Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сонникова Ольга Фёдоровна

Ключевым моментом развития эмоциональной сферы ребёнка являются освоение им социальных форм выражения эмоций. Также посредством речевого развития эмоции ребёнка становятся осознанными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_safronova_sonnikova_2.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе

Сафронова И.Б., Сонникова О.Ф., воспитатели ГБОУ «Школа № 842»

        Эмоции в переводе с латинского звучат как «потрясаю, волную». Эмоции являются особым классом психических явлений, который проявляется в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Эмоции являются одним из главных механизмов психической регуляции поведения человека.[1]

        Биологическое назначение эмоций заключается в форме актуализации видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой.

        Учёные С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон основали концепцию эмоциональных процессов на методологических принципах теории отражения. Авторы концепции подчеркивают, что эмоции обусловлены отношением между человеком и окружающей средой. Вместе с тем, учёные предполагают, что эмоция является особой формой отношения человека к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям личности.

        Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс – «…это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменения в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой».[2] 

        Л.Ф. Обухова в своих исследованиях пишет, что эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. [3] 

        Эмоциональная сфера входит в структуру личности и находится в тесной взаимосвязи с потребностно-мотивационной сферой, характером и поведением человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии личности, помогает воспринимать действительность и реагировать на нее.

        А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина подчёркивают, что общение и взаимодействие между людьми не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и главное распознавать свои эмоции и управлять  ими.

        Посредством распознавания эмоций мы понимаем друг друга, определяем настроение и эмоциональное состояние собеседника, независимо от того знаком нам человек или он незнакомец.

        Л.С. Выготский справедливо отмечал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».[4] 

        В.В. Зеньковский в своих трудах отводит эмоциональной сфере одно из первых мест по значению в развитии ребенка: «эмоции - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода».

        Вопросы эмоциональной сферы детей представлены в исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.А. Рубинштейна, Т.А. Марковой, Я.З. Неверович, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др. Некоторые их них утверждают, что положительные эмоции создают необходимые условия для активной деятельности мозга и стимулируют познание окружающей действительности.

        Положительные эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности детей,  в развитии мышления.

        Л.С. Выготский, А.В. Запорожец утверждали, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как ради достижения каких-либо целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и окружающей предметной среде».[5] 

        К.Э. Изард в своих исследованиях пишет: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».[6] 

        Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие ученые указывают на то, что развитие эмоциональной сферы детей происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов. При определенных условиях они присваиваются личностью, становятся основой побудительных мотивов поведения.

        Результатом усвоения является своеобразная система мер, эталонов ценности. Сопоставляя наблюдаемые явления дети оценивают эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

        А.В. Запорожец эмоциональную сферу ребенка рассматривал в качестве базовой предпосылки общего психического развития или в качестве фундаментального внутреннего фактора, определяющего его психическое здоровье.[7]

        А.Д. Кошелева под эмоциональной сферой ребёнка видит сложную организованную систему регуляции поведения, определяющую детское благополучие, психическое и соматическое здоровье.[8] 

        Огромную роль эмоции играют и в развитии речевой деятельности ребёнка, влияют на процессы восприятия и порождения детской речи. В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяется особый класс лексики - эмотивный.

        Вместе с тем, важно формирование и развитие у детей способностей к распознаванию эмоциональных состояний и эмпатии (пониманию эмоциональных состояний других людей и сопереживанию).

        Ключевым моментом развития эмоциональной сферы ребёнка являются освоение им социальных форм выражения эмоций. Также посредством речевого развития эмоции ребёнка становятся осознанными.

        Исключительную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка играет общение. От характера отношений ребенка с окружающими напрямую зависит, какие именно личностные качества у него будут сформированы.

        Ближайшее социальное окружение ребёнка, как правило, семья. М.И. Лисина подчёркивает влияние семьи на содержание и способы выражения эмоциональных состояний детей. Идеалы взрослых, система требований к ребенку во многом обуславливают содержание, силу и глубину его эмоциональных проявлений.

        Дети дошкольного возраста очень рано начинают усваивать систему отношений в той среде, в которой они живет. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, ребёнок перенимает их ценности, отношение к людям и к окружающему миру в целом.

        Особое значение семейной микросреды в развитии эмоциональной сферы ребёнка объясняется тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависит от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей.

        Отметим, что такие воздействия как одобрение и неодобрение (в особенности со стороны родителей), приобретают в период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.

Список источников

  1. Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001.
  2. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50. -
  3. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..
  4. Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. - С. 740-744. -
  5. Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с.
  6.  Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001.
  8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005.
  9. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Академия, 2001. -117 с.
  10. Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - 2017. - С. 162-164. -
  11. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность /  Б. И. Додонов. - М. : Политиздат, 2001. - 272 с.
  12. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии// Вопросы философии.- 2003.№12.
  13. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис – пресс, 2006.
  14. Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками / Д.А. Дюкарева // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием./ под ред. Г.Ю. Лизуновой. - 2019. - С. 73-76
  15. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.
  16. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2005
  17. Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.
  18. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
  19. Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 131-133
  20. Кряжева Н. Л Радуемся вместе: Развитие эмоционального мир детей.- Екатеринбург: У- Фактория, 2006.
  21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства /  Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.
  22. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб. : Издательство «Питер», 2001. - 464 с.
  23. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства /  Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 752 с.
  24. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика». - М.: Академия, 2004 г.- 288с.
  25. Карелина И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. – 157 c. ISBN 978-80-7526-216-5
  26. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 2006.
  27. Крайчак А.Е. Методические аспекты развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через театрально - игровую деятельность в условиях ДОУ / А.Е. Крайчак // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 3 (20). - С. 660-665
  28. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет, Автореф. Дис.- М.,2003.
  29. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии. – М., 2003.
  30. Мухина В.С. Детская психология. -- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2007. -- 352 с. "Мир психологии".
  31. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
  32. Маракушина И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор развития эмоционального мира детей / И.Г. Маракушина, Е.А. Рега // Традиции и новации в дошкольном образовании. - 2018. - № 5 (8). - С. 31-33
  33. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр "Академия", 2003.
  34. Пичугина И.В. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками / И.В. Пичугина // Традиционные национальнокультурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2017. № 2 (12). С. 50-54.
  35. Пономарёва И.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях / И.В. Пономарёва // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. - № 2 (8). - С. 46-48.
  36. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 2.
  37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 2007.
  38. Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология "Открой себя". М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
  39. Смирнова Н.Н. Особенности рефлексии различных эмоций у детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 6. - С. 6 – 15.
  40. Соловьева Е.А. Театрализованные игры как средство развития эмоцинальной сферы детей среднего дошкольного возраста / Е.А. Соловьева // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - № 2-2. - С. 376-377.
  41. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М. 2007.
  42. Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / О.П. Тузова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 12-1. - С. 259-262. -
  43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Владос, 2006.
  44. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2008.
  45. Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 48-51.
  46. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2001.
  47. Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 2002.
  48. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 2005
  49. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. М.: Просвещение, 2012.
  50. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиций структурно-диалектического подхода / Н.Е. Веракса, М.Н. Гаврилова М.Н., А.К. Белолуцкая, К.С. Тарасова // Сибирский психологический журнал. - 2020. - № 75. - С. 115-143.


[1] Ильин, Е. П. Эмоции и чувства /  Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с

[2] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М. : Прогресс, 1979. – 392 с.

[3] Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 48-51.

[4] Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005.

[5] Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 131-133

[6] Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб. : Издательство «Питер», 2001. - 464 с.

[7] Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.

[8] Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие застенчивости в психолого-педагогической литературе.

Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика.Проблему ...

Понятие познавательной деятельности детей в психолого-педагогической литературе

Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащих­ся, вопросам его формирования и развития посвящено значитель­ное количество исследований....

Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе

Дети дошкольного возраста очень рано начинают усваивать систему отношений в той среде, в которой они живут. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, ребёнок перени...

Сущность и содержание понятия «музыкальное восприятие» в психолого-педагогической литературе.

Понятие «музыкальное восприятие» в научной литературе имеет различное толкование, т.к. является аспектом изучения разных наук. Прежде чем, остановится на детальном рассмотрении данного фен...

Характеристика понятия "самостоятельность" дошкольника в психолого-педагогической литературе.

Исследователь И.Д. Зверев считает: «Самостоятельность дошкольника – это способность иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, выполнять те или иные ее виды...

Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе

Консультация для педагогов и родителей об особенностях развития детей раннего возраста...

Понятие «Речевое развитие» в психолого-педагогической литературе.

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и деть...