  пе ре да чу  и нфо рма ци и  о  ми ре  во кру г ни х и  на  ко о рди на ци ю  и де й в со вме стно й де я те льно сти , но  и  на  пе ре да чу  и х э мо ци о на льно го  со сто я ни я , о це нку  вза и мо по ни ма ни я  с па ртне ро м по  о бще ни ю  [11].

В стру кту ру  ко мму ни ка ти вны х умений М. И . Ли си но й бы ли  включены:

– и нфо рма ци о нно -ко мму ни ка ти вны е  умения; вклю ча ю т в се бя  у ме ни е  на ча ть, по дде ржа ть и  о ко нчи ть бе се ду , а  кро ме  то го  при вле чь вни ма ни е  со бе се дни ка , и спо льзу я  ве рба льны е  и  не ве рба льны е  сре дства  о бще ни я ;

– аффективно‑ко мму ни ка ти вны е  у ме ни я ; про я вля ю тся  в э мо ци о на льно м во спри я ти и  и  ре а кци и  на  со сто я ни е  па ртне ра , про я вле ни е  у ва же ни я  и  о тзы вчи во сти  к со бе се дни ку ;

– регуляционно-ко мму ни ка ти вны е  у ме ни я ; за клю ча ю тся  в спо со бно сти  по мо га ть па ртне ру  в бе се де  и  при ни ма ть по мо щь о т дру ги х, вла де ть спо со ба ми  ре ше ни я  ко нфли кто в, и спо льзу я  со о тве тству ю щи е  ме то ды .

По  мне ни ю  Л.А . Ду би но й, ко мму ни ка ти вны е  у ме ни я  до шко льни ка  вклю ча ю т в се бя  [18]:

– у ме ни е  со тру дни ча ть;

– у ме ни е  во спри ни ма ть и  по ни ма ть (пе ре ра ба ты ва ть и нфо рма ци ю );

– слу ша ть и  слы ша ть;

– го во ри ть са мо му .

В за клю че ни и  мо жно  о тме ти ть, что  не смо тря  на  ра зли чны е  и сто лко ва ни я  по ня ти я  «ко мму ни ка ти вны е  у ме ни я », ко то ры е  встре ча ю тся  в пси хо ло го -пе да го ги че ско й ли те ра ту ре , и х о бъе ди ня е т пра кти че ска я  на пра вле нно сть и  у ка за ни е  ра зно о бра зны х ко мпо не нто в о бще ни я : у ме ни е  сво е вре ме нно  всту па ть в ди а ло г и  за ве рша ть е го , и спо льзу я  ре че вы е  о бо ро ты  для  у ста но вле ни я  ко нта кта , за да ва ть во про сы  в хо де  ди а ло га , по дде ржи ва ть и  за ве рша ть ди а ло г, у ме ни е  о тве ча ть на  во про сы , слу ша ть со бе се дни ка  [21].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе

Понятие «коммуникативные умения» рассматриваются в различных науках: в дидактике, методике, психологии, педагогике. Для данного исследования наибольшее внимание представляет определение этих понятий в психологии и педагогике. Некоторые аспекты коммуникативной направленности изучались в самом начале развития методических идей в России. К.Д Ушинский, Н.М Соколов, В.И Чернышев считали одной из важных целей образования подготовку учащихся к практической деятельности, но для этого необходимы реальные прикладные знания. Они указывали на необходимость формирования у школьников различных умений и по сути, сформулировали понятие одного из важных коммуникативных умений (не называя этого термина) – умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке [11].

Коммуникация (от лат. сommunicatio – сообщение, передача) – это понятие универсальное, которое используется всеми науками. Но, несмотря на интерес к этой проблеме со стороны педагогов, философов, лингвистов, социологов и других специалистов, этот вопрос в настоящее время еще недостаточно разработан в теоретическом и практическом плане.

В педагогическом словаре в широком смысле слова коммуникация означает связь, взаимодействие, как систем, так и индивидуумов [26]. Так считает и П.И. Пидкасистый [23], который определяет коммуникацию как взаимодействие между двумя или более лицами, связанные с обменом информацией, процесс обмена информацией.

В философском энциклопедическом словаре, коммуникация рассматривается, как обмен сведениями, мыслями, идеями, как передача того или иного содержания от одного сознания – коллективного или индивидуального – другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях [27]. Таким образом, коммуникация предполагает использование знаково-символических средств, наличие которых в общении и взаимоотношениях обязательно.

Г.М. Андреева считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [1].

Н.Г. Казанский, Т.С. Назаров определяют коммуникативные умения как систему приемов, которые обеспечивают готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время вступать во взаимодействие с другими людьми как вербальными, так и невербальными средствами [10].

Под коммуникативными умениями А.В. Мудрик понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения [18].

Исходя из этого, можно сказать, что коммуникативное умение – это умение общаться с людьми, то есть способность людей взаимодействовать, переживать, понимать и влиять друг на друга.

Во время развития ребенка на всех этапах, его непосредственное взаимодействие со взрослыми в процессе совместной деятельности осуществляется на разных уровнях: моторном (двигательном), материальном (предметном) и информационном (коммуникативном). Здесь коммуникация как одна из сторон и функций общения выступает в качестве особой формы взаимодействия между взрослым и ребенком. Как считает М.И. Лисина: общение для ребенка – это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, удовлетворить свои материальные и духовные потребности, установить с окружающими людьми необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими [25].

В нашем понимании коммуникации мы исходим из концепции деятельности, разработанной А.А. Леонтьевым и имеющей свое продолжение в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина. Общение рассматривается ими как коммуникативная деятельность, имеющую свою структуру, компоненты которой тесно взаимодействуют на каждом этапе своего развития [14].

Согласно теории А.А. Леонтьева, приемы коммуникации соответствуют тем действиям, посредством которых каждый участник коммуникации строит свою деятельность общения и способствует взаимодействию с другим человеком [13].

Ведущей в дошкольной педагогике считается точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, относящая категории «общение» и «коммуникативная деятельность» к синонимичному ряду [15]. Согласно этой концепции процесс развития общения дошкольников со взрослыми и сверстниками представляет собой качественные преобразования структуры коммуникативной деятельности. М.И. Лисина выделила в структуре общения ряд компонентов:

1. Предметом общения является партнер по общению, представляющий собой субъекта.

2. Под потребностью в общении следует понимать стремление человека узнавать и оценивать других людей, осуществляя через них самопознание и самооценку.

3. Коммуникативными мотивами называется то, ради чего субъект вступает в общение. К ним может относиться потребность в узнавании и сближении с другим человеком, в получении информации, в организации совместной деятельности и др.

4. Действия общения являются единицей коммуникативной деятельности, адресованной другому человеку. Среди двух основных категорий действия общения следует отметить наличие инициативных актов и ответных действий.

5. К задачам общения следует отнести поэтапные шаги, при помощи которых осуществляется достижение цели в конкретных условиях. Мотивы общения и его задачи не всегда совпадают между собой.

6. Средствами общения называются операции, которые позволяют достигать действия общения.

7. К продуктам общения относятся материальные и духовные образования, возникающие в итоге общения [16].

По мнению О.Н. Сомковой ко мму ни ка ти вны е у ме ни я де те й до шко льно го во зра ста – э то вла де ни е ко нстру кти вны ми спо со ба ми и сре дства ми вза и мо де йстви я с о кру жа ю щи ми лю дьми , «у ме ни е о бща ться и по сре дство м о бще ни я у спе шно ре ша ть во зни ка ю щи е и гро вы е , по зна ва те льны е , бы то вы е и тво рче ски е за да чи » [11].

К ко мму ни ка ти вны м о на о тно си т сле ду ю щи е у ме ни я :

1. Ре че вы е у ме ни е слу ша ть со бе се дни ка и пра ви льно по ни ма ть е го мы сль, фо рму ли ро ва ть в о тве т сво е су жде ни е , за да ва ть во про сы , пра ви льно вы ра жа ть мы сль по сре дство м я зы ка , ме ня ть всле д за мы сля ми со бе се дни ка те му ре че во го вза и мо де йстви я , по дде ржи ва ть э мо ци о на льны й то н о бще ни я , сле ди ть за пра ви льно стью я зы ко во й фо рмы , в ко то ру ю о бле ка ю тся мы сли , слу ша ть сво ю ре чь и ко нтро ли ро ва ть е е но рма ти вно сть, при не о бхо ди мо сти вно си ть и зме не ни я .

2. Не ве рба льны е у ме ни я : у ме стно е и спо льзо ва ни е ми ми ки , же сто в, по з и у ме ни е по ни ма ть э мо ци и со бе се дни ка .

3. Пра ви ла ре че во го э ти ке та : у ме ни е всту па ть в ра зго во р (ко гда и ка к на ча ть е го со зна ко мы ми и не зна ко мы ми лю дьми ); спо со бно сть по дде ржи ва ть и за ве рша ть о бще ни е (слы ша ть и слу ша ть, про я вля ть и ни ци а ти ву , пе ре спра ши ва ть, до ка зы ва ть сво ю то чку зре ни я , вы ра жа ть сво е о тно ше ни е к пре дме ту ра зго во ра , сра вни ва ть, при во ди ть при ме ры , во зра жа ть, о це ни ва ть); и спо льзо ва ть фо рмы о бра ще ни я к со бе се дни ку (зна ко мство , при ве тстви е , при гла ше ни е к ра зго во ру , при вле че ни е вни ма ни я , про сьба , со гла си е и о тка з, жа ло ба и со чу встви е , о до бре ни е , по здра вле ни е , бла го да рно сть, про ща ни е ).

М.М. А ле ксе е ва и М.И . Я ши на к о сно вны м ко мму ни ка ти вны м у ме ни я м о тно ся т: у ме ни е слу ша ть и по ни ма ть ре чь, у ме ни е стро и ть о бще ни е с у че то м си ту а ци и , а кти вно сть в о бще ни и , у ме ни е ле гко вхо ди ть в ко нта кт с де тьми и пе да го го м, я сно и по сле до ва те льно вы ра жа ть сво и мы сли , у ме ни е по льзо ва ться фо рма ми ре че во го э ти ке та [2].

У че ны е -пси хо ло ги о тме ча ю т мно же ство сре дств коммуникации, но на и бо ле е ва жны ми , на на ш взгля д, я вля ю тся три о сно вны е ка те го ри и , вы де ля е мы е М.И . Ли си но й: э кспре сси вно -ми ми че ски е , пре дме тно -де йстве нны е , ре че вы е вы ска зы ва ни я [14].

В и ссле до ва ни я х, по свя ще нны х про бле ма м ко мму ни ка ти вны х у ме ни й по дче рки ва е тся , что при и спо льзо ва ни и э кспре сси вно -ми ми че ски х сре дств о бще ни я па ртне р про я вля е т сво е э мо ци о на льно е со сто я ни е и о тно ше ни е к со вме стно й де я те льно сти со взро слы м. Ре че вы е сре дства коммуникации я вля ю тся мно го фу нкци о на льны ми , по ли фу нкци о на льны ми , по ско льку о ни на пра вле ны не то лько на пе ре да чу и нфо рма ци и о ми ре во кру г ни х и на ко о рди на ци ю и де й в со вме стно й де я те льно сти , но и на пе ре да чу и х э мо ци о на льно го со сто я ни я , о це нку вза и мо по ни ма ни я с па ртне ро м по о бще ни ю [11].

В стру кту ру ко мму ни ка ти вны х умений М. И . Ли си но й бы ли включены:

– и нфо рма ци о нно -ко мму ни ка ти вны е умения; вклю ча ю т в се бя у ме ни е на ча ть, по дде ржа ть и о ко нчи ть бе се ду , а кро ме то го при вле чь вни ма ни е со бе се дни ка , и спо льзу я ве рба льны е и не ве рба льны е сре дства о бще ни я ;

– аффективно-ко мму ни ка ти вны е у ме ни я ; про я вля ю тся в э мо ци о на льно м во спри я ти и и ре а кци и на со сто я ни е па ртне ра , про я вле ни е у ва же ни я и о тзы вчи во сти к со бе се дни ку ;

– регуляционно-ко мму ни ка ти вны е у ме ни я ; за клю ча ю тся в спо со бно сти по мо га ть па ртне ру в бе се де и при ни ма ть по мо щь о т дру ги х, вла де ть спо со ба ми ре ше ни я ко нфли кто в, и спо льзу я со о тве тству ю щи е ме то ды .

По мне ни ю Л.А . Ду би но й, ко мму ни ка ти вны е у ме ни я до шко льни ка вклю ча ю т в се бя [18]:

– у ме ни е со тру дни ча ть;

– у ме ни е во спри ни ма ть и по ни ма ть (пе ре ра ба ты ва ть и нфо рма ци ю );

– слу ша ть и слы ша ть;

– го во ри ть са мо му .

В за клю че ни и мо жно о тме ти ть, что не смо тря на ра зли чны е и сто лко ва ни я по ня ти я «ко мму ни ка ти вны е у ме ни я », ко то ры е встре ча ю тся в пси хо ло го -пе да го ги че ско й ли те ра ту ре , и х о бъе ди ня е т пра кти че ска я на пра вле нно сть и у ка за ни е ра зно о бра зны х ко мпо не нто в о бще ни я : у ме ни е сво е вре ме нно всту па ть в ди а ло г и за ве рша ть е го , и спо льзу я ре че вы е о бо ро ты для у ста но вле ни я ко нта кта , за да ва ть во про сы в хо де ди а ло га , по дде ржи ва ть и за ве рша ть ди а ло г, у ме ни е о тве ча ть на во про сы , слу ша ть со бе се дни ка [21].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышл...

Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе

Дети дошкольного возраста очень рано начинают усваивать систему отношений в той среде, в которой они живут. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, ребёнок перени...

Сущность и содержание понятия «музыкальное восприятие» в психолого-педагогической литературе.

Понятие «музыкальное восприятие» в научной литературе имеет различное толкование, т.к. является аспектом изучения разных наук. Прежде чем, остановится на детальном рассмотрении данного фен...

Характеристика понятия "самостоятельность" дошкольника в психолого-педагогической литературе.

Исследователь И.Д. Зверев считает: «Самостоятельность дошкольника – это способность иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, выполнять те или иные ее виды...

Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе

Ключевым моментом развития эмоциональной сферы ребёнка являются освоение им социальных форм выражения эмоций. Также посредством речевого развития эмоции ребёнка становятся осознанными....

Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе

Консультация для педагогов и родителей об особенностях развития детей раннего возраста...

Понятие «Речевое развитие» в психолого-педагогической литературе.

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и деть...